Министерство
образования Республики Беларусь
УО «Могилевский
государственный университет им.
А.А. Кулешова»
Реферат
«Эволюция человека»
Подготовила:
Студентка
педагогического факультета
Специальности
«хореографическое искусство
1 курса, группы
«д»
Примак Янина
Проверил:
Лебедев В.И.
Могилев, 2012
Содержание
Введение. Человек как
вид, его место в системе органического
мира…………………. 3
Антропоиды - человекоподобные
обезьяны………………………………………………7
Этапы эволюции человека………………………………………………………………….9
Первые люди - австралопитеки……………………………………………………………10
Древнейшие люди………………………………………………………………………….11
Древние люди………………………………………………………………………………12
Современные люди………………………………………………………………………...13
Биосоциальная природа
человека…………………………………………………………14
Биологические предпосылки
эволюции……………………………………………...…..15
Социальный фактор………………………………………………………………………..17
Современный взгляд
на эволюцию - синтетическая концепция……………………….18
Феномен человеческих
рас и его роль в эволюции……………………………………..22
Будущее эволюции…………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованной
литературы. Интернет-источники……………………………………………………..26
Введение. Человек как вид,
его место в системе органического мира
Собственная родословная
всегда интересовала людей больше,
чем происхождение растений и
животных. Попытки понять и объяснить,
как возник человек, отражены
в верованиях, легендах, сказаниях
самых разных племен и народов.
В решении этой проблемы особенно
обостренно проявляется борьба
материалистических и идеалистических
взглядов. Изучением процесса антропогенеза
занимается антропология - общее
учение о происхождении и эволюции
человека, образовании человеческих
рас и вариациях физического
строения человека.
С точки зрения естествознания
необходимо, прежде всего, решать
вопрос о происхождении и эволюции
вида Homo sapiens, в определении его
места в животном мире, выявлении
его родства с другими приматами,
а также выяснения отличий
человека от них. В настоящее
время на эти вопросы пытаются
дать ответы шесть основных
концепций о происхождении человека:
1. Креационизм - человек
сотворен Богом или мировым
разумом.
2. Биологическая концепция
- человек произошел от общих
с обезьянами предков путем
накопления биологических изменений.
3. Трудовая концепция
- в появлении человека решающую
роль сыграл труд, превративший
обезьяноподобных предков в людей.
4. Мутационная концепция
- приматы превратились в человека
вследствие мутаций и иных
аномалий в природе.
5. Космическая концепция
- человек как потомок или творение
инопланетян, в силу каких-то
причин попавших на Землю.
6. Синтетическая концепция,
объединяющая элементы всех концепций.
<
В нашей работе мы подробно
остановимся на современной синтетической
концепции, биологическое обоснование
которой было предложено в 1857 году английским
натуралистом и путешественником Чарльзом
Дарвином. Предпосылки, которые привели
к формированию этой концепции, появились
в эпоху Великих географических
открытий, сделавших доступным для
наблюдений и исследований практически
весь мир. Начиная с XV в. в мире господствовало
мнение, что народы отличаются по уровню
своего развития, потому что такими
их создал Бог. Но с начала XIX в. в
естествознание начинает проникать
идея всеобщей связи и развития,
которая в антропологии трансформировалась
как представление о развитии
человека, о том, что народы могут
находиться на разных ступенях общественного
прогресса. Основная заслуга в этом
принадлежит Тайлору, который в
середине XIX в. разработал основные положения
классического эволюционизма - теории,
утверждающей единство человеческого
рода, развивающегося по единым законам.
Тогда же было высказано предположение,
что разные народы движутся с разной
скоростью, но путь, который им предстоит
пройти, один.>
Параллельно с этими
исследованиями появились и первые
научные представления о происхождении
человека, являющегося результатом
эволюции животного мира Земли.
Впервые эти идеи были высказаны
К.Линнеем, который в своей
«Системе природы» отнес человека
к животному миру, отвел ему
место рядом с человекообразными
обезьянами. Во II половине XVIII в. Ж.
Бюффон и П. Кампер показали
глубокое сходство в строении
основных органов человека и
животных, особенно высших обезьян,
заложив основы научной приматологии.
К XIX в. в науке
сложилось теоретические предпосылки
появления теории антропосоциогенеза.
Важнейшей из них стало проникновение
идей эволюционизма в биологию.
Именно Дарвин одним
из первых осознал и наглядно
продемонстрировал, что все виды
живых организмов эволюционируют
во времени от общих предков.
В своей теории, первое развёрнутое
изложение которой было опубликовано
в 1859 году в книге «Происхождение
видов» (полное название: «Происхождение
видов путём естественного отбора,
или выживание благоприятствуемых
пород в борьбе за жизнь»), основными
движущими силами эволюции Дарвин
назвал естественный отбор и
неопределённую изменчивость. Существование
эволюции было признано большинством
учёных ещё при жизни Дарвина,
в то время как его теория
естественного отбора, как основное
объяснение эволюции, стала общепризнанной
лишь в 30-х годах XX столетия.
Идеи и открытия Дарвина в
переработанном виде формируют
фундамент современной синтетической
теории эволюции и составляют основу биологии,
как обеспечивающие логическое объяснение
биоразнообразия. Ортодоксальные последователи
учения Дарвина развивают направление
эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).
К 80-м годам ХХ
столетия многочисленные ископаемые
находки и использование самых
разнообразных методов исследования
позволили значительно прояснить
вопросы эволюции человекообразных,
хотя и сейчас невозможно с
полной уверенностью сказать,
от каких именно обезьяноподобных
предков произошел человек.
Общность человека
и позвоночных животных подтверждается
общностью плана их строения:
скелет, нервная система, системы
кровообращения, дыхания, пищеварения.
Особенно убедительно родство
человека и животных обнаруживается
при сравнении их эмбрионального
развития.
<
>
Сходство ранних
стадий развития:
1 — рыба; 2 — саламандра; 3 — черепаха;
4 — птица; 5 — свинья; 6 — обезьяна;
7 — человек.
На его ранних этапах
зародыш человека трудно отличить
от зародышей других позвоночных
животных. В возрасте 1,5 - 3 месяцев
у него имеются жаберные щели,
а позвоночник оканчивается хвостом.
Очень долго сохраняется сходство
зародышей человека и обезьяны.
Специфические (видовые) человеческие
особенности возникают лишь на
самых поздних стадиях развития.
Появление в процессе
эмбрионального развития человека
хорды, жаберных щелей в полости
глотки, дорсальной полой нервной
трубки, двухсторонней симметрии
в строении тела определяют
принадлежность человека к типу
хордовых. Развитие позвоночного
столба, сердце на брюшной стороне
тела, наличие двух пар конечностей
- к типу позвоночных. Теплокровность,
развитие молочных желез, наличие
волос на поверхности тела
свидетельствуют о принадлежности
человека к классу млекопитающих.
Развитие детеныша внутри тела
матери и питание плода через
плаценту определяют принадлежность
человека к подклассу плацентарных.
Множество более частных признаков
четко определяют положение человека
в системе отряда приматов.
Рудименты и атавизмы
служат важным свидетельством
родства человека с животными.
Рудиментов в теле человека
около 90: копчиковая кость (остаток
редуцированного хвоста); складка
в уголке глаза (остаток мигательной
перепонки); тонкие волосы на теле
(остаток шерсти); отросток слепой
кишки - аппендикс и др. Все
эти рудименты бесполезны для
человека и являются наследием
животных предков. К атавизмам
(необычайно сильно развитым рудиментам)
относятся наружный хвост, с
которым очень редко, но рождаются
люди; обильный волосяной покров
на лице и теле; многососковость,
сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство
зародышевого развития, рудименты,
атавизмы - бесспорные доказательства
животного происхождения человека
и свидетельство того, что человек,
как и животные, - результат длительного
исторического развития органического
мира.
Итак, с биологической
точки зрения, человек - один из
видов млекопитающих, относящихся
к отряду приматов, подотряду
высших. Однако и отличия от
животных фундаментальны. К ним,
прежде всего, относится разум.
Самые высшие животные не обладают
способностью к понятийному мышлению,
т. е. к формированию отвлеченных,
абстрактных представлений о
предметах, в которых обобщены
основные свойства конкретных
вещей. Мышление животных, если
о таковом можно говорить, всегда
конкретно; мышление человека
может быть абстрактным, отвлеченным,
обобщающим понятийным, логичным. Благодаря
способности к понятийному мышлению
человек сознает, что он делает,
и понимает мир. Вторым главным
отличием является то, что человек
обладает речью. У животных
может быть очень развитая
система общения с помощью
сигналов, но только у человека
есть вторая сигнальная система
- общение с помощью слов. В
естествознании предполагается, что
речь произошла из звуков, произносимых
при работе, которые потом становились
общими в процессе совместного
труда. Таким же путем в процессе
общественного труда постепенно
мог возникнуть разум. Способность
к труду - еще одно фундаментальное
отличие человека от животных.
Только человек способен изготовлять,
творить орудия труда. С этим
связаны утверждения, что животные
приспосабливаются к окружающей
среде, а человек преобразует
ее и что, в конечном счете,
труд создал человека (автор идеи
Ф.Энгельс). Со способностью к
труду соотносятся еще два
отличительных признака человека:
прямохождение, которое освободило
его руки и как следствие,
развитие руки, особенно большого
пальца на ней. Наконец, еще
два характерных признака человека
повлиявших на развитие культуры
- использование огня и захоронение
трупов.
Таким образом, главные
отличия человека от животных
- понятийное мышление, речь, труд - стали
теми путями, по которым шло
обособление человека от природы.
Антропоиды - человекоподобные
обезьяны
<
По строению и физиологическим
особенностям наиболее близкие родственники
человека - человекообразные обезьяны,
или антропоиды (от греч. антропос -
человек). К ним относятся шимпанзе,
горилла, орангутанг. О близком родстве
между человеком и антропоидами
свидетельствуют сходные детали
строения: общий характер телосложения,
редукция хвоста, хватательная кисть
с плоскими ногтями и противопоставленным
большим пальцем, форма глаз и
ушей, одинаковое число резцов, клыков
и коренных зубов; полная смена молочных
зубов и многое другое. Очень важны
черты физиологического сходства: общие
группы крови, болезни (туберкулез, грипп,
оспа, холера, СПИД, воспаление легких)
и паразиты (например, головная вошь);
обнаружена поразительная близость
хромосомного аппарата. Диплоидное число
хромосом (2n) у всех человекообразных
обезьян - 48, у человека - 46. Различие
в хромосомных числах обусловлено
тем, что хромосома человека образована
слиянием двух хромосом, гомологичных
таковым у шимпанзе. Сравнение
белков человека и шимпанзе показало,
что в 44 белках последовательности
аминокислот отличаются у них
лишь на 1%. Многие белки человека и
шимпанзе, например гормон роста, взаимозаменимы.>
Тщательное изучение
высшей нервной деятельности
человекообразных обезьян выявило
близость этих животных к человеку
и по ряду их поведенческих
реакций. В этом отношении особенно
показательна их способность
использовать различные предметы
в качестве простейших орудий.
Однако между человеком
и человекообразными обезьянами
есть и коренные отличия. Только
человеку присуще истинное прямо
хождение и связанные с этим
особенности строения S-образного
позвоночника с отчетливыми шейными
и поясничными изгибами, низким
расширенным тазом, уплощенной
в переднезаднем направлении
грудной клеткой, пропорциями
конечностей (удлинение ног сравнительно
с руками), сводчатой стопой с
массивным и приведенным большим
пальцем, а также особенности
мускулатуры и расположения внутренних
органов. Кисть человека способна
выполнять самые разнообразные
и высокоточные движения. Череп
человека более высокий и округленный,
не имеет сплошных надбровных
дуг; мозговая часть черепа
в большей степени преобладает
над лицевой, лоб высокий, челюсти
слабые, с маленькими клыками,
подбородочный выступ отчетливо
выражен. Мозг человека примерно
в 2,5 раза больше мозга человекообразных
обезьян по объему, в 3-4 раза
по массе. У человека сильно
развита кора больших полушарий
мозга, в которых расположены
важнейшие центры психики и
речи. Только человек обладает
членораздельной речью, в связи
с этим для него характерно
развитие лобной, теменной и височной
долей мозга, наличие особого головного
мускула в гортани и других анатомических
особенностей.
<
Глубокие, качественные различия
между человеком и человекообразными
обезьянами связаны с общественно-трудовой
(социальной) деятельностью людей. Отличительная
черта человека - создание и применение
орудий труда. С их помощью он изменяет
среду обитания, сам производит необходимое;
животные же используют лишь данное природой.
Применение орудий труда резко уменьшило
зависимость человека от природы, ослабило
действие естественного отбора, В
процессе труда (совместная охота, изготовление
орудий) люди объединялись, что порождало
необходимость общения и вело
к возникновению речи как способа
этого общения. >
На протяжении многих
миллионов лет шел отбор особей,
способных к орудийной деятельности,
более смекалистых, с более
ловкими руками. На всем пути
палеонтологической летописи человека
останкам наших далеких предков
сопутствуют остатки орудий труда
той или иной степени сложности.
Все условия материальной и
духовной жизни современного
человека есть продукт труда
многих поколений людей. Переход
от использования предметов к
изготовлению орудий труда - рубеж
между обезьяной и человеком.
Эволюция руки шла путем естественного
отбора мутаций, полезных для
трудовой деятельности. Таким образом,
рука не только орган труда,
но и его продукт. Первыми
орудиями труда были орудия
охоты и рыболовства. Наряду
с растительной, стала шире использоваться
более калорийная мясная пища.
Приготовленная на огне пища
уменьшила нагрузку на жевательный
и пищеварительный аппараты, в
связи с чем потерял свое
значение и постепенно исчез
в процессе отбора теменной
гребень, к которому у обезьян
прикрепляются жевательные мышцы,
стал короче кишечник. Наряду
с прямо хождением важнейшей
предпосылкой антропогенеза явился
стадный образ жизни, который
по мере развития трудовой
деятельности и необходимости
обмениваться сигналами обусловил
развитие членораздельной речи.
Медленный отбор мутаций преобразовал
неразвитую гортань и ротовой
аппарат обезьян в органы речи
человека. Первопричиной возникновения
языка послужил общественно-трудовой
процесс. Труд, а затем и членораздельная
речь - те факторы, которые контролировали
генетически обусловленную эволюцию
мозга и органов чувств человека.
А это, в свою очередь, привело
к усложнению трудовой деятельности.
Конкретные представления об
окружающих предметах и явлениях
обобщались в абстрактные понятия,
развивались мыслительные и речевые
способности. Формировалась высшая
нервная деятельность, и развивалась
членораздельная речь. Переход к
прямохождению, стадный образ
жизни, высокий уровень развития
мозга и психики, использование
предметов в качестве орудий
для охоты и защиты - те предпосылки
очеловечивания, на основе которых
развивались и совершенствовались
трудовая деятельность, речь и
мышление.