Профилактика детского травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. Травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация детского травматизма…………………………....5
2. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……………..8
3. Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Профилактика детского травматизма готовая.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и классификация детского травматизма…………………………....5

2. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……………..8

3.  Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы…………………………...…………………21

 

Введение

Травматизм  является серьезной проблемой общественного  здравоохранения в Европе, оказывающей  наибольшее воздействие на молодых  людей, лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного  здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем  принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны  и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Социальная  значимость проблемы детского травматизма  очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. Травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

В связи с  этим, наряду с преподаванием комплекса  знаний по охране жизнедеятельности  в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного  на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.

Среди комплекса  профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые  стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или  получают серьезные повреждения  больше детей, чем от всех заболеваний  вместе взятых. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая  детей младшего школьного возраста.

Предлагаемые  же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как  основаны на общих советах и рекомендациях  и не приводят к собственно первичной  профилактике.

Любая система  профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия  которых является:

1. Социум (окружающая среда  в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, дошкольные учреждение).

3. Семья. Непосредственно  личность.

Наиболее  реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа и дошкольные учреждения, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

1. Понятие и классификация детского  травматизма

 

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами  занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм  занимает в нашей области 2-3-е  места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после  сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма настолько велики, что  подобная информация способна нанести  психическую травму здоровому взрослому  человеку. Например, в целом по Беларуси ежегодно только от наездов автомобилей  погибает около 3500 детей (45% всех смертельных  случаев); по данным ОСВОДа, по-прежнему тонет в среднем до 1000 детей  в год (из них каждый десятый - в  ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных  лужах).

Детский травматизм является одной из актуальных проблем  здравоохранения и МЧС, занимая  значительный (до 25%) удельный вес в  общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты г. Могилёва за амбулаторной помощью обращается свыше 8000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 5 основных:

  1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).
  2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
  3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.
  4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.
  5. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем  около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда  дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев  погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные  исходы чаще (более 75%) встречаются у  детей с низкой успеваемостью, с  негативным отношением к учебе и  общественной работе, 70% детей имели  слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы:

1. Бытовой, или домашний  травматизм (до 60% случаев). В структуру  бытового травматизма входят  такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы  опорно-двигательного аппарата (включая  выпадение из окон, падение в  лестничные пролеты, с крыши,  с балконов), отравления, асфиксия, укусы  животных и утопления.

В структуре  причин первичной инвалидности в  детстве бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные  и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук  явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной  уличных травм у детей являются  падения с высоты (до 28%, включая  падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном  месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые  люки - до 1,5%.

3. Транспортный травматизм  составляет до 24,5% от всех причин  уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных  случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в  неположенном месте, в 9% - нарушение  водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание  на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд  на своих детей.

Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаев  дети погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время транспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика  состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в свою очередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.

4. Школьный травматизм  подразумевает травмы, полученные  в спортзале на уроках физической  культуры, учебном классе на переменах  и на уроках труда, химии,  физики (2%). При рассмотрении школьных  травм по характеру повреждения  оказалось, что больше всего  было поверхностных повреждений  (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного  травматизма крайне редки. И  вообще в 77% случаев дети школьного  возраста получают травмы за  пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

5. Травматизм в дошкольных  учреждениях (до 1%).

6. Спортивный травматизм (до 10%).

7. Травматизм в лечебно-оздоровительных  учреждениях (в том числе родовой).

8. Родовая травма в последние  годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно из 10000 новорожденных более  700 погибают по различным причинам, из них около 480 - мертворожденные,  выкидыши, 80 - погибают непосредственно  при родах и 170 - в возрасте  до года.96% детей при рождении  имеют оценку ниже 10 баллов (норма)  по Международной шкале Апгара-Аршанского функциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многие из тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины (около  2% всех случаев) или несчастные  случаи (утопления, отравления и  др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм:

1. Утопления и другие  виды асфиксий (в 47% случаев страдают  дети около 11 лет из-за неумения  плавать).

2. ДТП (дают 25% всех смертельных  случаев).

3. Кататравмы (падение с высоты) (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).

4. Травмы от воздействия  температурных факторов (ожоги, обморожения,  солнечный и тепловой удар  и т.п.).

5. Отравления (лекарствами,  угарным газом). Чаще всего дети  травятся лекарствами из домашней  аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети  до 5 лет. Отравление угарным газом  по статистике считается самым  опасным, так как при этом  в 85% наблюдается смертельный  исход.

6. Повреждение электрическим  током (на Западе эта причина  бытового травматизма стоит на 1-м месте, у нас пока слишком  мало электробытовых приборов).

7. Огнестрельные ранения.

8. Прочие.

2.  Классификация детского травматизма  по типовым ситуациям

 

Несмотря  на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций:

• Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).

• Падение с медицинских  весов (неудачная конструкция).

• "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому  человеку не удалось поймать подброшенного  вверх малыша.

• При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.

• Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).

• Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).

• Ребенок в автомашине (при торможении).

• Ребенок в коляске (падение  на лестнице, травма при входе в  лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с  балкона окурком, без присмотра  питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

• Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросать снежок в упор и не целить в голову.

• Катание со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного катания младших и  старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших).

• Несовершенство рукотворных  горок (падение с верхней стартовой  площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).

• Катание с гор на санках, с природных холмов, с трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.

• Катание на лыжах с  гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимо учить детей технике  катания, безопасного падения.

• Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!

• Обморожения (открытые части  тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую картину детского травматизма  можно проиллюстрировать следующей  статистикой: ежегодно в Минске получают ожоги около 3000 детей, 15 из них - погибают.

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

1. "Елочный" огонь  возникает быстро из-за возгорания  от открытого пламени свечи,  тлеющего воскового огарка, замыкания  электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.

Информация о работе Профилактика детского травматизма