Профилактика детского травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. Травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и классификация детского травматизма…………………………....5
2. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям……………..8
3. Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

Профилактика детского травматизма готовая.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

2. Горячая пища на столе  должна быть недоступна ребенку.

3. Эксперименты с открытым  огнем (чаще страдают школьники  - бензин в костер, курение возле  канистры с бензином).

4. Огнестрельные раны (характерны  для энергичных "экспериментаторов").

5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные  салюты; нарушение инструкции по  использованию или технике безопасности).

6. Брошенные боеприпасы; без  присмотра охотничье ружье; взрывные  устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная:

1. Падение с высоты (из  окна ребенок выпадает сам,  обычно из-за любопытства или  его выбросили старшие дети; прыжки  с большой высоты).

2. Катание на лифте (держась  за перекладину под кабиной  лифта).

3. Качели "тарзанка".

4. Безудержная беготня  на переменах и в подъездах  (удар о батарею). Все батареи  должны иметь деревянную решетчатую  рубашку!

5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.

6. Неисправная ступенька  (приводит к скольжению, в результате  возможен даже перелом позвоночника).

7. Травмы "неосознанного  садизма":

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной  черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты  зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

б) выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);

в) торчащий гвоздь (3-4 см) или  кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);

г) половина лезвия бритвы, зафиксированная  в перилах (может привести к повреждению  сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный  садизм или желание причинять  другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся  тише, но ожесточеннее), сюда же  входят все случаи избиения  старшими младших детей.

9. Группа травм, связанных  с бесконтрольным использованием  школьного оборудования, включает  все случаи на уроках химии  и физики, электрические хлеборезки  в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы  в быту.

10. Уроки физической культуры  в спортзале (в школе и спортивных  секциях). Основной источник опасности  - изрядные физические возможности  детского организма, не соответствующие  интеллектуальным.

Внутренние  конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами  малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

Наиболее  распространены следующие типовые  ситуации:

а) прыжок через "козла". "Козел" - самый травмоопасный снаряд школьного спортивного зала. Подразумевает бдительную страховку прыжка учителем физкультуры; спортивные матрацы здесь не помогут;

б) лазание по канату (падение  сверху);

в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика таких травм  со стоит в отработке приемов надежной страховки и безопасного падения;

г) спортивная гимнастика (кувырок, кульбит и "березка");

д) большая нагрузка после  длительного перерыва. Например, весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть до отрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзя отменять принцип постепенности.

11. Травма моды (роликовые  коньки и другие "экстремальные"  виды спорта). Профилактика - защитные  атрибуты, отдельные от городского  транспорта трассы, соблюдение техники  безопасности и правил эксплуатации.

V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 35000 (более 12000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо. При ДТП хирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированную травмы. Сочетанная травма - повреждение костей с полостными повреждениями (черепная, брюшная или грудная полости). При множественной - наблюдаются одноименные по характеру повреждения. Например, при ударе бампером автомобиля может быть перелом сразу двух бедренных костей.

При комбинированном  поражении:

 

63% детей попадают в  ДТП в результате своего неожиданного  появления на проезжей части  из-за стоящей машины (например, ребенок  обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей  по встречной полосе).

Самые опасные  из ДТП - рельсовые травмы, дают до 700 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному  аппарату (по общему заболеванию).

VI группа включает укусы животных.

Только в г. Минске ежегодно фиксируется (далеко не все) до 5000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья  царапина" опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как  известно, бьет сильно и метко, может  выбить глаз. Если петух или гусь ущипнул в руку - это обычно неучтенная травма. Ребенок может испытать нападение  крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка  обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак  на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и  на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны  дворняги. Основная причина нападения  собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без  всяких предосторожностей - таскают  ее за хвост, садятся на нее как  на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в  нашей стране увеличилось число  собак с больной психикой, часто  привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают  очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень  опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие  резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации:

а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки);

б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);

в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом можжет происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи внесения инородных тел в половые органы (бывает сложно извлечь их даже хирургическим путем).

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем  из года в год в нашей стране погибают на воде около 10000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных  лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным ОСВОДа, 63% утонувших детей  умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может  быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее  время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина  и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также  лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга  национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

3.  Мероприятия, направленные на  снижение детского травматизма

 

Для того, чтобы  показать, каким образом первичные  и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам:

- обучение и выработка соответствующих навыков;

- пропаганда использования средств безопасности;

- оказание поддержки путем домашних посещений;

- коррекция условий окружающей среды;

- повышение безопасности предметов потребления;

- законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

- экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Обучение  и выработка соответствующих  навыков. Ценность образовательных  программ в качестве средства профилактики травматизма является предметом  активных дебатов, поскольку в этом случае речь идет о необходимости  индивидуумов изменять свое поведение. Приведенные ниже примеры иллюстрируют применение программ обучения и формирования навыков с целью профилактики травматизма. Эффективность данного  подхода значительно повышается при его использовании в комбинации с другими мерами, такими как правовая регуляция или коррекция условий  окружающей среды.

Сеть фактических  данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ в своем  обзоре приводит пять исследований, посвященных  деятельности детских клубов дорожного  движения. В этих клубах родителям  и детям предоставлялись образовательные  материалы, составленные с учетом возраста аудитории, а также проводилось  обучение необходимым навыкам по дорожной безопасности. Клубы на базе школ не оказались эффективными, те же, которые вовлекали непосредственно  детей и их родителей, четко продемонстрировали эффект поведенческих изменений, а  также некоторые свидетельства  в пользу снижения травматизма.

Систематический обзор работ по оценке программ, направленных на формирование у детей  навыков поведения в условиях дорожного движения приводит примеры  шести экспериментальных и четырех  внедренных в широкую практику программ для детей в возрасте 4 - 10 лет. Большинство экспериментальных  проектов включали обучение школьников с использованием разнообразных  образовательных приемов: симулированную дорожную обстановку, настольные макеты и тренировки в реальных уличных  условиях. Результаты оценивались путем  наблюдения за поведением детей, а также  на основании правильности их решений  по выбору безопасного момента и  соблюдения других мер предосторожности при пересечении проезжей части. Эти программы способствовали выработке  у детей навыков рационального  поведения в условиях дорожного  движения. Практические занятия на улице составляли важный элемент  обучения. Поскольку ни в одном из исследований не проводилось оценки эффекта проводимых программ в отношении показателей здоровья, необходима дальнейшая работа по изучению их возможного влияния на уровень травматизма.

В систематическом  обзоре Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ приведены  три работы (две из которых - рандомизированные контрольные исследования), посвященные оценке эффективности обучения детей в возрасте 8 - 10 лет навыкам велосипедной езды. В каждом из этих исследований результаты обучения оценивались путем наблюдения за поведением детей во время езды на велосипеде, а также путем тестирования уровня знаний. Хотя полученные данные характеризовались значительной вариабельностью, они в целом свидетельствовали о том, что такие программы обучения могут способствовать формированию у детей навыков более безопасной езды на велосипеде.

Вопросы эффективности  кампаний по профилактике домашнего  травматизма исследованы недостаточно. Имеющиеся данные свидетельствуют  о том, что такие программы  ведут к снижению частоты травм, требующих медицинской помощи среди  детей младшего возраста, а также  к поведенческим сдвигам и  к коррекции условий окружающей среды.

Пропаганда  использования средств безопасности. Систематический обзор выявил четыре исследования по оценке эффективности  бесплатной раздачи детекторов наличия  дыма (три из них - в районах высокого риска). Одно из данных исследований, включавшее оценку влияния на показатели здоровья, продемонстрировало 80% -ное снижение годового уровня травматизма в течение четырех лет. Европейское бюро ВОЗ в обзоре программ, проводимых на базе медицинских учреждений, выявили семь рандомизированных контрольных исследований, направленных на повышение степени использования домашних детекторов дыма. Все эти программы включали просветительные мероприятия и три из них - также предлагали скидки на приобретение детекторов дыма. Авторы обзора делают вывод, что в тех программах, где проводимая медицинским работником консультация по безопасности жилища сопровождалась выдачей купона на приобретение детектора дыма по сниженной цене, вероятность наличия этого устройства в доме была выше, чем когда проводилась только лишь консультация.

В другом обзоре рассмотрены 19 экспериментальных программ популяризации использования велосипедных шлемов детьми и подростками (девять - на базе школ). Было выявлено, что предоставление скидок на приобретение шлемов являлось важным фактором, способствующим их более  активному применению. Фактические  данные указывают на то, что пропагандистские кампании могут быть эффективным  средством повышения степени  использования шлемов, особенно среди  детей более младшего возраста и девочек. Европейское бюро ВОЗ приводит 11 программ по профилактике травматизма, проведенных среди населения, и отмечают их положительный эффект в плане использования шлемов. В этих программах важное значение придавалось комплексному применению разнообразных мероприятий. Были отмечены также эффекты влияния со стороны сверстников и ролевых моделей взрослых.

Информация о работе Профилактика детского травматизма