Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:13, реферат
Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии — раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управление ими.
Введение……………………………………………………………………….3
Рост и развитие организма…………………………………............................4
Этапы и периоды онтогенеза………………………………………………....6
Физическое и психическое развитие ……………………..............................9
Биологические ритмы их показатели, и классификация …………………..13
Биоритмы и работоспособность ………………………………………….....15
Литература………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Рост и развитие организма…………………………………........
Этапы и периоды онтогенеза…………………………
Физическое и психическое
Биологические ритмы их показатели, и классификация …………………..13
Биоритмы и работоспособность ………………………………………….....15
Литература……………………………………………………
Введение
Физиология —
наука о функциях живого
К настоящему времени
физиология человека и
Возрастная физиология
изучает особенности
Связь возрастной физиологии
с другими биологическими
Основные жизненные
Значение возрастной
физиологии для педагогики, психологии,
медицины, физического воспитания.
Курс возрастной физиологии
Рост и развитие организма
С момента зарождения и до смерти в результате обмена веществ происходит развитие организма — закономерные изменения его химического состава и строения. В процессе развития до созревания усложняется строение клеток, тканей, органов и систем органов. Развитие происходит гетерохронно, т. е. клетки, ткани и органы созревают неодновременно. С определенного возраста начинается старческое изменение строения органов, также совершающееся гетерохронно. Одновременно на протяжении всей жизни изменяются функции. Накопление количественных изменений строения и функций приводит к появлению или исчезновению новых качеств, новых свойств организма и его поведения.
В результате развития в определенные периоды жизни изменяется рост организма. Рост — увеличение размеров развивающегося организма и его органов с изменением их формы, объема и массы. При росте возрастает масса активных частей организма вследствие размножения клеток и увеличение межклеточных элементов, их объема и массы («живого вещества»). Обычно рост прекращается с достижением зрелости. Рост зрелого организма никогда не бывает пропорциональным. Рост регулируется нервной системой и железами внутренней секреции.
Общее увеличение размеров тела приводит к его удлинению. Весь организм и отдельные его части растут неравномерно, гетерохронно, наблюдаются периоды ускорения и замедления роста.
Гетерохронизм роста и развития обусловлен филогенезом, но решающее значение имеют изменения условий жизни, определяющие количественные и качественные различия двигательной деятельности. В соответствии с условиями существования в каждом возрастном периоде изменяется характер и интенсивность сокращений скелетных мышц, оказывающих основное влияние на рост и развитие организма.
Рост и развитие — важнейшие
процессы, обусловливающие
Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" — для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.
Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6—7 лет (полуростовой скачок) и 11—14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).
Развитие также процесс
Человеческий организм развивается
и изменяется в течение всей своей
жизни от момента зарождения до смерти.
Этот процесс индивидуального
Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейро-эндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.
Являясь биологическим объектом природной
экосистемы и членом общества, человек
находится под воздействием сложного
комплекса климатических, химических,
радиоактивных, электромагнитных, шумовых
и других факторов, своеобразной социально-экономической
среды его обитания. Поэтому здоровье
является комплексным результатом
сложного взаимодействия человека с
природой и обществом. По определению,
принятому Всемирной
Этапы и периоды онтогенеза
У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.
У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.
Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются также эмбриологией.
2. Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения — увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни — и качественные изменения — тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы — пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.
Этапы онтогенеза — последовательные
периоды онтогенеза с характерными
морфофизиологическими
Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью.
Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза – пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.
Закономерности
В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).
Генетическая программа
Наследственная программа
В онтогенезе различают два периода:
2.постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Для высших животных и человека принято деление на:
пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;
постнатальный период (после рождения);
предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.
В онтогенезе можно выделить три фазы:
- эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);
- репродуктивную (половая зрелость);
- инволютивную (старость).
Каждая фаза онтогенеза распадается на периоды. Границы периодов определяются факторами, с которыми организм может взаимодействовать на данном этапе своей жизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, в инволютивной, напротив, также последовательно исчезают.
Информация о работе Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза