Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии — раскрытие законов жизнедеятельности живого организма и управление ими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3


Рост и развитие организма…………………………………............................4


Этапы и периоды онтогенеза………………………………………………....6


Физическое и психическое развитие ……………………..............................9


Биологические ритмы их показатели, и классификация …………………..13


Биоритмы и работоспособность ………………………………………….....15


Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_20.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

 

 

Физическое и психическое  развитие

 

Жизненный путь человека — это  история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и  сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями  образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной  программой — целями и смыслом  жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются  на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее  время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

 

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально  ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и  т. д.), сменой ролей и систем отношений  в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.

 

Формирование начальных свойств  личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с  их знаковым аппаратом (прежде всего  словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

 

Бесспорно, что точки отсчета  для начала онтогенеза и истории  личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.

 

Становление человека как личности связано с относительно высоким  уровнем нервно- психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

 

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности — субъекта общественного поведения  и коммуникаций. Социальное формирование человека — это вместе с тем  образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная  с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации  видов человеческой деятельности. Переход  от игры к учению, смена различных  видов учения, подготовка к труду  в обществе и т. д. — это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов  в статусе, т. е. становление личности.

 

Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях  моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения  и познавательных интересов, в относительном  обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях  между тенденциями личности и  ее потенциями как субъекта познания и деятельности.

 

Зрелость человека как индивида — соматическая и половая —  определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами  человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего  организма — его жизнедеятельности  и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического  созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с  образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с  определенным объемом и уровнем  знаний, свойственных данной системе  образования в данную историческую эпоху.

 

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения  — исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

 

Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал  человеческой жизни. Таким финалом  для индивида является смерть, с  которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и  духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования  которого оказывается реальной силой  общественного развития.

 

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды  человеческой жизни, характеризуются  специфическими комплексами психофизиологических особенностей, которые будут рассмотрены  в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его  состояний и свойств. Образование  индивидуальности и обусловленное  ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре  человека стабилизируют эту структуру  и являются важными факторами  высокой жизнеспособности и долголетия.

 

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических  и функциональных признаков организма  в их взаимосвязи.

 

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма  определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые  условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип  конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и  секретов пищеварительных желез.

 

В связи с этим уровень физического  развития детей принято считать  достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

 

1. Морфологические показатели: длина  и масса тела, окружность грудной  клетки, а у детей до трех  лет — окружность головы.

 

2. Функциональные показатели: жизненная  емкость легких, мышечная сила  кистей рук и др.

 

3. Развитие мускулатуры и мышечный  тонус, состояние осанки, опорно-двигательного  аппарата, развитие подкожного жирового  слоя, тургор тканей.

 

 

 

 

Биологические ритмы их показатели, и классификация

 

Биологические ритмы (биоритмы) —  регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности  жизненных процессов, отдельных  состояний или событий. Б. р. в  той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

 

В зависимости от порождающей причины  Б. р. делятся на экзогенные — колебания, вызванные периодическими воздействиями  извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные — автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).

 

Эндогенные Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической  организации она замыкается, различают  Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций  в системе хищник-жертва).

 

По выполняемой функции Б. р. делят на физиологические ритмы  — рабочие циклы отдельных  систем (дыхание, сердцебиение), и экологические, адаптивные (см. циркадные ритмы), служащие для приспособления организмов к периодичности окружающей среды. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки; период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически. Экологические ритмы в естественных условиях захвачены циклами окружающей среды; выполняют функцию биологических часов (с их помощью организмы ориентируются во времени).

 

Б. р. с разными периодами у  одного организма могут оказывать  взаимное модулирующее влияние, но обычно сравнительно независимы. Б. р. с одинаковым периодом, напротив, часто сопряжены иерархическим образом: выделенные группы клеток могут играть роль центров синхронизации — ритмоводителей.

 

Биологические ритмы интересны  тем, что во многих случаях сохраняются  даже при постоянстве условий  среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они  и коррелируют с ритмичными изменениями  внешних условий, например чередованием дня и ночи, их нельзя считать  прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму  не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.

 

У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному  ритму. Примеры тому – повышение  и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры  тела: ночью она примерно на t1С  ниже, чем днем. Биологические ритмы  у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы  – периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена  периодов сна и бодрствования  на основе 24–25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.

 

Основными параметрами биоритмов  являются такие показатели: Период — время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза — точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор — уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда — величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.

 

Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят  от выбранных критериев.

 

- по их собственным характеристикам,  таким как период;

 

- по их биологической системе,  например популяция;

 

- по роду процесса, порождающего  ритм;

 

- по функции, которую выполняет  ритм.

 

 

 

Биоритмы и работоспособность

 

Основным суточным циклом, базой  и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование  сна и бодрствования. Эти два  процесса неразрывно связаны между  собой и являются главным условием организации режима деятельности и  отдыха. Бодрствование выступает  основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно две  трети его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие  психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность  психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма  человека при разной степени его  активности. Психический тонус зависит  от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния  нервной системы человека. Необходимый  уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция. Регуляция  психического тонуса осуществляется с  помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных  воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы  психологического тренинга, дыхательной  гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный  разговор о них пойдет в следующих  главах.

 

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Положительные  эмоции, хорошее настроение, уверенность  и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность - снижают. Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

 

Для поддержания высокого уровня работоспособности  большое значение имеет принцип  постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего  отдыха и перехода на другой вид  деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система  труда.

Информация о работе Рост и развитие организма. Этапы и периоды онтогенеза