Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:21, реферат
Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
ПРОТИВ
Такой прием учит отстаивать свою точку зрения, учит выступать перед аудиторией, учащимся приходится вспоминать пройденный материал для того, чтобы доказать свою правоту.
Н) «Летопись природы». Учитель заранее готовит список растений, относящихся к различным классам покрытосеменных растений. Представителей обоих классов должно быть равное количество. Растений в списке должно быть столько, сколько детей в классе или в 2 раза больше. Список размножается на каждую парту. Растения лучше разместить в алфавитном порядке, так их будет легче найти.
Учащиеся делятся на 2 команды, каждая из которых получает задание называть растения, относящиеся к классу однодольных или двудольных.
Начинает игру один из учеников. Он должен выбрать растение из списка, относящееся к тому классу, который должен называть его команда. Остальные участники вычеркивают это растение из своих списков. Далее игрок другой команды называет растение, относящееся к другому классу . и т. д. если же ученик не может ответить или ответил неверно, то команда пропускает ход. Выигрывает команда, первой перечислившая все растения своего класса.
Класс Двудольные |
Класс Однодольные |
Этот прием помогает систематизировать материал, учит группировать, развивает внимание.
О) игра «Лото» поможет учащимся вспомнить учебный материал по пройденной теме, закрепить знания, а учителю легко проверить знания обучающихся.
Игра по теме «Железы внутренней секреции». Каждому ученику выдается карточка с терминами. Таких карточек – 3 варианта. Для заполнения игрового поля выдаются разноцветные квадратики из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, квадратом какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент – это значительно облегчает проверку.
1 вариант игрового поля.
Гормоны |
Железа |
Кретинизм |
Гипофиз |
Инсулин |
Органы – мишени |
Глюкагон |
Акромегалия |
Гипоталамус |
2 вариант.
Адреналин |
Гипоталамус |
Акромегалия |
Базедова болезнь |
Кретинизм |
Тироксин |
Гипоталамо-гипофизарная система |
Нейрогормоны |
Гормоны |
3 вариант.
Сахарный диабет |
Железа |
Нейрогормоны |
Яичники |
Гипоталамус |
Органы – мишени |
Тироксин |
Эндокринная система |
Акромегалия |
Вопросы:
Ответ для учителя 1 вариант
2 вариант
3 вариант
П) игра «Пирамида». Игра также поможет обучающимся в актуализации опорных знаний, закреплении пройденного. Задания и вопросы различных типов и степени сложности позволяют ученикам объективно оценить свои знания.
Тема для повторения – питание и пищеварение. Для игры вызываются 2 пары игроков. Остальные - болельщики. На доске вывешивается пирамида (см. выше). Начинающая пара выбирает поле игры. Если она не ответила на вопрос, он передается зрителям.
4)»Узнай орган по таблице». Один из участников получает список органов, второй должен их показать.
5) «Расскажи мне, расскажи». Участвуют оба ученика пары. За 1 мин надо ответить на большее количество вопросов.
1) каково значение пищи?
2) чем пища отличается от питательных веществ?
3) какие типы зубов свойственны человеку?
4) чем резцы, клыки, коренные зубы отличаются друг от друга?
5) каково внутреннее строение зубов?
6) почему необходима
7) почему необходимо беречь зубы?
8) почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем?
9) какие функции выполняют питательные вещества?
10) Перечислите функции пищеварительной системы.
6. конкурс «Третий лишний». Один из участников зачитывает группу слов, другой находит лишнее. Время конкурса - 1 минута.
1) глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник
2) функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная
3) питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли
4) к продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо
5) пищеварительные железы,
расположенные вне
6) зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов .
7) у каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень
8) функции питательных веществ - строительная, двигательная, энергетическая
9) железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная и половые железы
10) в ротовой полости
пища разжевывается, увлажняется
слюной и окончательно
Итак, мы привели далеко не полный перечень приемов закрепления знаний и умений на уроках, но, систематизировав выше названные примеры, можно сделать ряд выводов:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Заключение.
Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов, творческих заданий, игр, информационно-коммуникационных и тестов вызывают у школьников эмоциональные проявления; ученики выбирают темы исследовательских работ по предмету, участвуют в олимпиадах и сдают ЕГЭ, - все это в целом характерно для развития познавательного интереса.