История развития этологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

В наше время большое внимание люди обращают на окружающий их мир. Поведение животных интересовало людей разных времен. Еще древние люди следили за повадками животных, чтобы охота была удачной, об этом нам говорят наскальные росписи. Поведение животных изучает наука этология (греческий эпос - обычай, нрав + логос - слово, понятие, учение) - наука (раздел зоологии) о поведении животных в естественных условиях. Этология уделяет внимание преимущественно генетическим обусловленным (наследственным, инстинктивным) формам поведения, их эволюции. Эта наука сформировалась в 30-е годы XX века благодаря работам австрийского ученого И. Тимбергена (родился в 1915).

Содержание работы

Введение
Предмет, методы и задачи этологии.
Методы этологии - наблюдение и эксперимент
Историческое развитие этологии.
Общие направления
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Необихевиористская теория
Научение
Теория инстинкта К. Лоренца
Литература

Файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Классическим методом  этологии является лабораторный эксперимент  с последующей математической обработкой полученных данных , включая статистический анализ и контроль за переменными.

После сбора фактического материала начинается этап толкования полученных данных, формулировки теорий. (Часто выдвижение гипотез предшествует сбору фактического материала). И  на этом этапе перед всеми исследователями, изучающими животных ( будь это "классические" этологи или "классические" зоопсихологи), встает крупная проблема : как избежать антропоморфизма.

Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных человеческими  качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения.

Тенденция, противоположная  антропоморфизму - териоморфизм - то есть наделение человека свойствами животных, также не специфична для этологии, а известна из древности и вытекает из противоположного проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с внешним объектом.

С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять животных человеческими качествами, боролся  еще в конце прошлого века исследователь  поведения животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал труд "Введение в сравнительную психологию", в котором сформулировал "закон  экономии", или "канон Ллойда Моргана", который гласит: "то или иное действие нельзя интерпретировать как результат  проявления какой-либо высшей психической  способности, если его можно объяснить  на основе способности, занимающей более  низкую ступень на психологической  шкале". Это утверждение является частным случаем утверждения, носящего название "бритва Оккама" (иногда - "лезвие Оккама"), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На современном языке принцип  Оккама формулируют следующим образом: "То, что можно объяснить посредством  меньшего, не следует выражать посредством  большего", или "Без необходимости  не следует утверждать многого", или "Не следует множить сущности", или "из двух объяснений следует  выбирать наиболее простое".

Позднее Морган расширил "закон  экономии", показав, что границы  применения "закона экономии" следует  уточнять в каждом отдельном случае: "правило никак не исключает  взгляда на определенное действие как  на результат высших мыслительных процессов, если мы уже располагаем независимым  доказательством их присутствия  в действующем агенте".

Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма занял сторонник "закона экономии" Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами "плоским эволюционизмом" или "монизмом снизу". Леб стирал всякую грань между человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов, которые он определял как "вынужденные движения". Поведение, по Лебу, можно интерпретировать как результат прямого физического или химического воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого, действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.

Почему такие крайние  взгляды получили своих сторонников? Распространение "монизма снизу" было следствием неприятия интроспекционистских позиций в психологии, которые отождествляли психику с явлениями сознания. Интроспекционизм - взгляд внутрь. Интроспекционисты полагали. что при некоторой тренировке человек способен осознавть свои психические процессы и сообщать о них. Поведение животных также должно было интерпретироваться в системе понятий умственной деятельности. Интроспекционист Титченер писал, что когда психолог пытается понять умственные процессы ребенка, или собаки. или насекомого, проявляемые в поведении, он должен опираться на собственный ум как единственное средство интерпретации ума другого организма.

Против подобного антропоморфизма (или "монизма сверху") и выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими последователями.

В бихевиоризме единственной научной реальностью и предметом  психологии было объявлено поведение. Под поведением понимали лишь совокупность реакций организма в ответ  на определенную стимуляцию. Единицей поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из "серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и  кончающихся в эффекторе". Дальнейшее развитие бихевиоризма довело подобный "монизм снизу" до крайних позиций. "Нам ничего не нужно для объяснениея поведения, кроме обычных законов физики и химии", - писал Уотсон.

 

3.2. Бихевиоризм

 

Классическая этология возникла внутри психологии в связи с интересом  к проблемам эволюции высших психологических  функций. На ранних этапах своего развития этология была тесно связана со сравнительной  психологией. Этологи начала ХХ века, такие как Йеркс, Лэшли, Шнейрла, Уотсон, изучали различные формы поведения животных разных систематических групп. Постепенно работы по самым широким формам поведения, например, по общественному поведению, пищевому, материнскому, а также работы по онтогенезу поведения стали вытесняться работами, посвященными одному только научению.

Чем была вызвана эта тенденция?

Многие крупные направления, которые господствовали в психологии в начале ХХ века, основной проблемой  психологии считали проблему сознания. Ряд психологов того времени ставил знак равенства между психикой и сознанием. Например, структуралист Эдвар Титченер утверждал, что основной проблемой психологии является изучение структуры сознания.

Бихевиористы полностью изменили понятие о психике. Пионер бихевиористского движения Эдвард Торндайк поставил в 90-х годах Х1Х века опыты, которые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Сам Торндайк называл себя не бихевиористом, а коннексионистом. Торндайк опубликовал в 1898 году работу "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Под ассоциацией Торндайк понимал не связь между идеями или между идеями и движениями. как было принято в то время. а связь между движениями и ситуацией. Торндайк изучал научение у кошек и собак в "проблемных клетках" и сформулировал в 1911 году вывод о том. что законы, управляющие научением, одинаковы по существу для всех видов. Торндайк показал роль подкрепления в обучении и сформулировал "закон эффекта".

Успешность экспериментов  Торндайка привела к упадку сравнительной психологии, но привела к расцвету этологи бихевиористского направления. В 1910 году в США существовало 8 этологических лабораторий, выходило несколько этологических журналов.

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим актам, доступным для наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций в ответ на определенную стимуляцию.

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение  является ответом на соответствующий  стимул.

 

3.3. Гештальтпсихология

 

"Гештальт" - по-немецки "образ", "форма", "целостность". Школа начала формироваться с 1912 года в Германии. По мнению гештальтпсихологов, предметы, из которых состоит окружающая нас среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (бихевиористы), а виде целостных образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Законы формирования и  развития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По Павлову - для формирования сложных понятий требуется серия повторностей. Только тогда образ запечатлится. ("Условные рефлексы и их формирование"). По гештальттеории: сложнейшие образы осень часто запечатляются практически мгновенно и навсегда. С собакой иногда достаточно одного эксперимента, чтобы она запомнила образ.

Роль образов в психике  животных длительное время недооценивалась. Теперь известно, что для большинства  животных язык зрительных образов намного  важнее аккустических восприятий и даже аккустических коммуникаций. Сейчас считают, что именно восприятие зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от группы к группе.

Интересно, что Эйнштейн считал, что он никогда не мыслил языком, словами, а только образами (из книги Вольфганга Келера, одного из основателей ГП, об Эйнштейне). Сейчас считают, что словесно-понятийный язык сформировался наиболее поздно в эволюции. Первична предметно-образная форма мышления. О двух видах мышления говорит и Юнг в своей работе "Либидо, его метаморфозы и символы". Юнг пишет, что эволюционно первично образное мышление, которое есть мечтание и фантазирование. Это мышление, в отличие от словесного, или определенно-направленного мышления, не создает приспособления к действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление более близкок бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне. Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть повторение филогенеза, то инфантильное образное мышление является ни чем иным, как повторением доисторического периода и античности.

Основные постулаты гештальтпсихологии: (были сформулированы в противопоставление бихевиоризму, как и сама ГП возникла как противоречие бихевиоризму, отсюда специфическая ограниченность ГП)

 

1) Элементом психики являются  целостные структуры, "гештальты".

 

2) Формирование гештальтов подчиняется внутренне присущей организмам способности образовывать простые симметричные замкнутые фигуры.

 

3) Отдельно изолированные  ощущения есть фикция.

 

Процесс накопления информации по гештальттеории происходит на основе:

 

а) реорганизации более  ранних представлений;

 

б) группировки в новых  соотношениях;

 

в) центрирования(выделения доминанты).

 

Значительный вклад в  ГП внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян, впоследствие перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принципов ГП (то есть положений, свойственных данному типу мышления).

 

1) Механизмы восприятия  целостности врожденны.

 

2) Решение задачи - внезапное  "озарение", отчасти независимое  от предшествующей деятельности, совершенно противоположное "пробам  и ошибкам" из прошлого опыта.

 

3) Принцип динамичности, согласно которому течение психических  процессов определяется динамическими,  изменяющимися соотношениями, устанавливающимися  в самом процессе.

 

Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была историческим предшественником общей теории систем.

Макс Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.

Существенным же недостатком  гештальтпсихологии является то, что  методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания своего восприятия.

 

3.4. Необихевиористская теория

 

Первые попытки синтеза  бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную "теорией навыков". Она основана на биологических потребностях организма. Также Халл ввел представление о "стремлении к цели". Это стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достижения цели. И.П.Павлов ввел понятие "рефлекс цели" раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел понятие "подкрепление". Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения животных на изучение человека.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет "познавательный фактор". Путь к цели, по Толмену - это заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по Толмену является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми процессами познания. Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, "что ведет к чему". То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

Толмен отверг представление о решающей роли двигательной (кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами.

Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией "ожидания и сравнения". Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с действительностью выбирается тот вариант поведения, который приводит к ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальт распознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теорией знакового обучения. Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

Информация о работе История развития этологии