Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:21, реферат

Описание работы

Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.

Файлы: 1 файл

реферат 2011.docx

— 112.94 Кб (Скачать файл)

б) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

в) Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол», «Дебаты», «Ток-шоу» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога, врачей разных специальностей и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся (см. приложение «Ток –шоу «Есть или не есть, пить или не пить»)

в) «Кто хочет стать миллионером?» с использованием интерактивной доски. Игра помогает не только повторить учебный материал, но и подготовиться к контрольной работе. Например, игра по теме «Эндокринная система» для 8 класса

1 вопрос – 500 рублей 

Что лишнее в перечисленном ниже?

А) гипофиз

Б) щитовидная железа

В) надпочечники

Г) поджелудочная железа

2 вопрос – 1000 рублей 

Что не относится к эндокринной системе?

А) железы смешанной секреции

Б) железы внешней секреции

В) железы внутренней секреции

3 вопрос – 2000 рублей 

Какая железа является самой главной?

А) щитовидная

Б) гипофиз

В) поджелудочная

Г) надпочечники

4 вопрос – 3000 рублей 

Какая железа вырабатывает гормон адреналин?

А) поджелудочная

Б) щитовидная

В) гипофиз

Г) надпочечники

5 вопрос – 5000 рублей 

Какой химический элемент содержится в щитовидной железе?

А) селен

Б) кальций

В) калий

Г) йод

6 вопрос – 10000 рублей 

Какая болезнь развивается при гипофункции щитовидной железы?

А) микседема

Б) базедова болезнь

В) пневмония

Г) карликовость

7 вопрос – 15 000 рублей

    Что развивается при избыточном выделении соматотропина?

А) гигантизм

Б) карликовость

В) микседема

Г) кретинизм

8 вопрос – 25 000 рублей

Из скольких слоев состоит гипофиз?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

9 вопрос – 50 000 рублей

Какая железа вырабатывает тестостерон?

А) яичники

Б) семенники

В) эпифиз

Г) гипофиз

10 вопрос  – 100 000 рублей

Какая болезнь развивается при недостаточной работе поджелудочной железы?

А) микседема

Б) сахарный диабет

В) гигантизм

Г) базедова болезнь

11 вопрос  – 200 000 рублей

Где находится эпифиз?

А) в брюшной полости

Б) в грудной полости

В) в головном мозге

Г) в спинном мозге

12 вопрос  – 400 000 рублей

Найдите лишнее в перечисленном ниже

А) слюнные железы

Б) молочные железы

В) потовые железы

Г) щитовидная железа

13 вопрос  – 800 000 рублей

Биологически активные вещества, вырабатываемые организмом

А) ферменты

Б) витамины

В) гормоны

Г) антитела

14 вопрос  – 1500000 рублей 

Какой гормон выделяется поджелудочной железой?

А) адреналин

Б) инсулин

В) соматотропин

Г) тироксин

15 вопрос  – 3 000 000 рублей

Какая железа вырабатывает гормон прогестерон?

А) семенники

Б) гипофиз

В) яичники

Г) щитовидная железа

г) «Поле чудес» для классов с небольшим числом учащихся. На доске зашифровано слово-термин, которое встречалось на предыдущих уроках. Ребята по очереди называют буквы, при этом можно выбирать карточки-очки. Некоторым может попасться Ноль – переход хода, Банкрот – очки сгорают, а ход переходит, Плюс – открыть любую букву и т.д. Игра учит мыслить логически, заставляет вспомнить изученный материал, систематизирует знания.

д) «Банк» (вопросы разной стоимости позволяют оценить учащимся свои знания, задания дифференцированы)

Игра «Банк» Одноклеточные. 11 кл.

На 1 рубль.

    1. организмы, не имеющие ядра (прокариоты)
    2. организмы, имеющие ядро в клетке (эукариоты)
    3. тело водорослей (таллом = слоевище)
    4. водоросли делятся на (зеленые, бурые, красные)
    5. морская капуста (ламинария)
    6. организм, имеющий ложноножки (амеба)
    7. с ресничками (инфузория)
    8. с органами передвижения (жгутиконосцы)
    9. споры со жгутиками (зооспоры)
    10. бывает ли мейоз у водорослей? (да)

на 5 рублей.

  1. для чего красный глазок инфузории туфельке? (светочувствительный)
  2. организмы. Которых ботаники считают зелеными водорослями (жгутиконосцы)
  3. особые клетки, в которых развивается спора (спорангии)
  4. синезеленые водоросли (цианобактерии)
  5. живые организмы, обитающие в теле др. живых организмов (эндобионты)

на 10 рублей

  1. организм, который космонавты используют в качестве источника кислорода (хлорелла)
  2. почему эвглену зеленую ботаники считают растением, водорослью, а зоологи – животным?
  3. Чем полезны водоросли? Чем богаты? (йодом)
  4. Что такое агар-агар? (вещество, из которого получают желатин)
  5. Как размножаются водоросли? (бесполым путем и половым)

 

 

е) «Домино» (помогает вспомнить термины и определения, соотнести их и проверить себя) см. приложение.

ж) «Слабое звено». Игра помогает повторить термины, определения, запомнить важные понятия. К примеру, учитель заранее готовит карточки с определениями тканей. Красная карточка – с описанием строения ткани, желтая – с описанием расположения, зеленая – с описанием функций ткани. Синяя – изображение ткани. Такой комплект готовится для каждого вида тканей. Карточки перемешиваются и раскладываются в 3 кучки по цветам.

Класс делится на 4 команды. Представитель от каждой команды по очереди берет одну карточку любого цвета и пытается определить, о какой ткани идет речь. Если ему это удается, команда получает 1 очко за ответ на зеленую карточку, 2 очка – за ответ на желтую, три – за ответ на красную, 4 – за ответ на синюю. Задание читается вслух, ответ учеником дается самостоятельно. Каждый раз команды выставляет нового игрока. Задача команды в правильной стратегии распределения вопросов. Если игрок не может ответить на вопрос, на него отвечает та команда, игроки которой первыми подняли руку. Выигрывают те, кто набрал наибольшее количество очков.

Таким образом, в игровой форме можно оценить знания учащихся, а количество карточек дает возможность выступить всем.

З) «Пойми меня». Игра может проводиться как по отдельным темам, так и по всему изученному материалу (на усмотрение учителя). Например, «Типы размножения организмов» для 9 класса. Учитель заранее готовит карточки с биологическими терминами по выбранной теме: бинарное деление, шизогония, оогамия, гетерогамия, партеногенез, вегетативное размножение, клонирование, почкование, фрагментация и т.п. Для игры также понадобятся шахматные часы.

Класс делится на 2 команды. По жребию разыгрывается, какая команда начнет первой. На шахматных часах на обоих циферблатах выставляется равное время (например, 5 мин). Игрок одной из команд подходит к столу и берет карточку. В этот момент учитель нажимает на кнопку часов. С этого момента для команды, начавшей игру, начинается отсчет времени.

Задача игрока – как можно быстрее и доходчивее объяснить игрокам своей команды тот биологический термин, который указан на карточке. Само слово или однокоренные слова произносить нельзя.

Задача команды – как можно быстрее понять, что это за термин, и произнести его вслух. Как только команда произнесла слово, написанное на карточке, учитель нажимает на кнопку часов и дает сигнал команде противника.  С этого момента начинается отсчет времени для 2 команды.

И) Игра «Ты – мне, я – тебе». Учащимся заранее дается задание (на дом) - приготовить вопросы по теме, например, «Органы. Системы органов человеческого организма» в 8 классе. Для игры понадобится мяч. Учитель начинает игру: бросает мячик одному из учеников и задает вопрос. Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мяч, отвечает на вопрос и бросает его следующему ученику. Если кто-то затрудняется ответить, ему помогает сосед по парте.

Игра требует подготовки домашнего задания, поэтому дети вынуждены его выполнить, подготовить грамотные вопросы, быть готовыми отвечать на вопросы товарища. При этом также происходит закрепление изученного материала.

К) игра «Цепочка». Учитель заранее готовит картинки с изображением, например, различных видов вегетативного размножения растений в природе (6 класс) и развешивает их на доске. Можно использовать рисунки учащихся.

Класс делится на 2 команды. По жребию устанавливается, какая команда начнет игру первой. Первый участник игры выбирает одну из картинок и называет способ вегетативного размножения. Следующий ученик отвечает, какими вегетативными органами происходит размножение. Третий приводит пример растения, для которого характерен такой способ вегетативного размножения. Так происходит, пока кто-либо из учеников не затруднится с ответом. В этом случае ход переходит к команде противника. За каждый верный ответ команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ниже дана схема игры для учеников. Такой игровой прием поможет обучающимся приводить примеры, доказывать свою точку зрения, систематизировать учебный материал по данной теме. 

Л) игра «Да-нет». Водящий из числа учеников загадывает какой-либо термин. Играющие должны задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да или нет». Вопросы составляются до тех пор, пока термин не отгадан. К примеру, по зоологии в 7 классе при изучении многообразия пресмыкающихся водящий загадал каймана.

Вот примерный диалог:

- это представитель царства  животных?

- да.

- это класс Пресмыкающиеся?

- да.

- это отряд Черепахи?

- нет.

- Это отряд крокодилы?

- да…

И так далее. Игра учит задавать вопросы, вспомнить пройденный материал по данной теме, помогает обобщить знания и подготовиться к контрольной работе.

М) игра «Перестрелка» Класс делится на 2 группы. Одна из команд пытается опровергнуть какое-либо высказывание, а другая - доказать его. Например, тема для обсуждения в 11 классе звучит так: «Мутагены – зло 21 века».

Одна команда приводит аргументы за это утверждение, а другая – против. (по очереди).

ЗА

  1. все наркотики, алкоголь, никотин – мутагены
  2. многие химические вещества, придуманные человечеством – мутагены, в том числе – лекарства
  3. озоновые дыры (появившиеся в последнее время в атмосфере) пропускают ультрафиолетовые солнечные лучи – мутагены
  4. и т.д.

Информация о работе Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии