Профилактика детского травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. Травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация детского травматизма…………………………....5
2. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……………..8
3. Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Профилактика детского травматизма готовая.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Систематический обзор выявил 16 исследований, посвященных  оценке эффективности образовательных  программ, направленных на повышение  частоты применения детских автомобильных  кресел и ремней безопасности в автомобилях. Для популяризации средств безопасности были использованы разнообразные подходы, при этом все программы включали элементы профессионального консультирования через различные каналы коммуникации. Некоторые программы включали меры поощрения или принуждения, например, штрафы. Было показано, что в результате осуществления данных программ степень  использования средств безопасности повысился, хотя этот эффект возможно и не обладает устойчивостью в  долгосрочном плане. Последний вывод  Европейского бюро ВОЗ подтвердил, что выраженность благоприятных  эффектов от таких программ значительно  уменьшается через один и более  месяцев после завершения мероприятий. Более интенсивные программы, по-видимому, приводят к более выраженному  эффекту. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о меньшей  эффективности программ в отношении  детей более старшего возраста. Два других обзора заключают, что просветительные меры в изолированном виде оказывают весьма скромный эффект в отношения использования автомобильных средств безопасности для детей. Он может быть значительно усилен в отношении детей младшего возраста путем предоставления соответствующих средств безопасности вместе с инструкциями по их применению. Данных о влиянии на уровень травматизма не имеется.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что  наличие оконных ограждений способствует снижению частоты падений из окон, в том числе со смертельным  исходом. В 1995 г. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ  осуществили  в США экспериментальную программу  для населения, направленную на снижение частоты падений из окон многоэтажных зданий. Программа охватывала детей, проживающих в районах высокого риска, оценка эффекта проводилась  по принципу сравнения ситуации "до и после", без контрольной группы. Мероприятия включали индивидуальное консультирование, кампании через средства массовой информации, а также бесплатную установку оконных ограждений. Эта  программа оказалась весьма эффективной, однако возможность использования  данной методики в других условиях, главным образом, зависит от количества многоэтажных жилых домов в районе охвата.

Выявлены  два исследования, специально касающиеся применения защитных приспособлений во время занятий спортом. В первом из них производилась раздача  и пропаганда использования внутриротовых шин для защиты зубов (капп) среди участников школьных команд по регби в Новой Зеландии. В результате проведенных мероприятий по отчетам игроков 61% из них стали регулярно использовать каппы, что привело к снижению частоты зубных переломов. Вторая экспериментальная программа популяризировала использование спасательных жилетов среди детей в США: в результате доля детей, имеющих свой собственный спасательный жилет, повысилась с 20% до 29%, а степень использования жилетов - с 69% до 75%. Влияние на показатели здоровья не оценивалось, однако, хорошо известно из других исследований, что применение спасательных жилетов является целесообразным.

Оказание  поддержки путем домашних посещений. Обзор ранних публикаций, посвященных  исследованию эффективности домашних посещений семей с детьми младшего возраста, включавших оценку безопасности домашней среды и профилактическое консультирование, продемонстрировал  в целом положительные результаты проведенных программ, хотя лишь немногие из них были адекватно оценены. Более  поздний систематический обзор  выявил шесть работ по изучению эффективности  домашних посещений с профессиональной оценкой и консультированием  по вопросам безопасности условий жилой  среды. Некоторые из этих программ включали также бесплатное предоставление защитных приспособлений, две программы осуществлялись параллельно с проведением кампаний в средствах массовой информации на национальном уровне. Результаты не позволили прийти к каким-либо окончательным  выводам, однако имеются некоторые  свидетельства в пользу наличия  благоприятного эффекта от проведения подобных программ. В частности, отмечались определенные поведенческие сдвиги и изменения условий жилой  среды в сторону большей безопасности. В двух исследованиях, оценивавших  влияние на здоровье с использованием показателя частоты обращений в  отделения экстренной медицинской  помощи, позитивных изменений обнаружено не было.

Коррекция условий  окружающей среды. Изменение условий  окружающей среды в сторону большего удобства и безопасности стало одним  из общепризнанных подходов к профилактике травматизма не только среди детей, но и для всего населения. Благодаря  разнообразным мероприятиям (например, устройство отдельных велосипедных дорожек или улучшение уличного освещения) коррекция окружающей среды  обеспечивает реальные возможности  для удовлетворения потребностей населения  средствами государственной политики на местном и национальном уровне. При таком подходе предотвращение травм и повышение безопасности становятся делом всего сообщества.

Имеющиеся научные  данные убедительно доказывают, что  программы повышения безопасности, полностью охватывающие определенную территорию, эффективно снижают частоту  несчастных случаев и обладают особенно благоприятным действием в отношении  более уязвимых участников дорожного  движения, таких как дети - пешеходы и велосипедисты. Регулирование  дорожного движения в пределах определенной территории направлено на более безопасное распределение транспортных потоков и снижение скорости движения транспорта, особенно на проездах внутри жилых массивов. Влияние на дорожно-транспортный травматизм мероприятий, полностью охватывающих определенную территорию, было исследовано в шести работах; в двух из них были получены данные, касающиеся детей - пешеходов и велосипедистов. Большинство программ использовали различные меры организации дорожного движения: круговые транспортные развязки, запрещение автомобильного движения на определенных участках, создание островков безопасности в середине проезжей части. Три программы представляли собой рандомизированные контрольные исследования, другие три сравнивали ситуацию "до и после". Эффективность программ во всех случаях оценивалась по статистике дорожно-транспортных несчастных случаев, в некоторых исследованиях - за продолжительный период времени. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ приводит 16 контрольных исследований со сравнением ситуации "до и после", посвященных оценке влияния мер по ограничению скорости и интенсивности автомобильного движения на смертность и травматизм во всех возрастных группах в результате дорожно-транспортных несчастных случаев. Делается вывод, что полноохватные меры по ограничению автомобильного движения в населенных пунктах обладают определенным потенциалом в отношении снижения уровня дорожно-транспортного травматизма.

Имеются убедительные научные данные, доказывающие эффективность  установления зон ограничения скорости до 30 км/ч в целях снижения как фактической скорости движения, так и частоты несчастных случаев. Выявлена связь между скоростью движения транспортного средства и тяжестью травмы пешехода при несчастном случае. В Соединенном Королевстве введение зон ограничения скорости до 30 км/ч привело к местному снижению частоты несчастных случаев среди детей - пешеходов и велосипедистов соответственно на 70% и 48%. "Миграции" несчастных случаев на соседние территории не наблюдалось.

Снижению  детского травматизма на игровых  площадках способствуют покрытия из резины или измельченной древесной  коры, а также уменьшение высоты установки горизонтальных перекладин для лазания перехватом на руках ("обезьяньи перекладины"). Европейское  бюро ВОЗ приводит девять исследований, из которых два были посвящены  инженерным вопросам использования  различных видов покрытий, а семь - просветительным методам. Лишь в  трех работах тщательно соблюдались  принципы контрольного исследования, и ни одно не имело широкого выхода в практику.

Повышение безопасности предметов потребления. Имеются  убедительные научные доказательства того, что использование емкостей с безопасными крышками, недоступными для открывания детьми, весьма эффективным  образом способствует снижению смертности детей от отравлений. В Соединенном Королевстве и США внедрение этой меры безопасности привело к уменьшению числа смертельных отравлений на 85%. Систематический обзор, составленный по заказу правительства штата Виктория в Австралии, по результатам оценки пяти программ сообщает о снижении смертности на 45% - 60%, а частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи - на 60% - 90%. Уровень эффекта зависит от перечня веществ и препаратов, выпускаемых в емкостях с безопасными крышками. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о том, что введение нормативов по конструктивной безопасности ряда изделий, таких как холодильники, морозильные камеры, пластиковые пакеты и детские кроватки, также в определенной мере способствует снижению уровня травматизма.

Законодательные и административные меры, а также  контроль за их исполнением. Законодательные меры зарекомендовали себя как наиболее эффективный механизм профилактики травматизма. Так, в обзоре по вопросам эффективности применения велосипедных шлемов Европейское бюро ВОЗ приводят 13 работ, посвященных соответствующим законодательным мерам; 12 из них касалось деятельности федеральных структур и одна (из Новой Зеландии) относилась к национальному законодательству. Во многих работах описан период агитации и популяризации, предшествующий принятию законодательных мер. Например, в Новой Зеландии к моменту принятия соответствующего закона степень использования шлемов в возрастной группе от 5 до 12 лет составляла 84%. В 10 из 13 работ критерием оценки эффективности служила степень использования шлемов, в четырех работах - показатели здоровья. Была продемонстрирована эффективность законодательных мер в повышении степени использования шлемов и в снижении частоты травм головы. В четырех исследованиях была проведена оценка влияния законодательных мер на интенсивность пользования велосипедом (т.е. уровень воздействия фактора риска). В одной из работ из Австралии было выявлено снижение степени пользования велосипедами на 44% - значительное уменьшение активности. Это свидетельствует о том, что принудительное ношение шлемов может в какой-то мере удерживать детей от езды на велосипеде. Данный факт имеет немаловажное значение в свете проявляемой в настоящее время озабоченности по поводу низкого уровня физической активности среди детей и молодежи.

Законодательные меры, касающиеся использования детьми автомобильных средств безопасности (ремни безопасности и др.), поначалу были введены с целью защиты от травмы наиболее уязвимых - грудных  детей и детей младшего возраста. Европейское бюро ВОЗ в обзоре фактических данных для обоснования  пяти программ, направленных на повышение  степени использования детских  автомобильных кресел, на основании  анализа 72 работ делают вывод о  безусловной эффективности законодательных  мер в повышении степени использования  средств безопасности и снижении уровня травматизма. Они также сообщают о том, что эффект более выражен  при принятии так. наз. "первичных законов" (когда водителя могут остановить и оштрафовать за несоблюдение предписанных правил использования средств безопасности) по сравнению с "вторичными законами" (когда водитель вначале должен совершить какое-либо другое нарушение, чтобы его могли остановить).

Экспериментальные программы на уровне местных сообществ. Профилактика непреднамеренных травм, характеризующаяся значительной вариабельностью как самих возможных повреждений, так и применяемых методов их предотвращения, является подходящей сферой для применения программ на уровне сообщества.

Один из систематических  обзоров выявил 10 таких программ по профилактике детского травматизма, оцененных с применением тех  или иных количественных критериев.

Накапливается все больше данных в пользу эффективности  программ профилактики травматизма, проводимых на уровне местного сообщества. Для  предотвращения травм среди детей  применимы законодательные меры, коррекция условий окружающей среды  и образовательные мероприятия, при чем большое значение имеет их совместный эффект.

Проведение  разнообразных мероприятий, повторяемых  в разных формах и контекстах, постепенно формирует в обществе своего рода культуру безопасности. Важным видом  травмы, профилактике которой было посвящено лишь ограниченное число  экспериментальных программ, является утопление.

Существует  много перспективных профилактических направлений: обучение правилам безопасности на воде, надзор за детьми со стороны  взрослых, установка ограждений вокруг открытых плавательных бассейнов и  принятие законов, регулирующих эту  меру безопасности.

Рекомендации  ВОЗ по безопасным условиям окружающей среды в местах отдыха на воде содержат полезную сводку данных по этому вопросу  и перечень возможных мероприятий.

Заключение

Травматизм  детский во всех странах становится предметом особой озабоченности  широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее  время от травм и несчастных случаев  умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений  существенное значение имеют анатомо-физиологические  и психологические особенности  детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе  детского дошкольного и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют  следующие виды детского травматизма: бытовой; уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); школьный; спортивный и прочие.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие  в домашней обстановке, во дворе, в  школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Из этого  следует, что, воспитатели, учителя  медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.

Список  литературы

 

  1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология  и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.
  2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология як наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9.
  3. Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Л., 1985. - 180 с.
  4. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70.
  5. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с.
  6. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.
  7. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с.
  8. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с.
  9. Соколов Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. - 96 с.
  10. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.
  11. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 г.
  12. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124.

Информация о работе Профилактика детского травматизма