Морфология микроорганизмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:27, методичка

Описание работы

ЦЕЛЬ:
1. Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.
2.Овладеть методами приготовления микропрепаратов и иммерсионной микроскопии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Медицинская микробиология. Её значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.
2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.

Файлы: 1 файл

infa_stud_1 (3).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ


Занятие 1.  Методы изучения морфологии микроорганизмов 

 

ЦЕЛЬ:

1. Ознакомиться с методами  изучения морфологии микроорганизмов.

2.Овладеть методами  приготовления микропрепаратов  и иммерсионной микроскопии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Медицинская микробиология.  Её значение в практической  деятельности врача. Задачи предмета.

2. Оптическая микроскопия. Полезное  увеличение. Разрешающая способность  микроскопа.

3. Принципы иммерсионной, фазово-контрастной, флуоресцентной,  электронной микроскопии.

4. Назначение и типы  микропрепаратов из микроорганизмов:  нативные, окрашенные (позитивно, негативно).

5. Зависимость границ  человеческого познания от уровня  научно-технического прогресса.  Становление микробиологии как  науки.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Техника микроскопии:

а) ознакомиться с техникой фазово-контрастной и люминесцентной (флуоресцентной) микроскопии (Задание 1);

б) овладеть техникой микроскопии  в иммерсионной системе (Задание 2);

в) обсудить схему и  принципы действия иммерсионного и электронного микроскопов.

2.Методика изготовления  окрашенных и неокрашенных микропрепаратов (Задание 2):

а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым  синим или фуксином;

б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить негативным методом.

 

задание для самостоятельной  работы во внеучебное время

заполнить таблицу  по микроскопическим методам исследования.

Методы микроскопии.

 

Вид микроскопии

Принцип

Разрешающая способность

Применение

Иммерсионная

     

Темнопольная

     

Фазово-контрастная

     

Люминесцентная (флуоресцентная)

     

Электронная

     

 

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ


Занятие 2. Строение  бактериальной  клетки.

 

ЦЕЛЬ:

1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Грамму.

2. Изучить строение  бактериальной клетки.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Понятие о сложных методах  окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Граму.

2. Строение бактериальной клетки, как результат эволюционной адаптации (конкретные примеры: капсула, споры, жгутики и др.).

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Сложные методы окраски - метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (Задание 1).

2.Строение бактериальной  клетки (Работа 3)

а) Жгутики

    • рассмотреть препарат из бактерий со жгутиками, окрашенный по Грею;
    • обнаружить движение бактерий при темнопольной микроскопии в препарате «раздавленная» капля;

б) Капсула. Рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;

в) Внутриклеточные включения. Рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;

г) Споры бактерий

    • рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Граму;

д) Клеточная стенка. Рассмотреть  препарат плазмолиз дрожжей, окраска по Бурри-Гинсу.

 

задания для самостоятельной работы во внеучебное время

Заполнить таблицу.

Обязательные  и необязательные компоненты бактериальной  клетки

 

№ п/п

Обязательные  компоненты

Необязательные  компоненты

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

 

 

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ


Занятие 3. Сравнительная морфология микроорганизмов.

 

ЦЕЛЬ:

1. Освоить сложный  метод окраски бактерий по  Цилю-Нильсену.

2. Изучить сравнительную  морфологию групп микроорганизмов:  простейших, грибов, бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Цилю-Нильсену.

2. Основные группы микроорганизмов  и их взаиморасположение в  природе.

3. Связь формы и содержания, морфологии  и функции на примере морфологии отдельных групп микроорганизмов.

4. Сравнительная морфология  простейших, грибов, бактерий, спирохет, риккетсий, микоплазм, хламидий, вирусов.

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Сложные методы окраски - метод Циля-Нильсена. Окрасить по методу Циля-Нильсена препарат их кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (Работа 1).

2.Морфология микроорганизмов (Работа 2)

а) определить в готовых  препаратах кокковидные и палочковидные  формы бактерий;

б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;

в) рассмотреть риккетсии  в препарате из чистой культуры;

г) рассмотреть вирионы  в препарате, обработанном по методу Морозова.

 

задания для самостоятельной  работы во внеучебное время

Заполнить таблицу.

 

Отличительные признаки основных групп микроорганизмов.

 

 

Место в системе 

организмов

Ядро

Оболочка

Простейшие

     

Спирохеты

     

Грибы

     

Бактерии

     

Риккетсии

     

Вирусы

     

Хламидии

     

Микоплазмы

     

 

Экология  микроорганизмов

З А Н Я Т И Е  №1

Микрофлора организма человека и ее функции. Распространение микроорганизмов в окружающей среде. Санитарно-показательные микроорганизмы

воды, почвы, воздуха

 

ЦЕЛЬ:

1. Овладеть методами  бактериологической оценки факторов  внешней среды.

2. Изучить нормальную микрофлору  тела человека.

3. Ознакомиться с препаратами для коррекции микроэкологических нарушений (эубиотики).

 

Вопросы для  подготовки:

1. Формы симбиоза. Особенности  паразит - хозяинных взаимодействий.

2. Микрофлора окружающей среды  (вода, воздух, почва) ее роль в  распространении патогенных микроорганизмов.

3. Санитарно-показательные микроорганизмы. Методы оценки санитрано-микробиологического состояния окружающей среды.

4. Микрофлора тела человека, ее  роль в норме и при патологии.

5. Нормальная микрофлора желудочно-кишечного  тракта в зависимости от возраста  и питания ребенка (педиатрический  факультет).

6. Препараты для восстановления  нормальной микрофлоры, природа,  классификация и механизм действия.

 

План самостоятельной  работы:

1. Учесть результат посева воздуха  различных помещений лечебно-профилактического учреждения (Работа 1).

2. Оценить результат определения ОКБ в питьевой воде (Работа 2).

3. Изучить препараты для восстановления  нормальной микрофлоры (Работа 3).

4. Ознакомиться с таблицами «Нормальная  микрофлора тела человека» и  «Микрофлора кишечника новорожденных» (для педиатрического факультета).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ:

В тетради для практических занятий  составить и заполнить таблицу

Формы симбиоза

Механизм

взаимодействий

Примеры

взаимодействий

1. Комменсализм

(паразит-хозяин)

   

2. Мутуализм

(паразит-хозяин)

   

3. Паразитизм

(паразит-хозяин)

   

4. Антагонизм

(межмикробные взаимодействия

   

5. Синергизм

(межмикробные взаимодействия)

   

6. Индифферентность / Нейтрализм

(межмикробные взаимодействия)

   

 

 

З А Н Я Т И Е  №2

Асептика

 

ЦЕЛЬ:

1. Изучить действие  физических и химических факторов деконтаминациина на микроорганизмы.

2. Ознакомиться с практическим  использованием в медицине результатов  действия факторов внешней среды на микроорганизмы.

3. Усвоить принципы  микробиологической оценки качества  стерилизации и дезинфекции.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Факторы внешней  среды, действующие на микроорганизмы.

2. Результаты действия  факторов внешней среды на  микроорганизмы.

3. Условия, определяющие  результат действия факторов.

4. Практическое использование  знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, стерилизация, дезинфекция и антисептика.

5. Понятие об асептике.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ:

1. Действие физических и химических  факторов на бактерии:

    • поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие бактерии (Работа 1);
    • поставить опыт по действию карболовой килосты на взвесь стафилококка (Работа 2);
    • учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Работа 3).

2. Практическое применение действия  факторов внешней среды на  микроорганизмы:

    • ознакомиться с устройством и работой автоклава – экскурсия в автоклавную (Работа 4).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ:

1. В тетради для практических  занятий составить и заполнить  таблицу

Таблица. Основные методы дезинфекции и контроля качества дезинфекции

 

Объект

Метод

дезинфекции

Метод

контроля

Воздух в перевязочных, операционных

   

Поверхности

   

Инструменты, белье, перевязочный материал

   

 

2. Решить ситуационную задачу.

Бактериолог в  течение дня работал с культурами синегнойной палочки (Pseudomonas aeruginosa), протея (Proteus sp.) и золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). По окончании работы стол был обработан 20%-ным раствором хлоргексидина. До и после обработки со стола сделаны смывы, которые посеяли на МПА. Используя результаты, приведенные в таблице, оцените эффективность дезинфекции.

 

Таблица. Результаты исследования

До обработки 20%-ным раствором хлоргексидина

Микроорганизм

P. aeruginosa

Proteus sp.

S. aureus

Число колоний  на МПА

15

3

20

После обработки 20%-ным раствором хлоргексидина

Число колоний  на МПА

5

0

11


 

Объясните причины  появления указанных микроорганизмов  в смывах со стола. Дайте свои рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.

Информация о работе Морфология микроорганизмов