Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:21, реферат
Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
Министерство образования и науки УР
МОУ Новоеловская средняя общеобразовательная школа
Юкаменского района УР
Реферат по теме:
«Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии»
Автор: Леонтьева Т.Н,
учитель биологии МОУ Новоеловской СОШ,
претендуемая – 1
Новоелово, 2011
Введение.
Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков. Типы уроков определяются также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.
Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.
Хотелось бы обратить более пристальное внимание на приемы закрепления учебного материала на уроках биологии. Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений, их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением, которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического напряжения.
В данном реферате содержатся практические методы и приемы на уроке закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Реферат поможет практикующим учителям биологии разнообразить уроки, усилить познавательный интерес к предмету.
Приемы закрепления учебного материала на уроках биологии.
Учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний. На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
1) Использование
натуральных объектов в
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
• Рассмотрите растения засушливых районов России и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.
• Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека?
2) Прием моделирования.
В качестве примера можно привести следующее задание:
• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного интереса способствует использование на уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:
Заполните таблицу:
Лягушка - земноводное животное.
Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.
Черты приспособленности к водной среде |
Черты приспособленности к наземной среде |
На основании изученного материала составьте таблицу:
Основные признаки классов.
Признаки |
Класс двудольные |
Класс однодольные |
Найдите признаки животного и растения у эвглены зеленой
Признаки |
Животное |
Растение |
4) Использование
символов для выполнения
При выполнении учебных заданий учащимся могут быть предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект изучения. Например, при изучении одноклеточных животных. Вспомнить теорию, используя знаки.
|
6) «Логический куб» (учит мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия)
1) опишите, как выглядит
2) сравните (на что похож)
3) ассоциируйте (на какую мысль наводит)
4) анализируйте (как образуется)
5) выскажите свое мнение
6) + и –
Например, при изучении Луны, Солнца в 5 классе
Если выпала цифра 1 - Опишите, как выглядит Луна
Цифра 2 – на что похожа Луна?
Цифра 3 – когда вы смотрите на Луну, на какую мысль она наводит?
Цифра 4 – откуда она взялась? Что такое Луна, по-вашему?
Цифра 5 – выскажите свое мнение о Луне.
Цифра 6 – сможете ли вы найти «+» и «-«? (вот какие плюсы нашли учащиеся: плюс – на Луне можно прыгать и в длину и в высоту без особых тренировок, силы притяжения там нет. Еще она освещает путь ночью. Минус – далеко от Земли. Нельзя слетать туда на экскурсию)
7) прием группировки. Цель: систематизация знаний, освоение структуры изучаемого содержания. Обучающимся предлагается ряд понятий – необходимо их сгруппировать, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:
а) сравнить понятия
Б) выделить общие признаки
В) сгруппировать
Например, в 7 классе при повторении темы «Класс Земноводные» учащимся предлагается из указанных понятий выделить группы по общим признакам:
- суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, черепаха
Ученики называют 3 группы: среда обитания, органы дыхания, животные. Некоторые выделяют 6 групп: среда обитания, органы, Безногие, Хвостатые, Бесхвостые, Другие (Другие – группа, которая объединяет представителей другого класса)
8) коллективное разгадывание кроссворда или индивидуально и в паре – сканворда также побуждает познавательный интерес к предмету (см. приложение)
9) тестовые задания для проверки знаний с помощью специальных программ. Такие тесты объективно оценивают знания обучающихся, дают время для проверки знаний. Компьютерные технологии всегда приветствуются обучающимися, поэтому ученики выполняют тесты с радостью и интересом.
10) прием «6 думательных шляп» взят из технологии критического мышления. Он привносит в предложенное задание игровой момент, интригует обучающихся, заставляет провести в группе «мозговой штурм», который, в конце концов, предлагает множество предложений и решений.
Факты, цифры, информация
Эмоции, чувства, интуиция
Осторожность. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?
Преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?
Предложения, новые идеи
Размышления о мышлении. Подведение итогов на данном этапе. Выдвижение программы мышления
К примеру, предлагается экологическая проблема нашей округи – несанкционированные свалки. 1 группе попалась белая шляпа. Ученики должны вспомнить факты по данной проблеме, привести цифры.
2 группа должна показать
свои эмоции по данной
Игра как средство закрепления учебного материала.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
- Игровые действия опираются
на знания, умения и навыки, приобретённые
на занятиях, они обеспечивают
учащимся возможность
- Применяя игру как
форму обучения, учителю важно
быть уверенным в
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную
(оказывает воздействие на
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную
(мотивирует и стимулирует
а) Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
б) игра – загадка.
Учащимся предлагается отгадать по описанию, к примеру, растение. При этом подсказки или наводящие вопросы даются по степени сложности, начиная с наиболее трудных.