«Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:41, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение места методики «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и рассмотрение особенностей ее применения на уроках биологии.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии.
Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.
1.2. Образовательные технологии и их основные особенности.
1.2.3.Традиционные технологии
1.2.4.Игровые технологии.
1.2.5.Метод проектов
1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве
1.2.7. Дифференцированный подход в обучении
1.2.8. Тестовые технологии
1.2.9 Информационные технологии

Глава 2. Педагогическая мастерская (ателье)
2.1. Отличительные черты мастерской от других образовательных технологий.
2.2. История возникновения
2.3. Принципы и правила ведения мастерской.
2.4. Практическая значимость мастерской.
Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГНД_проект1.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

        Дифференцированная  организация учебной деятельности  с одной стороны учитывает  уровень умственного развития, психологические  особенности учащихся, абстрактно-логический  тип мышления. С другой стороны  – во внимание принимаются  индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы  в конкретной образовательной  области. 

        Для  повышения эффективности урока  и решения вышеперечисленных  задач применяются различные  виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в определённой последовательности. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. В целом дидактические материалы позволяют:

- направлять поэтапную, пошаговую, систематическую работу учащихся  в классе, во время индивидуальных  занятий;

- акцентировать внимание  на главных моментах содержания  обучения;

- подготавливать учащихся  к усвоению нового материала  путём тщательного восстановления  опорных знаний и умений;

- формировать приёмы учебной  деятельности учащихся; побуждать  их к сознательному усвоению  учебного материала.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом, к учебной деятельности в целом. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированные домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

        Дифференцированный  подход к выполнению домашнего  задания позволяет каждому школьнику  работать в своём оптимальном  темпе, даёт возможность справляться  с заданиями , вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

1.2.8. Тестовые технологии

Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий -  тестовая технология, которая

во-первых, обеспечивает объективность контроля,исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).

во-вторых – позволяет легко обрабатывать результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя.

в-третьих – развивает логическое мышление учащихся, внимательность.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые  по свойствам измерительные материалы (тесты).

Наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.

Отрицательные стороны у тестирования:

-затруднена проверка  глубинного понимания материала, хотя и возможна;

-невозможно проконтролировать  случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания.

Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

В сочетании с другими видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Успешное и эффективное применение методов компьютерного тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах. Или же использовать тестовые программы, в которых имеется возможность перемешивать ответы произвольным образом.

1.2.9 Информационные технологии

        В  настоящее время для реализации  целей педагогических технологий  широко  используются информационные  технологии – технологии с  использованием компьютера и  других технических средств. Обучающие  программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций  как нельзя лучше подходят  для совместной работы пар  или групп учащихся при обучении  в сотрудничестве. При этом участники  работы могут выполнять как  однотипные задания ,взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и  взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.

 

Глава 2. Педагогическая мастерская.

2.1. Отличительные черты  мастерской от других образовательных  технологий.

 

Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

 В мастерской достигается  максимальное приближение к реальному  опыту истинно научного или  художественного постижения мира, потому что каждый ее участник  движется от осознания личного  опыта к опыту национальной  и общечеловеческой культуры  в свободной деятельности. Эта  деятельность имитирует метод  «проб и ошибок», но реализуется  по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

 Другой особенностью  мастерской является реализация  идеи диалога во всех его  аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками  между участниками мастерской, чему  содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы  в парах. Обмен происходит также  между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с  другой. Наконец, идет внутренний  диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик  оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что  чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически  общаться.

 Одно из замечательных  качеств мастерской - то ощущение  свободы творчества и полноценной  жизни, которое переживают и запоминают  ее участники. Оно исключает сухой  академизм и входит в духовный  опыт человека, то есть становится  частью его культуры. Из действующих  педагогических методов работы  мастерская приближается к исследовательским  и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях  мастерской:

- проблемное обучение  в основном опирается на логические  противоречия и связи, а творческий  процесс в мастерской основан  на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;

 

- проблема и направление  исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все  проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях  мастерской принципиально более  значительная, чем в других методах  работы.

Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает. Учиться -  значит придумывать.

2.2. История возникновения

 Педагогическая мастерская  как форма, метод и технология  обучения возникла не на пустом  месте. Идеи свободного воспитания  Л.Н. Толстого, практическая деятельность  С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

 Педагогические мастерские  – это технология, охватывающая  любой возраст в образовании, потому что она соответствует  новой педагогической философии  и, прежде всего, философии образовательных  целей:

 не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

 не дать знания по  конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для  конструирования собственного знания, для создания своего цельного  образа мира;

 не проконтролировать  и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

 не сформировать умение, а помочь выработать навыки  интеллектуального и физического  труда, предоставляя учащемуся право  на ошибку и право на сотрудничество 

 Технология педагогических  мастерских позволяет решить  задачи:

 -личностного саморазвития;

 -образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

 -функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

 -культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

 -социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Педагогическая мастерская  состоит из взаимосвязанных этапов:

 -актуализации и систематизации субъективных знаний;

 -объективизации знаний на основании достижений науки, культуры, искусства.

 Основой активного  получения новых знаний в любой  сфере, включая самопознание, в мастерской  является творческая деятельность  каждого и осознание закономерностей  этой деятельности.

 Помимо школьного предметного  преподавания мастерские в самом  своем процессе реализуют поистине  огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться  в клубной деятельности, в дополнительном  образовании, просто в работе  классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.

 Чем определяется и  как реализуется этот воспитательный  потенциал педагогической мастерской?

1.Наличие выбора деятельности  на разных этапах мастерской  создает ощущение свободы и  возможности самореализации.

2. То, что в мастерской  называется «социализацией» (предъявление  каждым участником, группой или  парой своего творческого продукта),

 содействует формированию  интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии;

 побуждает слушать  и слышать Другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской;

 в процессе мастерской  создается необходимая среда  взаимодействия, а доверительная  среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что  весьма актуально в современной  жизни. Все это содействует, несомненно, воспитанию толерантности и обучению  этике поведения.

3. Мастерская при определенных  условиях (педагогическая философия  мастера, опора на соответствующее  содержание и др.) дает возможность  перехода от бытовых, прагматических  тем к обдумыванию и обсуждению  бытийных ценностных ориентации. Происходит ненасильственным путем  реализация духовно-нравственного  воспитания. Это оказывается возможным  не только для педагогов и  учащихся, но и для родителей.

4. Каждая мастерская - при  выполнении определенных принципов («Все равны, все способны», - говорят  во французской группе Нового  Образования) диагностична как для ведущего мастерскую, так и для любого участника.

5. Может быть, главное  в мастерской - это реализация  возможностей творчества. «Смысл  жизни - в творчестве. А если только  повторять и репродуцировать, то  человечество вымрет, как вымерли  мамонты», - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность  для творчества в самом широком  толковании этого процесса: от  новой идеи до малого предложения  по организации, от рисунка до  особого штриха, от слова до  материального продукта.

 Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают  процесс в мастерской как кусочек  живой жизни. Создатели авторских  мастерских говорят: мастерская - не  урок; в мастерской происходит  «проживание».

Информация о работе «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии