Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие о регуляции, саморегуляции. Принципы гуморальной и рефлекторной регуляции функций в организме. Нейрогуморальная регуляция.
2. Современные представления о строении и функциях мембран. Активный и пассивный транспорт через мембраны, их роль в формировании мембранного потенциала покоя.
3. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы. Ионные механизмы потенциала действия.
4. Законы раздражения возбудимых тканей. Полярный закон раздражения (Пфлюгер). Изменения мембранного потенциала под анодом и катодом постоянного тока.

Файлы: 4 файла

вопросы.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

1-29.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Особенности:

1.Инертность. Сохраняется  до тех пор, пока потребность  не будет удовлетворена. 

2Повышение возбудимости  определённых структур мозга  (гипоталамус, кора ГМ, миндалина, ретикулярная формация).

3.Возникает синхронизация  активности нейронов в этих  структурах.

4.На МВ могут  оказывать влияние факторы среды. 

 ПОНЯТИЕ О  МОТИВ-ПОТРЕБНОСТ СФЕРЕ. Классификация  потребностей. Каждая поведенческая  реакция мотивируется или побуждается потребностью организма, следовательно, мотивации и потребности - единая сфера, которая определяет функциональное состояние организма и осуществление психической деятельности и поведения. Потребность - основной двигатель поведения, направленного на достижение определённой цели. Потребность - нужда, которую испытывает организм и стремится удовлетворить через своё поведение. Мотивация - то, что вызывает движение. В физиологии активное состояние в структурах ЦНС, направленное на удовлетворение потребности путём организации целенаправленного поведения (изменение ЭЭГ мозга, биохимических процессов в нём, появление субъектных переживаний). М (Леонтьев) - самоцеленаправленное поведение.

Классификация потребностей:

1. Биологические/витальные.  А) В поддержании постоянства внуренней среды. Б) В сохранении вида.

2. Социальные. Направлены  на обеспечение взаимодействие  индивида с особями того же  вида. А) Принадлежность к группе. Б) Занимать определённое место  в группе. В) Следовать принятым  в группе или обществе образцам поведения и т. д. Не являются врождёнными, формируются в процессе жизнедеятельности, социализации.

3. Духовные или  идеальные - являются основой  самовосприятия индивида: потребность  в свободе, познании, получении  новой инфы, преодолении преград и т. д. Симанов выделяет потребности сохранения и развития.

 

25. Учение  И.П.Павлова о первой и второй  сигнальных системах действительности. Роль слова, внушение и самовнушение.

  Все сигналы  можно разделить на две группы: реальные и идеальные. РЕАЛЬН (естественные, натуральные и т. п.) - раздражители, которые воспринимаются любыми анализаторами организма. Это конкретные сигналы внешнего материального мира, вызывающие ощущения, впечатления и представления. ИДЕАЛЬН носят обобщенный характер и не связаны с характеристиками конкретного раздражителя. Они представляют собой условное обозначение, знак, не имеющий реального объективного однозначного физического содержания в виде предметов и явлений материального мира. К таким сигналам относится прежде всего слово. СЛОВО стало сигналом первичных, действующих через органы чувств раздражителей ("сигналом сигналов"). В словах обобщаются конкретные (для данного предмета) и общие свойства предметов.  В переработке двух различных типов сигналов принимают участие две системы. ПЕРВАЯ сигнальная система обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Предполагается, что в основе образа лежит формирование в процессе онтогенеза условных нервных связей между следами отдельных свойств внешнего объекта: его формы, цвета и т. д. В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные раздражители. ВТОРАЯ сигнальная система - система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Таким образом, во второй сигнальной системе сигналы приобретают новое свойство условности - преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова. Уст, письм, мысл речь. Вторая сигнальная система как обобщающая сигнализац от первой, охватывает все функциональные структуры мозга, не имеет ограниченной локализации. Однако некоторые структуры коры больших полушарий особенно тесно связаны с осуществлением этой функции: у основания нижней фронтальной извилины находится участок, поражение которого делает невозможным координированные движения, осуществляющие устную речь- двигательный центр речи Брока; в задней трети верхней височной извилины и в прилежащей части супрамарги-нальной располагается область, при повреждении которой человек теряет способность понимать смысл услышанных слов - акустический центр Вернике; поражение ангулярной извилины приводит к потере способности узнавать написанное - оптический центр речи. Ведущая роль правой руки в практической деятельности определила преимущественную роль левого полушария в осуществлении функций второй сигнальной системы. ВНУШЕНИЕ определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние. Предлагаются различные классификации внушения: внушение и самовнушение, внушение прямое или открытое, косвенное или закрытое; внушение контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы внушения в бодрствующем состоянии и состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна. Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно внушению наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение. Степень реализации внушения определяется также особенностями личности больного, выраженностью "магического" настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов. Гипнотическое внушение преследует цель улучшить не только общее самочувствие, настроение больного, но и устранить непосредственные болезненные признаки тех или иных расстройств, возникающих при невротических расстройствах. Процесс САМОВНУШЕНИЯ -реализация субъектом широкого спектра целенаправленных психических воздействий на свой организм. (всё то же самое, только сам, при мощи слова.)

 

26. Память, ее значение в формировании  приспособительных реакций. Механизмы  и особенности кратковременной  и долговременной памяти.

ПАМЯТЬ одна из псих функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Выделяют генотипическую или врождённую память и фенотипическую, т.е. приобретённую память. Генотипическая память является основой безусловных рефлексов и инстинктов. Фенотипическая память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни. Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память; по наличию цели - произвольная и непроизвольная; по наличию средств - опосредованная и неопосредованная; по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Свойства памяти: Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов забывания. КРАТКОВР существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7плюсминус2 объекта. Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса группировки объектов. ДОЛГОВР. Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие на годы. Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп- часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения. Значение памяти: обучение, формирование новых рефлексов, приспособление.

27. Лимбическая  система мозга, ее функциональное  значение.

ЛИМБИЧ СИСТ. морфофункциональное объединение, включающее в себя филогенетически  старые отделы коры переднего мозга, ряд подкорковых структур, которые  регулируют функции организма, определяют эмоциональную сторону поведения. Анатомическая структура лимбической системы: 1древняя кора (палеокортекс) - гиппокамп, грушевидная доля, экторинальная область, параамигдалоидная кора) 2старая кора (археокортекс) - пресубикулум, поясная извилина. 3.Подкорковые структуры: миндалевидный комплекс, ядра таламуса и гипоталамуса, лимбическая зона среднего мозга, область перегородки. Образования, из которых состоит лимбическая система, относятся к наиболее филогенетически древним и обнаруживаются у всех позвоночных животных. На начальном этапе развития позвоночных лимбическая система обеспечивала все важнейшие функции организма, которые формировались на основе обоняния. Лимбическая система обеспечивает взаимодействие экстерорецептивных и интероцептивных воздействий. Существуют мощные связи между лимбической системой и гипоталамусом, височной и лобной долями новой коры. Характерным для лимбической системы является наличие многочисленных цепей возбуждения. Даже при незначительной стимуляции любой структуры лимбической системы наблюдается целый ряд вегетативных реакций. Часто эти реакции протекают совместно с моторными, жевательными, глотательными движениями. Наиболее заметно участие лимбической системы в пищевом поведении. При удалении миндалевидного тела у животных наблюдается длительный отказ от пищи или гиперфагия. Управляя совокупностью внутренних факторов, лимбическая система контролирует эмоциональное состояние человека или животного, обеспечивает приспособление и видоспецифичное поведение. Структуры лимбической системы связаны с механизмами сна. Лимбич сист приним-т участие в формировании таких поведенч реакций, в осуществлении которых имеет место явно выраженный вегетативный компонент.

 

28. Ретикулярная  формация ствола мозга, ее функциональная  роль.

РЕТИКУЛЯР Ф-ЦИЯ. Центральная часть продолговатого мозга занята ретикулярной формацией - скоплением нервных клеток. Ретикулярные нейроны располагаются как диффузно, так и группами в ядрах: гигантоклеточное ретикулярное, мелкоклеточное ретикулярн, латеральное ретикулярн, каудальное, вентрикулярное, оральное ретикулярное. С точки зрения топографии ретикулярная формация ствола располагается на пути всех входных и выходных систем мозга. Большое число связей ретикулярной формации позволяют приспосабливаться к регуляции деятельности различных отделов ЦНС. К дендритам и соме ретикулярных нейронов подходят коллатерали от аксонов сенсорных восход путей, лок-х в центр-й и латер-й частях ГМ, коллатерали нисход-х моторн путей, идущих от переднего мозга. Нисходящий ретикулярно-спинномозг путь - от каудального и гигантоклеточного ретикулярного ядер. РФ имеет связь с с ядрами черепных нервов, с мозжечком, промеж-м мозгом, через него - с КораБольшПолуш. В ретикулярной формации продолговатого мозга находятся центры, отвечающие за регуляцию висцеральных функций.1) дыхат центр из двух функционально разных частей:1инспираторная (вдыхат)2экспираторная (выдыхат) Периодичность работы ДЦ находятся под контролем пневмотаксического центра (периодически тормозит инспираторную часть ДЦ и стимулирует экспираторную) 2) сосудодвигательный центр (вазомоторный) - Сосудистый тонус регулируется лишь симпатической сосудосуживающей системой. Ее активное состояние => вазоконстрикция, ее торможение => вазодилатация (исключение - сосуды половых органов и слюнных желез - двойная иннервация - симп и парасимп.) функции 1актив-я работы гм - КБП 2регул-я работы всех отделов - цнс.

 

29. Утомление. Феномен  активного отдыха (И.М.Сеченов). Физиологическое  обоснование рациональной организации  труда.

УТОМЛЕНИЕ - это временное функц сост, наступающее вследствие выполн продолж или интенс работы, проявл-ся в сниж работоспособн. Биол роль утомления состоит в своевременной ЗАЩИТЕ организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиол сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровожд-ся наруш пост-ва внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма. В зависимости от преимущественного содержания работы (умственной или физической) можно говорить об умственном или физическом утомлении. Различают также острое и хроническое, общее и локальное, скрытое (компенсируемое) и явное (некомпенсируемое) утомление. ОСТРОЕ утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровне физической подготовленности субъекта. Оно проявляется в резком падении сердечной производительности (сердечная недостаточность), расстройстве регуляторных влияний со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении потоотделения, нарушении водно-солевого баланса. ХРОНИЧ утомление является результатом недовосстановления после работы. При хроническом утомлении утрачивает способность к усвоению новых двигательных навыков, падает работоспособность, снижается естественная устойчивость организма к заболеваниям. Утомление, возникающее при физической работе, в которую вовлечены обширные мышечные группы, называется ОБЩИМ. Для общего утомления характерно нарушение регуляторной функции ЦНС, координации двигательной и вегетативной функций, снижение эффективности волевого контроля качества выполнения движений. Общее утомление сопровождается расстройствами вегетативных функций: неадекватным нагрузке увеличением ЧСС, падением пульсового давления, уменьшением легочной вентиляции. Субъективно это ощущается как резкий упадок сил, одышка, сердцебиение, невозможность продолжать работу. Когда чрезмерная нагрузка падает на отдельные мышечные группы, развивается так называемое ЛОКАЛЬНОЕ утомление. В отличие от общего утомления, при локальном утомлении страдает не столько центральный аппарат управления, сколько местные структурные элементы регуляции движений: терминали двигательных нервов, нервно-мышечный синапс. Нарушения в нервно-мышечной передаче возбуждения развиваются задолго до того, как сами исполнительные приборы перестают нормально функционировать. В пресинаптической мембране уменьшается количество ацетилхолина, вследствие чего падает потенциал действия постсинаптической мембраны. По современным представлениям, истощение энергетического материала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки. Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы митохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительном периоде. В результате адаптация к этому виду нагрузки повышается. Истощение, превышающее допустимые пределы, ведет к срыву адаптации с развитием картины переутомления. Снижение скорости ресинтеза АТФ вследствие накопления продуктов межуточного обмена может рассматриваться как главный фактор, ограничивающий продолжительность интенсивной работы. В скелетных  мышцах поддерживается относительно постоянная концентрация АТФ. Расходование ее инициирует компенсаторные процессы: повышается активность окислительных ферментов. Углеводы, свободные жирные кислоты и аминокислоты окисляются в митохондриях. При этом освобождается энергия, которая ищет на ресинтез АТФ или запасается в макроэргических связях. При работе в анаэробных условиях ресинтез АТФ с накоплением молочной кислоты. Переключение на анаэробные источники энергии при работе определяется не только ее интенсивностью, но и уровнем тренированности спортсмена. Чем ниже этот уровень, тем быстрее совершается переход на менее экономичный способ получения энергии, тем быстрее развивается некомпенсируемое утомление. РАБОЧИЙ ДЕНЬ. Продолжительность рабочей смены или рабочего дня не должна превышать 7-8 часов. Более длительные промежутки работы без соответствующего отдыха, например, 12-часовые или суточные работы, сопровождаются более высоким уровнем заболеваемости, чем обычные виды трудовой деятельности. Общепризнанно, что работа в две смены не вызывает существенных отклонений в состоянии здоровья и работоспособности. В то же время ночные смены - наиболее неприемлемый вариант работы, так как при этом нарушается естественный биоритм организма. При трехсменной работе заболеваемость людей после ночной смены всегда выше, чем после утренней или дневной. Различают три вида внутрисменного ОТДЫХА: микропаузы, макропаузы и обеденный перерыв. Перерывы, предусмотренные регламентом производства, называются регламентированными. Их эффективность как восстановительного мероприятия - выше перерывов, которые совершаются "без разрешения" - нерегламентированных. В период макропауз (и в период обеда) может быть предоставлен активный и пассивный отдых. АКТИВНЫЙ - это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Например, движение ногами при постоянной работе руками. Феномен активного отдыха был выявлен И. М. Сеченовым. Активный отдых эффективнее для восстановления работоспособности, чем пассивный отдых. Это положение подтверждено многочисленными наблюдениями, но в последние годы показано, что эффективность активного отдыха зависит от мощности выполняемой работы: при средней и высокой тяжести труда его эффективность меньше, чем при легком труде; у пожилых людей эффективность активного отдыха ниже, чем пассивного. Следовательно, подход к использованию активного отдыха должен быть дифференцированным. Формы активного отдыха - производственная гимнастика или произвольные самостоятельные движения работающего в цехе или за его пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"