Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:27, методичка
ЦЕЛЬ:
1. Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.
2.Овладеть методами приготовления микропрепаратов и иммерсионной микроскопии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Медицинская микробиология. Её значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.
2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.
МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Занятие 1. Методы изучения морфологии микроорганизмов
ЦЕЛЬ:
1. Ознакомиться с методами
изучения морфологии
2.Овладеть методами приготовления микропрепаратов и иммерсионной микроскопии.
1. Медицинская микробиология. Её значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.
2. Оптическая микроскопия.
3. Принципы иммерсионной,
фазово-контрастной,
4. Назначение и типы
микропрепаратов из
5. Зависимость границ
человеческого познания от
1.Техника микроскопии:
а) ознакомиться с техникой
фазово-контрастной и
б) овладеть техникой микроскопии в иммерсионной системе (Задание 2);
в) обсудить схему и принципы действия иммерсионного и электронного микроскопов.
2.Методика изготовления
окрашенных и неокрашенных
а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым синим или фуксином;
б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить негативным методом.
задание для самостоятельной работы во внеучебное время
заполнить таблицу по микроскопическим методам исследования.
Методы микроскопии.
Вид микроскопии |
Принцип |
Разрешающая способность |
Применение |
Иммерсионная |
|||
Темнопольная |
|||
Фазово-контрастная |
|||
Люминесцентная (флуоресцентная) |
|||
Электронная |
МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Занятие 2. Строение бактериальной клетки.
ЦЕЛЬ:
1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Грамму.
2. Изучить строение бактериальной клетки.
1. Понятие о сложных методах
окраски бактерий и их
2. Строение бактериальной клетки, как результат эволюционной адаптации (конкретные примеры: капсула, споры, жгутики и др.).
1.Сложные методы окраски - метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (Задание 1).
2.Строение бактериальной клетки (Работа 3)
а) Жгутики
б) Капсула. Рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;
в) Внутриклеточные включения. Рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;
г) Споры бактерий
д) Клеточная стенка. Рассмотреть препарат плазмолиз дрожжей, окраска по Бурри-Гинсу.
задания для самостоятельной работы во внеучебное время
Заполнить таблицу.
Обязательные и необязательные компоненты бактериальной клетки
№ п/п |
Обязательные компоненты |
Необязательные компоненты |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Занятие 3. Сравнительная морфология микроорганизмов.
ЦЕЛЬ:
1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Цилю-Нильсену.
2. Изучить сравнительную
морфологию групп
1. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Цилю-Нильсену.
2. Основные группы
3. Связь формы и содержания, морфологии
и функции на примере морфологи
4. Сравнительная морфология простейших, грибов, бактерий, спирохет, риккетсий, микоплазм, хламидий, вирусов.
1.Сложные методы окраски - метод Циля-Нильсена. Окрасить по методу Циля-Нильсена препарат их кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (Работа 1).
2.Морфология микроорганизмов (Работа 2)
а) определить в готовых препаратах кокковидные и палочковидные формы бактерий;
б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;
в) рассмотреть риккетсии в препарате из чистой культуры;
г) рассмотреть вирионы в препарате, обработанном по методу Морозова.
задания для самостоятельной работы во внеучебное время
Заполнить таблицу.
Отличительные признаки основных групп микроорганизмов.
Место в системе организмов |
Ядро |
Оболочка | |
Простейшие |
|||
Спирохеты |
|||
Грибы |
|||
Бактерии |
|||
Риккетсии |
|||
Вирусы |
|||
Хламидии |
|||
Микоплазмы |
Экология микроорганизмов
З А Н Я Т И Е №1
Микрофлора организма человека
и ее функции. Распространение
воды, почвы, воздуха
ЦЕЛЬ:
1. Овладеть методами
бактериологической оценки
2. Изучить нормальную микрофлору тела человека.
3. Ознакомиться с препаратами для коррекции микроэкологических нарушений (эубиотики).
Вопросы для подготовки:
1. Формы симбиоза. Особенности паразит - хозяинных взаимодействий.
2. Микрофлора окружающей среды (вода, воздух, почва) ее роль в распространении патогенных микроорганизмов.
3. Санитарно-показательные
4. Микрофлора тела человека, ее роль в норме и при патологии.
5. Нормальная микрофлора
6. Препараты для восстановления нормальной микрофлоры, природа, классификация и механизм действия.
План самостоятельной работы:
1. Учесть результат посева
2. Оценить результат определения ОКБ в питьевой воде (Работа 2).
3. Изучить препараты для
4. Ознакомиться с таблицами «
Формы симбиоза |
Механизм взаимодействий |
Примеры взаимодействий |
1. Комменсализм (паразит-хозяин) |
||
2. Мутуализм (паразит-хозяин) |
||
3. Паразитизм (паразит-хозяин) |
||
4. Антагонизм (межмикробные взаимодействия |
||
5. Синергизм (межмикробные взаимодействия) |
||
6. Индифферентность / Нейтрализм (межмикробные взаимодействия) |
З А Н Я Т И Е №2
Асептика
ЦЕЛЬ:
1. Изучить действие физических и химических факторов деконтаминациина на микроорганизмы.
2. Ознакомиться с практическим
использованием в медицине
3. Усвоить принципы
микробиологической оценки
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Факторы внешней
среды, действующие на
2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.
3. Условия, определяющие результат действия факторов.
4. Практическое использование
знаний о воздействии факторов
5. Понятие об асептике.
1. Действие физических и
2. Практическое применение
Таблица. Основные методы дезинфекции и контроля качества дезинфекции
Объект |
Метод дезинфекции |
Метод контроля |
Воздух в перевязочных, операционных |
||
Поверхности |
||
Инструменты, белье, перевязочный материал |
2. Решить ситуационную задачу.
Бактериолог в
течение дня работал с
Таблица. Результаты исследования
До обработки
20%-ным раствором | |||
Микроорганизм |
P. aeruginosa |
Proteus sp. |
S. aureus |
Число колоний на МПА |
15 |
3 |
20 |
После обработки 20%-ным раствором хлоргексидина | |||
Число колоний на МПА |
5 |
0 |
11 |
Объясните причины
появления указанных