Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:56, реферат

Описание работы

Теории происхождения человека.
Основные отличия человека от животного.

Файлы: 1 файл

общ.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.

Дедукция — это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит раскрыть его сущность. Понятие — это  отражение существенных признаков  предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.

Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путем  изменения этой ситуации. Решение  мыслительных задач проходит в несколько этапов.

  • Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще мыслительной деятельности.
  • Второй этап решения мыслительной задачи — это анализ ее условия. Без этого нельзя решить ни одной задачи — ни практической, ни умственной.
  • Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления.

Потребности и  интересы


Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объединив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие (конечно же, с человеческой точки зрения) — это те из потребностей, которые приближают нас к животному миру и во многом определяются нашей физиологией.

В самом их основании  лежат биологические потребности — это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом — короче говоря, все то, что позволяет нам существовать как биологическому виду.

Далее следуют потребности в безопасности, удовлетворение которых способствует улучшению качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально обезопасить свою жизнь.

Потребности более  высокого уровня связаны уже с социальной природой человека — его жизнью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стремление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодействию и взаимоподдержке.

Особую группу составляют духовные потребности — в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве.

Данная классификация  потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные (отражающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости). Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, которые мы испытываем ежедневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы музыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко — к примеру, поездка в заграничное путешествие или морской круиз, посещение оперного театра и др.

Физиологические потребности. Не вызовет возражений утверждение, что самое важное для человека это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время индивид прекращает свое существование.

Экзистенциальные потребности включают в себя потребность в защищенности и безопасности.

Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе).

Престижные потребности (потребность в уважении и признании).

Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации).

Пять  основных групп профессий


Первая группа профессий получила название «человек — природа». Ее можно разделить на подгруппы «человек — неживая природа» и «человек — живая природа».

Выделяется  и такая группа, как »человек — техника». Эти люди имеют дело с техническими средствами, их применением и конструированием.

Особую группу профессий составляет группа «человек — человек». Она для тех людей, которые больше всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них.

Есть и такая  интересная группа профессий, как »человек — знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных символов и знаков, придуманных людьми для передачи информации.

Людей творческих профессий объединяет группа «человек — художественный образ».

Врожденных  и приобретенных качествах человека


Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками.

Самые важные способности  людей — умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом.

Талант — это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности.

Гении — это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей.

Свобода и  необходимость в человеческой деятельности


Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.

Воля - способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.

Почему  не может быть абсолютной свободы?


При спорах вокруг смыслов и сути «свобода» очевидно, что «чистой» (абсолютной) свободы не существует. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Из этого  вытекает следующее - свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как  нельзя любить в одиночку, так и  невозможно быть свободным без других людей или за их счет.

Границы свободы


Первая связка понятий это свобода и необходимость. Речь идет о проявление внешней по отношению к человеку необходимости. Это закономерности природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может.

Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. не зависимых от сознания человека, законов.

Подлинно свободный  человек не будет рабом своих  сиюминутных настроений и пристрастий. Он выберет здоровый образ жизни. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности.

Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно  и добровольно делает подчас мучительный  выбор в пользу добра. Без моральных ограничений подлинной свободы нет!

Свободное общество


Свобода означает состояние человека, способного действовать  во всех важных делах на основе выбора.

Самореализация  человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают объединение, ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечивать общество. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту. Определенную регулирующую роль должно выполнять государство. Оно должно заботиться в социальной и экономической сферах о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Системное строение общества: элементы и подсистемы

Понятие общества


Общество – сложное и многозначное понятие

В широком смысле слова

  • Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

В узком смысле слова

  • Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
  • Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
  • Человечество в целом

Функции общества


  • Производство материальных благ и услуг
  • Распределение продуктов труда (деятельности)
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением
  • Воспроизводство и социализация человека
  • Духовное производство и регулирование активности людей

Общественные  отношения


Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:

  • Производственные отношения
  • Экологические отношения
  • Отношения по детопроизводству

Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:

  • Моральные отношения
  • Политические отношения
  • Правовые отношения
  • Художественные отношения
  • Философские отношения
  • Религиозные отношения

Общество  как динамическая саморазвивающаяся  система


Система – комплекс элементов и связей между ними.

Общество как  сложноорганизованная, саморазвивающаяся  система характеризуется следующими специфическими чертами:

Информация о работе Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции