Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:21, реферат

Описание работы

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Файлы: 1 файл

реферат 2011.docx

— 112.94 Кб (Скачать файл)

ПРОТИВ

  1. ученые используют экспериментальный мутагенез для того, чтобы получить нужные мутации, например, у бактерий.
  2. Полезные мутации помогли получить различные виды необходимых веществ для получения витаминов, гормонов, лекарств
  3. Полиплоидия у растений – тоже мутация хромосом. Но такие растения дают высокий урожай. Например, полиплоидные сорта пшеницы, ржи
  4. И т.д.

Такой прием учит отстаивать свою точку зрения, учит выступать перед аудиторией, учащимся приходится вспоминать пройденный материал для того, чтобы доказать свою правоту.

Н) «Летопись природы». Учитель заранее готовит список растений, относящихся к различным классам покрытосеменных растений. Представителей обоих классов должно быть равное количество. Растений в списке должно быть столько, сколько детей в классе или в 2 раза больше. Список размножается на каждую парту. Растения лучше разместить в алфавитном порядке, так их будет легче найти.

Учащиеся делятся на 2 команды, каждая из которых получает задание называть растения, относящиеся к классу однодольных или двудольных.

Начинает игру один из учеников. Он должен выбрать растение из списка, относящееся к тому классу, который должен называть его команда. Остальные участники вычеркивают это растение из своих списков. Далее игрок  другой команды называет растение, относящееся к другому классу . и т. д. если же ученик не может ответить или ответил неверно, то команда пропускает ход. Выигрывает команда, первой перечислившая все растения своего класса.

Класс Двудольные

Класс Однодольные

   

  1. картофель
  2. томат
  3. пшеница
  4. рожь
  5. лилия
  6. чеснок
  7. лук
  8. астра
  9. подсолнечник
  10. кукуруза
  11. ландыш
  12. Фасоль
  13. Шиповник
  14. Капуста

Этот прием помогает систематизировать материал, учит группировать, развивает внимание.

О) игра «Лото» поможет учащимся вспомнить учебный материал по пройденной теме, закрепить знания, а учителю легко проверить знания обучающихся.

Игра по теме «Железы внутренней секреции». Каждому ученику выдается карточка с терминами. Таких карточек – 3 варианта. Для заполнения игрового поля выдаются разноцветные квадратики из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, квадратом какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент – это значительно облегчает проверку.

1 вариант игрового поля.

Гормоны

Железа

Кретинизм

Гипофиз

Инсулин

Органы – мишени

Глюкагон

Акромегалия

Гипоталамус


2 вариант.

Адреналин

Гипоталамус

Акромегалия

Базедова болезнь

Кретинизм

Тироксин

Гипоталамо-гипофизарная система

Нейрогормоны

Гормоны


3 вариант.

Сахарный диабет

Железа

Нейрогормоны

Яичники

Гипоталамус

Органы – мишени

Тироксин

Эндокринная система

Акромегалия


 Вопросы:

  1. Синий (биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции – гормоны)
  2. Красный (система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих в кровь биологически активные вещества – эндокринная система)
  3. Зеленый (биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной такни – нейрогормоны)
  4. Зеленый (отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем – гипоталамус)
  5. Синий (железа внутренней секреции, расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы (гипофиз)
  6. Синий (гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях – адреналин)
  7. Зеленый (заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции – базедова болезнь)
  8. Синий (гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы – глюкагон)
  9. Синий (болезнь, возникающая при недостаточной функции щитовидной железы в детском возрасте – кретинизм)
  10. Синий (заболевание, при котором наблюдается повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов – сахарный диабет)
  11. Красный (нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка и языка – акромегалия)
  12. Красный (органы, на которые действуют гормоны – органы-мишени)
  13. Зеленый (йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на ЦНС – тироксин)
  14. Синий (железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмена веществ и поведение – яичники)
  15. Красный (система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции – гипоталамо-гипофизарная система)
  16. Синий (клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества – железа)
  17. Красный (гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы – инсулин)

 

 

 

Ответ для учителя 1 вариант

     
     
     

 

2 вариант 

 

     
     
     

 

 

3 вариант

     
     
     

 

 

 

 

П) игра «Пирамида». Игра также поможет обучающимся в актуализации опорных знаний, закреплении пройденного. Задания и вопросы различных типов и степени сложности позволяют ученикам объективно оценить свои   знания.

Тема для повторения – питание и пищеварение. Для игры вызываются 2 пары игроков. Остальные - болельщики.  На доске вывешивается пирамида (см. выше). Начинающая пара выбирает поле игры. Если она не ответила на вопрос, он передается зрителям.

    1. «Что это такое?». За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнер догадался, о чем идет речь.
    2. Печень
    3. Двенадцатиперстная кишка
    4. Питательные вещества
    5. Дентин
    6. Пульпа
    7. Кариес
    8. Желудок
    9. «да-нет». В этом задании необходимо найти правильные утверждения.
    10. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества
    11. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции.
    12. Глотка является частью пищеварительного тракта
    13. В состав эмали зубов входят соли кальция
    14. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка
    15. В ротовой полости пища подвергается механической обработки, смачиванию и обеззараживанию
    16. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.
    17. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок
    18. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит
    19. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным
    20. «найди соответствие». В конкурсе участвуют оба ученика пары. Даны три понятия. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь.
    21. Предсердие: сердце = желчный пузырь : (печень)
    22. Легкие: дыхание = тонкий кишечник : (всасывание)
    23. Зубы: кариес = десна : (пародонтоз)
    24. Глотка и желудок : пищевод = желудок и тонкий кишечник : ( 12-перстная кишка)
    25. Желудок : желудочные железы = ротовая полость : (слюнные железы)
    26. Зуб : эмаль = желудок : (слизистая)
    27. Кровь : гематология = зубы : (стоматология)
    28. Печень : желчь = поджелудочная железа : (поджелудочный сок)
    29. Всасывательная функция ЖКТ : слизистые оболочки = двигательная функция ЖКТ : (гладкая мускулатура стенок ЖКТ)
    30. Углеводы : глюкоза = белки : (аминокислоты)

4)»Узнай орган по таблице». Один из участников получает  список органов, второй должен  их показать.

5) «Расскажи мне, расскажи». Участвуют оба ученика пары. За 1 мин надо ответить на большее  количество вопросов.

1) каково значение пищи?

2) чем пища отличается  от питательных веществ?

3) какие типы зубов  свойственны человеку?

4) чем резцы, клыки, коренные  зубы отличаются друг от друга?

5) каково внутреннее строение  зубов?

6) почему необходима механическая  обработка пищи?

7) почему необходимо беречь  зубы?

8) почему нельзя сразу  после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим  чаем?

9) какие функции выполняют  питательные вещества?

10) Перечислите функции  пищеварительной системы.

6. конкурс «Третий лишний». Один из участников зачитывает  группу слов, другой находит лишнее. Время конкурса  - 1 минута.

1) глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник

2) функции пищеварительной  системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная

3) питательные вещества  – это сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли 

4) к продуктам животного  происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо 

5) пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного  тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные  железы 

6) зубной аппарат человека  состоит из резцов, клыков, коренных  и хищных зубов .

7) у каждого зуба имеются  выступающая в ротовую полость  коронка, шейка, дентин и  находящийся  в глубине челюсти корень 

8) функции питательных  веществ  - строительная, двигательная, энергетическая

9) железы смешанной секреции  – печень, слюнные, поджелудочная  и половые железы 

10) в ротовой полости  пища разжевывается, увлажняется  слюной и окончательно переваривается 

 

Итак, мы привели далеко не полный перечень приемов закрепления знаний и умений на уроках, но, систематизировав выше названные примеры, можно сделать ряд выводов:

     1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология

2.   В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

     3. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

 

 

 

                                                     

 

Заключение.

Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов, творческих заданий, игр, информационно-коммуникационных и тестов вызывают у школьников эмоциональные проявления; ученики выбирают темы исследовательских работ по предмету, участвуют в олимпиадах и сдают ЕГЭ, - все это в целом характерно для развития познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии