Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:21, реферат

Описание работы

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Файлы: 1 файл

реферат 2011.docx

— 112.94 Кб (Скачать файл)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки УР

МОУ Новоеловская средняя общеобразовательная школа

 Юкаменского района  УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

 

«Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии»

 

 

 

 

                 Автор: Леонтьева Т.Н,

  учитель биологии МОУ Новоеловской СОШ,

                                                       имеющаяся квалификационная категория  – 2

       претендуемая – 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоелово, 2011

                      Введение.

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.

Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков. Типы уроков определяются также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

Хотелось бы обратить более пристальное внимание на приемы  закрепления учебного материала на уроках биологии. Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.

В данном реферате содержатся практические методы и приемы на уроке закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Реферат поможет практикующим учителям биологии разнообразить уроки, усилить познавательный интерес к предмету.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

Приемы закрепления учебного материала на уроках биологии.

  Учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Использование  натуральных объектов в заданиях  для учащихся.

Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:

• Рассмотрите растения засушливых районов России и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.

• Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?

    • По данным комнатным растениям определите класс Однодольные или Двудольные, какова корневая система, жилкование листьев, семейство

2) Прием моделирования.

В качестве примера можно привести следующее задание:

• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

    • Что будет, если из данной пищевой цепи убрать какой-либо организм? или из какой-либо экосистемы?

3) Составление  схем, таблиц:

Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:

Заполните таблицу:

Лягушка - земноводное животное.

Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.

Черты приспособленности к

водной среде

Черты приспособленности к

наземной среде

   

 

На основании изученного материала составьте таблицу:

Основные признаки классов.

Признаки

Класс

двудольные

Класс

однодольные

     

 

 

Найдите признаки животного и растения у эвглены зеленой

Признаки

Животное 

Растение

     

 

4) Использование  символов для выполнения заданий

При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения. Например, при изучении одноклеточных животных. Вспомнить теорию, используя знаки.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

6) «Логический куб» (учит мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия)


                               1) опишите, как выглядит

                               2) сравните (на что похож)

                               3) ассоциируйте (на какую мысль  наводит)

                               4) анализируйте (как образуется)

                               5) выскажите свое мнение 

                               6) + и – 

Например, при изучении Луны, Солнца в 5 классе

Если выпала цифра 1 - Опишите, как выглядит Луна

Цифра 2 – на что похожа Луна?

Цифра 3 – когда вы смотрите на Луну, на какую мысль она наводит?

Цифра 4 – откуда она взялась? Что такое Луна, по-вашему?

Цифра 5 – выскажите свое мнение о Луне.

Цифра 6 – сможете ли вы найти «+» и «-«? (вот какие плюсы нашли учащиеся: плюс – на Луне можно прыгать и в длину и в высоту без особых тренировок, силы притяжения там нет. Еще она освещает путь ночью. Минус – далеко от Земли. Нельзя слетать туда на экскурсию)

7) прием группировки. Цель: систематизация знаний, освоение структуры изучаемого содержания. Обучающимся предлагается ряд понятий – необходимо их сгруппировать, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия

Б) выделить общие признаки

В) сгруппировать

Например, в 7 классе при повторении темы «Класс Земноводные» учащимся предлагается из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

- суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, черепаха 

Ученики называют 3 группы: среда обитания, органы дыхания, животные.  Некоторые выделяют 6 групп: среда обитания, органы, Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, Другие (Другие – группа, которая объединяет представителей другого класса)

8) коллективное разгадывание кроссворда или индивидуально и в паре – сканворда также  побуждает познавательный интерес к предмету  (см. приложение)

9) тестовые задания для  проверки знаний с помощью специальных программ. Такие тесты объективно оценивают знания обучающихся, дают время для проверки знаний. Компьютерные технологии всегда приветствуются обучающимися, поэтому ученики выполняют тесты  с радостью и интересом. 

10) прием  «6 думательных шляп» взят из технологии критического мышления. Он привносит в предложенное задание игровой момент, интригует обучающихся, заставляет провести в группе «мозговой штурм», который, в конце концов, предлагает множество предложений и решений.


Факты, цифры, информация


Эмоции, чувства, интуиция

Осторожность. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?


Преимущества, выгода. Зачем это  делать? Каковы будут результаты?


Предложения, новые идеи

Размышления о мышлении. Подведение итогов на данном этапе. Выдвижение программы мышления


К примеру, предлагается экологическая проблема нашей округи – несанкционированные свалки. 1 группе попалась белая шляпа. Ученики должны вспомнить факты по данной проблеме, привести цифры.

2 группа должна показать  свои эмоции по данной проблеме. Высказать все, что они думают  о свалках, о людях, которые их  устраивают в неположенных местах.  3 группа – желтая шляпа. Предлагает  путь решения из данной проблемы, объясняет, зачем это делать и  каковы будут результаты. 4 группа  – осторожность. Ребята пытаются  подвергнуть сомнению предложенный  путь, объясняют, сработает ли это  в нашей местности. 5 группа –  зеленая шляпа. Предлагает новые  идеи. 6 группа – синяя шляпа, делает  выводы и предлагает свой план (выслушав все точки зрения) по  уничтожению свалок.

 

 

 

 

 

Игра как средство закрепления учебного материала.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

- Игровые действия опираются  на знания, умения и навыки, приобретённые  на занятиях, они обеспечивают  учащимся возможность принимать  рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих  критически.

- Применяя игру как  форму обучения, учителю важно  быть уверенным в целесообразности  её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность  обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную  деятельность учащихся, способствует  развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые можно применять на практике

   а) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

б) игра – загадка.

Учащимся предлагается отгадать по описанию, к примеру, растение. При этом подсказки или наводящие вопросы даются по степени сложности, начиная с наиболее трудных.

  1. это растение называют «Золушкой флоры». Ни на балу, ни на пиршестве его не увидишь
  2. русские крестьяне могли готовить из его семян острую столовую горчицу.
  3. Эта невзрачная травка наделена силой останавливать кровь, особенно внутренние кровотечения.
  4. Это сорняк, но листья его молодые съедобны
  5. Встретить ее можно повсюду: на огородах, возле дорог, на пустырях
  6. Раньше называли ее «кошелишкой» из-за особой формы стручков
  7. А теперь какой-то сумкой                            ответ: пастушья сумка

Информация о работе Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии