Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии — раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управление ими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3


Рост и развитие организма…………………………………............................4


Этапы и периоды онтогенеза………………………………………………....6


Физическое и психическое развитие ……………………..............................9


Биологические ритмы их показатели, и классификация …………………..13


Биоритмы и работоспособность ………………………………………….....15


Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_20.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

 

Рост и развитие организма…………………………………............................4

 

 

Этапы и периоды онтогенеза………………………………………………....6

 

 

Физическое и психическое развитие ……………………..............................9

 

 

Биологические ритмы их показатели, и классификация …………………..13

 

 

Биоритмы и работоспособность  ………………………………………….....15

 

 

Литература…………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

 

      Физиология —  наука о функциях живого организма  как единого целого, о процессах,  протекающих в нем, и механизмах  его деятельности. Основная задача  физиологии — раскрытие законов  жизнедеятельности живого организма  и управление ими.

    К настоящему времени  физиология человека и животных  накопила огромный фактический  материал. Это привело к тому, что от физиологии, целостной  науки о функциях организма,  отпочковались и стали самостоятельными  несколько научных направлений.  Среди них самостоятельной ветвью  физиологии стала и возрастная  физиология.

    Возрастная физиология  изучает особенности жизнедеятельности  организма в различные периоды  онтогенеза, функции органов, систем  органов и организма в целом  по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на  каждом возрастном этапе.

    Связь возрастной физиологии  с другими биологическими дисциплинами. Строение и функции любого  органа неразрывно связаны. Нельзя  познать функции организма, его  органов, тканей и клеток, не  зная их строения. Вот почему  успехи физиологии тесно связаны  с достижениями анатомии человека, гистологии и цитологии.

    Основные жизненные закономерности  присущи всему миру животных. Но в процессе эволюции формы  проявления этих закономерностей  изменялись и усложнялись. Для  изучения жизнедеятельности любого  организма необходимо понимание  истории его видового развития  — филогенеза. Поэтому в возрастной  физиологии широко используют  данные эволюционного учения, прослеживают  основные этапы развития тех  или иных органов животных. Отсюда  становится понятной связь возрастной  физиологии с эволюционной физиологией.

    Значение возрастной  физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания. Курс возрастной физиологии призван  раскрыть будущим педагогам и  воспитателям основные закономерности  развития детей в различные  возрастные периоды. Знание этих  закономерностей является важным  фундаментом для более глубокого  изучения и осмысления курса  общей и педагогической психологии, педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Рост и развитие организма

 

С момента зарождения и до смерти в результате обмена веществ происходит развитие организма — закономерные изменения его химического состава и строения. В процессе развития до созревания усложняется строение клеток, тканей, органов и систем органов. Развитие происходит гетерохронно, т. е. клетки, ткани и органы созревают неодновременно. С определенного возраста начинается старческое изменение строения органов, также совершающееся гетерохронно. Одновременно на протяжении всей жизни изменяются функции. Накопление количественных изменений строения и функций приводит к появлению или исчезновению новых качеств, новых свойств организма и его поведения.

 

В результате развития в определенные периоды жизни изменяется рост организма. Рост — увеличение размеров развивающегося организма и его органов с  изменением их формы, объема и массы. При росте возрастает масса активных частей организма вследствие размножения  клеток и увеличение межклеточных элементов, их объема и массы («живого вещества»). Обычно рост прекращается с достижением  зрелости. Рост зрелого организма  никогда не бывает пропорциональным. Рост регулируется нервной системой и железами внутренней секреции.

 

Общее увеличение размеров тела приводит к его удлинению. Весь организм и  отдельные его части растут неравномерно, гетерохронно, наблюдаются периоды ускорения и замедления роста.

 

Гетерохронизм роста и развития обусловлен филогенезом, но решающее значение имеют изменения условий жизни, определяющие количественные и качественные различия двигательной деятельности. В соответствии с условиями существования в каждом возрастном периоде изменяется характер и интенсивность сокращений скелетных мышц, оказывающих основное влияние на рост и развитие организма.

 

 

Рост и развитие — важнейшие  процессы, обусловливающие морфологические  и функциональные изменения организма  в восходящей фазе онтогенеза. Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.

 

Процессы Р. и р. начинаются с  образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и  завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" — для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.

 

Существуют периоды активации  и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6—7 лет (полуростовой скачок) и 11—14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).

 

Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся  существенным качественным преобразованием  функций.

 

Человеческий организм развивается  и изменяется в течение всей своей  жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно  новый уровень клеточной формации

 

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается  в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов  и систем, а также в осуществлении  связи с окружающей средой руководящую  роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают  влияние на весь организм через нейро-эндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

 

Являясь биологическим объектом природной  экосистемы и членом общества, человек  находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых  и других факторов, своеобразной социально-экономической  среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом  сложного взаимодействия человека с  природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье — это  состояние полного телесного, душевного  и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение  здоровья: “здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное  физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным  воздействиям и достаточная способность  адаптироваться к различным нагрузкам  и условиям внешней среды”.

 

 

 

 

Этапы и периоды онтогенеза

 

 

    1. Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

 

У многоклеточных животных в составе  онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых  оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у  живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

 

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

 

Термин «онтогенез» впервые  был введён Э. Геккелем в 1866 году. В  ходе онтогенеза происходит процесс  реализации генетической информации, полученной от родителей.

 

Раздел современной биологии, изучающий  онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза изучаются  также эмбриологией.

 

 

 

2. Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения — увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни — и качественные изменения — тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы — пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

 

Этапы онтогенеза — последовательные периоды онтогенеза с характерными морфофизиологическими особенностями: эмбриональный, ювенильный, зрелости, размножения, старости.

 

Эмбриональное развитие, или зародышевое  развитие, включает стадии зародыша и  плода. После родов начинается постэмбриональный  период, продолжающийся всю жизнь  и заканчивающийся смертью.

 

Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется  различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза – пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.

 

Закономерности онтогенетического  развития. Индивидуальное развитие подчиняется  общей закономерности — оно находится  под влиянием двух главных взаимодействующих  факторов — внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора  характеризуются различной эффективностью влияний и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

 

В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).

 

Генетическая программа внутриутробного  развития реализуется закономерно  и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые  могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается  в притоке кислорода, поэтому  нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов  у матери — активное и пассивное  курение и особенно стрессы.

 

Наследственная программа определяет органогенез — закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный  период (3-4 лунных месяца), и системогенез — объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения — во второй, плодный (с 5—6 лунных месяцев).

 

В онтогенезе различают два периода:

 

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

 

     2.постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до                             смерти организма.

 

 

 

Для высших животных и человека принято  деление на:

 

пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;

 

постнатальный период (после рождения);

 

предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.

 

В онтогенезе можно выделить три  фазы:

 

- эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);

 

- репродуктивную (половая зрелость);

 

- инволютивную (старость).

 

Каждая фаза онтогенеза распадается  на периоды. Границы периодов определяются факторами, с которыми организм может  взаимодействовать на данном этапе  своей жизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, в инволютивной, напротив, также последовательно исчезают.

Информация о работе Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза