Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:19, шпаргалка
1) Термин Биосфера (bios – жизнь; sphere – шар) – особая оболочка Земли, населенная живыми существами. (1875)…..…..Ограничивающие факторы жизни в Литосфере (отсутствие света, высокая температура и давление) Атмосфере (излучения, низкая температура, дефицит кислорода и воды),Гидросфере (низкое содержание кислорода и отсутствие света)
Из эктодермы образуется нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов; из энтодермы - эпителий средней кишки, пищеварительные железы, эпителий жабр и легких; из мезодермы - мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы и др.
У разных типов животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям.
у животных — образование и развитие органов. Различают онтогенетический О., изучаемый эмбриологией и биологией развития, и филогенетический О., исследуемый сравнительной анатомией. Кроме описания и анализа течения процессов О., в задачу указанных дисциплин входят раскрытие и причинное объяснение этих процессов в Филогенезе и Онтогенезе. Сравнительная анатомия рассматривает возникновение новых органов, их преобразование, разделение, прогрессивное развитие и редукцию, процессы рудиментации и т.п. Изучение развития формы органов в связи с их функцией привело к открытию основных закономерностей филогенетического О. Таковы принципы дифференциации и интеграции а также смены функций как руководящего начала в филогенетическом преобразовании органов. Онтогенетический О. до известной степени повторяет филогенетический О. (см. Биогенетический закон). В ходе первого осуществляется последовательная Дифференцировка и интеграция органов, а также неравномерный рост и активное перемещение клеточного материала. Причинное исследование онтогенетического О. доступно точному изучению, особенно благодаря возможности применения экспериментального метода.О начальных и некоторых последующих этапах О. см. Детерминация, Дробление, Зародышевое развитие, Зародышевые листки, Индукторы, Индукция, Организатор.
2) 1-энтеробиоз
2-метод липкой ленты
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Характеристика и значение
основных этапов
2. В кале ребенка обнаружен
червь веретеновидной формы, бледно-сероватого
цвета, длиной 14-16 см. На основании
данной морфологической
1) Индивидуальное развитие
Процесс индивидуального развития любого организма носит название онтогенез. Понятие онтогенеза было введено в биологию Эрнстом Геккелем в 1866 году. По современным представлениям онтогенез (греч. ontos - существо, особь, genesis - развитие) - это полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды; он начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью. Для биологического вида Homo sapiens характерно прямое внутриутробное развитие.
В зависимости от среды, в которой происходит развитие организма человека, онтогенез распадается на два больших периода, отделенных друг от друга моментом рождения:
В последнее время предложено также выделить предзиготный период, предшествующий образованию зиготы.
Предзиготный период развития связан с образованием гамет (гаметогенез). Образование яйцеклеток начинается у женщин еще до их рождения и завершается для каждой данной яйцеклетки только после ее оплодотворения. К моменту рождения плод женского пола в яичниках содержит около двух миллионов ооцитов первого порядка (это еще диплоидные клетки), и только 350 - 450 из них достигнут стадии ооцитов второго порядка (гаплоидные клетки), превращаясь в яйцеклетки (по одной в течение одного менструального цикла). В отличие от женщин половые клетки в семенниках (яичках) у мужчин начинают образовываться только с началом периода полового созревания. Длительность периода образования сперматозоида составляет примерно 70 суток; на один грамм веса яичка количество сперматозоидов составляет около 100 миллионов в сутки.
Оплодотворением называют процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида, приводящий к образованию зиготы. Оплодотворение яйцеклетки происходит в начальном участке маточной трубы, куда проникают лишь около ста сперматозоидов. Способность сперматозоидов к оплодотворению в женских половых путях сохраняется на протяжении двух суток. Сперматозоид имеет в головке акросому, которая содержит фермент для растворения оболочки яйцеклетки. При сближении сперматозоида и яйцеклетки акросома разрывается, и освободившиеся ферменты растворяют оболочку женской гаметы. Сперматозоид проникает внутрь яйцеклетки, после чего она покрывается плотной оболочкой, препятствующей проникновению других мужских гамет. В результате оплодотворения восстанавливается диплоидный набор хромосом. Образовавшийся одноклеточный зародыш - зигота. В ней в течение суток происходят сложные перемещения отдельных участков цитоплазмы и ее органелл.
Начальный период. Дробление - это начальный этап развития оплодотворенного яйца (зиготы). У человека он длится 3 -4 дня (происходит дробление зиготы путем серии последовательных митозов, но без роста дочерних клеток до размеров зиготы). У человека дробление зиготы является полным и неравномерным. Клетки, образовавшиеся в результате дробления, носят название бластомеры. Итогом стадии дробления является образование многоклеточного зародыша - морулы. Дробление и образование морулы происходит по мере продвижения зародыша по маточной трубе. Морула попадает в матку, где происходит процесс бластуляции. Бластомеры в моруле отталкиваются друг от друга, смещаются к периферии и выстраиваются в один слой и к 6-м суткам образуется однослойный зародыш в виде пузырька. Разные бластомеры делятся с неодинаковой скоростью. Одни из них (более светлые) располагаются по периферии, другие (темные) - находятся в центре.
2) Самец аскариды. Проглотил яйцо или личинку с продуктами, загрязненными землей.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21
1. Основные направления и способы
морфофункциональных
2. У больной в глазу обнаружено
опухолевидное образование с
прозрачным содержимым и
1)
2) 1-цистицеркоз
2-наличие тениоза
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
1. Основные направления и способы
морфофункциональных
2. Во время профилактического
рентгенологического
2) 1-эхинококкоз
2-при попадании яиц
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
1. Основные направления и способы
морфофункциональных
2. В клинику поступил больной,
приехавший из экваториальной
Африки. Больной жаловался на
увеличение лимфатических
2) Тип Protozoa – Простейшие
Класс Flagellata (Mastigophora) – Жгутиковые
Trypanosoma Brucei Gambiense - африканский трипаносомоз или сонная болезнь
Через укус мухи цеце рода Glossina
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24
1. Основные направления и способы
морфофункциональных
2. При разделке рыбы, выловленной
в одном из северных притоков
Енисея, в мышцах и под кожей
рыбы обнаружены беловатого
Укажите систематическое
2) Рыба заражена дифиллоботриозом. Да, так как это заболевание опасно и для человека. Рыба заражается при попадании личиночной стадии корацидия, а человек при поедании рыбы с плероцеркоидами.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25
1. Основные направления и способы морфофункциональных преобразований кровеносной системы в процессе эволюции. Причины и клеточные механизмы онто-филогенетически обусловленных пороков развития кровеносной системы у человека.
2. Спустя пять суток после употребления в пищу соленого свиного сала, купленного на стихийном рынке, у мужчины появилась лихорадка, мышечные боли, слабость, отек век. Больной в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Врач попросил исследовать в лаборатории больницы остатки съеденного больным сала, при микроскопии которого были обнаружены личинки паразита. Укажите систематическое положение паразита, особенности жизненного цикла и стадии инвазионные для человека. Найдите паразита на препаратах.
2) 1-трихинелла спиралис
2-инкапсулированная личинка
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26
1. Основные направления и способы
морфофункциональных
2. Житель сельской местности
поступил в
2) Аскаридоз.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27
1. Человек и биосфера. Антропогенные факторы. Учение В.И Вернадского. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Медико-биологические аспекты ноосферы.
2. У больного кровавый понос.
При микроскопии фекалий
1)Термин Биосфера (bios – жизнь; sphere – шар) – особая оболочка Земли, населенная живыми существами. (1875)…..…..Ограничивающие факторы жизни в Литосфере (отсутствие света, высокая температура и давление) Атмосфере (излучения, низкая температура, дефицит кислорода и воды),Гидросфере (низкое содержание кислорода и отсутствие света)
Антропогенные факторы среды, внесённые в природу человеческой деятельностью изменения, воздействующие на органический мир. Переделывая природу и приспосабливая её к своим потребностям, человек изменяет среду обитания животных и растений, влияя тем самым на их жизнь. Воздействие может быть косвенным и прямым. Косвенное воздействие осуществляется путём изменения ландшафтов — климата, физического состояния и химизма атмосферы и водоёмов, строения поверхности земли, почв, растительности и животного населения. Человек сознательно и бессознательно истребляет или вытесняет одни виды растений и животных, распространяет другие или создаёт для них благоприятные условия.
Биосфера по Владимиру Ивановичу Вернадскому: это область распространения жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания.
Понятие ноосфера было введено в 1927г французским философом Леруа.
НООСФЕРА (греч. nous - разум и sphaira - шар) - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
2) Обнаружен паразит
тип Простейшие-Protozoa,
класс Инфузории-Infusoria,
Balantidium coli – балантидий, возбудитель балантидиаза.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28
1. Популяционная структура
2. У больного, доставленного в клинику, выявлены следующие симптомы: температура 38-39, слабость, отдышка, кашель с большим количеством мокроты, в мокроте примесь крови. При лабораторном исследовании мокроты обнаружены яйца красновато-коричневого цвета, овальной формы, размером 60-75 мкм.
Объясните, каким паразитом инвазирован больной и как эта инвазия могла произойти. Укажите инвазионную и патогенную для человека стадии этого паразита.
Дайте систематическое положения паразита и название заболевания.
1) Популяция — совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной территории и относительно изолированных от других особей того же вида. Каждая популяция характеризуется плотностью, численностью, половым и возрастным составом, генетическим полиморфизмом. Популяция - это форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции.
Особи одной популяции с одной стороны характеризуются максимальным сходством признаков вследствие высокой возможности скрещивания внутри популяции и одинаковым давлением отбора. Но, с другой стороны, в отличие от чистых линий особи в популяциях отличаются генетическим и фенотипическим полиморфизмом, т.е особи в популяциях отличаются по генотипам и фенотипам.
Г.Харди и В.Вайнберг в 1908 году установили, что в больших популяциях, где нет мутаций,отбора и смешения с другими популяциями, наблюдается постоянство частот генов, гомо- и гетерозигот (Закон Харди-Вайнберга). Закон Харди-Вайнберга позволяет рассчитывать частоты генов и генотипов в больших популяциях.
Генетический груз - наличие в популяции
и в виде летальных и других отрицательных
мутаций, вызывающих при переходе в гомозиготное
состояние гибель особей или снижение
их жизнеспособности.
2) Аскаридоз. алиментарно.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29
1. Онтогенез как основа
2. В клинику поступил больной,
побывавший в экваториальной
Африке. При осмотре у него
установлено: увеличение лимфатических
узлов, особенно в заднем
1) Онтогенез – это совокупность взаимосвязанных и детерминированных хронологических событий в процессе осуществления организмом жизненного цикла. На каждом этапе индивидуального развития происходит реализация наследственной информации в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.
Онтогенез делится на два периода:
Проэмбриональный (- гаметогенез
эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Теории онтогенеза:
1. Преформизма – а) развитие отсутствует
б) в яйце в теле матери находится маленький организм
2. Эпигенеза – организм развивается из бесструктурной массы
3. Современная теория развития
В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.
Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.
Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.
Ценогенез - приспособление организма, возникающее на стадии зародыша (плода) или личинки и не сохраняющееся у взрослой особи. Примеры Ц. — плацента млекопитающих, обеспечивающая у плода дыхание, питание и выделение;
ФИЛЭМБРИОГЕНЕ́З -эволюционное изменение онтогенеза органов, тканей и клеток, связанное как с прогрессивным развитием, так и с редукцией. Учение о филэмбриогенезе разработано российским биологом-эволюционистом А.Н. Северцовым. Модусы (способы) филэмбриогенеза различаются по времени возникновения в процессе развития этих структур.
Аналогичные органы (от греч. análogos — соответственный), органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению. Например: крылья птиц — видоизменённые передние конечности, крылья насекомых — складки хитинового покрова.
Гомологичные органы, органы животных или растений, имеющие общий план строения, развивающиеся из сходных зачатков и выполняющие одинаковые (например, луковица тюльпана и клубень картофеля — видоизменённые побеги)
2) Тип Protozoa – Простейшие
Класс Flagellata (Mastigophora) – Жгутиковые
Trypanosoma Brucei Gambiense - африканский трипаносомоз или сонная болезнь
Через укус мухи цеце рода Glossina
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30
1. Положение человека в системе животного мира. Качественное своеобразие человека. Значение биологического наследства человека для социального развития и определения здоровья людей. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза.
2. Обследованы работники свинофер
1) Еще в античное время человек признавался «родственником» животных. К. Линней в своей «Системе природы» поместил его вместе с высшими и низшими обезьянами в один отряд приматов. Ч. Дарвин на многочисленных примерах в специальном труде «Происхождение человека и половой отбор» показал близкое родство человека с высшими антропоидными обезьянами.
Человек разумный (Homo sapiens) относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу плацентарные, отряду приматы, семейству гоминиды.
С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.
Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, двумя парами конечностей, головным мозгом, состоящим из пяти отделов.
Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, сальных, потовых и млечных желез, диафрагмы, четырехка-мерного сердца, сильно развитая кора головного мозга и теплокровность свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.
Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных.
Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), хорошо развитых ключиц, ногтей на пальцах, одной пары сосков млечных желез, замена в онтогенезе молочных зубов на постоянные, рождение, как правило, одного детеныша позволяют отнести человека к приматам.
Более частные признаки, такие как сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин на полушариях головного мозга, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры, четыре основные группы крови, сходные резус-факторы и другие признаки, сближают человека с человекообразными обезьянами. Антропоиды также болеют многими инфекционными болезнями, присущими человеку (туберкулез, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД и др.). У шимпанзе встречается болезнь Дауна, возникновение которой, как и у человека, связано с присутствием в кариотипе животного третьей хромосомы по 21 -й паре. Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим признакам.
В то же время между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия. Только человек имеет истинное прямохождение. В силу вертикального положения скелет человека имеет четыре резких изгиба позвоночника, опорную сводчатую стопу с сильно развитым большим пальцем, плоскую грудную клетку.
Гибкая кисть руки — органа труда — способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым. Площадь коры больших полушарий и объем головного мозга значительно выше, чем у человекообразных обезьян. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана такая деятельность, как конструирование, живопись, литература, наука. Наконец, только люди могут общаться друг с другом при помощи речи. Эти особенности строения, жизнедеятельности и поведения человека —результат эволюции его животных предков.
Вопрос о «биологическом» и «социальном» целесообразно рассматривать в контексте представлений о специфике человеческой деятельности и ее историческом становлении. «Биологическое» - это присущий животным (в определенном значении и растениям) тип существования, при котором наблюдается единство органических потребностей и врожденных способов их удовлетворения. «Социальное» же - это совсем иной тип существования, присущий только человеку. Способы удовлетворения его потребностей (даже органических) не предопределены организацией его тела. Способы удовлетворения его потребностей, т.е. формы его жизнедеятельности, внутренне связаны с общественным производством, предметных средств, составляющих сферу исторически сложившихся форм культуры или «неорганического тела» человека.
Соотношение социальных и биологических факторов в генезисе преступного поведения имеет не только теоретическое, но практическое значение: акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью. Главное в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.
2) Основным резервуаром Балантидия являются свиньи. Предварительный диагноз-балантидиаз. Диагноз ставится на обнаружении цист и трофозоитов в мазках фекалий больного.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31
1. Определение экологии. Среда как экологическое понятие. Классификация сред обитания и их характеристика. Экологические факторы. Классификация факторов среды. Закономерности действия факторов.
2. Во время профилактического
рентгенологического
-Согласно имеющимся данным, предположите возможную инвазию и диагноз.
-Укажите возможный путь
- Отметьте особенности
Экология-наука о взаимоотношениях живых существ межу собой и окружающей их неживой природой.
аутоэкология синэкология
(взиам. орг-мов с окр. средой) (взаим. орг-мов и сообществ разн. видов)
Среда обитания - часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует.
Среды жизни: водная, наз-возд, почва, жив. организм
Водная среда хар-ся:
Наземно-воздушная среда хар-ся:
Почва хар-ся:
Гумус-продукт жизнедеятельности организмов, обитающих в этой среде.
2) Иммунологические. Это эхинококк. Группа Vermes, Тип Plathelmintes, Класс Cestoda, Представитель Echinococcus Granulosus.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №32
1. Тонкая структура генов у про- и эукариот. Особенности экспрессии генетической информации у про- и эукариот.
2. В больницу г. Туруханска Красноярского
края поступил больной с
1) Эукарио́ты, или— домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядра. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными (вирусы и вироиды также не являются эукариотами, но не все биологи считают их живыми организмами).
Эукариотические клетки в среднем намного крупнее прокариотических, разница в объёме достигает тысяч раз. Клетки эукариот включают около десятка видов различных структур, известных как органоиды (или органеллы, что, правда, несколько искажает первоначальное значение этого термина), из которых многие отделены от цитоплазмы одной или несколькими мембранами. В прокариотических клетках всегда присутствуют клеточная мембрана, рибосомы (существенно отличные от Эукариотические рибосом) и генетический материал — бактериальная хромосома, или генофор, однако внутренние органоиды, окруженные мембраной, встречаются редко. Ядро — это часть клетки, окружённая у эукариот двойной мембраной (двумя элементарными мембранами) и содержащая генетический материал: молекулы ДНК, «упакованные» в хромосомы. Ядро обычно одно, но бывают и многоядерные клетки.
Прокариоты или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром.
2) 1-дифиллоботриоз
2-при поедании сырой рыбы с плероцеркоидами
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №33
1. Митотический (пролиферативный) цикл клетки. Фазы митотического цикла, их характеристика и значение. Главные механизмы пролиферативного цикла. Регуляция митоза. Амитоз. Эндомитоз, политения, их значение.
2. К урологу обратился больной
с жалобами на обильные
-Объясните, какой паразит был обнаружен, укажите его систематическое положение. - Назовите, какую инвазию приобрел этот больной.
- Перечислите возможные пути инвазии данным паразитом
1) Важным компонентом клеточного цикла является митотический (пролиферативный) цикл -- комплекс взаимосвязанных и согласованных во времени событий, происходящих в процессе подготовки клетки к делению и на протяжении самого деления. Кроме того, в жизненный цикл включается период выполнения клеткой многоклеточного организма специфических функций, а также периоды покоя. В периоды покоя ближайшая судьба клетки не определена: она может либо начать подготовку к митозу, либо приступить к специализации в определенном функциональном направлении (рис. 10).
Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 ч. Длительность цикла регулируется путем изменения продолжительности всех его периодов. У млекопитающих время митоза составляет 1--1,5 ч, 02-периода интерфазы --2--5 ч, S-периода интерфазы -- 6--10 ч.
Биологическое значение митотического цикла состоит в том, что он обеспечивает преемственность хромосом в ряду клеточных поколений, образование клеток, равноценных по объему и содержанию наследственной информации. Таким образом, цикл является всеобщим механизмом воспроизведения клеточной организации эукариотического типа в индивидуальном развитии.
Главные события митотического цикла заключаются в редупликации (самоудвоении) наследственного материала материнской клетки и в равномерном распределении этого материала между дочерними клетками. Указанным событиям сопутствуют закономерные изменения химической и морфологической организации хромосом -- ядерных структур, в которых сосредоточено более 90% генетического материала эукари-отической клетки (основная часть внеядерной ДНК животной клетки находится в митохондриях).
итоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл. Ниже приводится краткая характеристика фаз цикла.
Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетического, или постмитотического, — G1, синтетического — S, постсинтетического, или премитотического, — G2.
Пресинтетический период (2n 2c, где n — число хромосом, с — число молекул ДНК) — рост клетки, активизация процессов биологического синтеза, подготовка к следующему периоду.
Синтетический период (2n 4c) — репликация ДНК.
Постсинтетический период (2n 4c) — подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии для предстоящего деления, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.
рофаза (2n 4c) — демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.
Метафаза (2n 4c) — выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим — к центромерам хромосом.
Анафаза (4n 4c) — деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).
Телофаза (2n 2c в каждой дочерней клетке) — деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счет борозды деления, в растительных клетках — за счет клеточной пластинки.
В организме М. контролируются системой нейрогуморальной регуляции, которая осуществляется нервной системой, гормонами надпочечников, гипофиза, щитовидной и половых желёз, а также местными факторами (продукты тканевого распада, функциональная активность клеток). Взаимодействие различных регуляторных механизмов обеспечивает как общие, так и местные изменения митотической активности. М. опухолевых клеток выходят из-под контроля нейрогуморальной регуляции
Амитоз - прямое деление ядра, один из способов деления ядра у простейших, в растительных и животных клетках.
Политения (от поли... и лат. taenia - повязка, лента), наличие в ядре некоторых соматических клеток гигантских многонитчатых (политенных) хромосом, превышающих в сотни раз обычные. Политения приводит к значительному увеличению плоидности ядер
Эндомитоз - удвоение числа хромосом в ядрах клеток многих растительных и некоторых животных организмов.
2) Тип Protozoa – Простейшие
Класс Flagellata (Mastigophora) – Жгутиковые
Trichomonas vaginalis - урогениталная трихомонада, возбудитель трихомониаза
Заражение половым путем.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 34
1. Химическая организация генетического материала. Структура ДНК. Свойства и функции наследственного материала. Самовоспроизведение генетического материала. Принципы и этапы репликации ДНК. Репарация, ее виды.
2. Группа туристов из Сибири, возвратившись из Туркмении, привезла песчанок. У песчанок на коже обнаружены язвы. Объясните, представляют ли эти животные эпидемиологическую опасность в условиях Сибири. Если представляют эпидемиологическую опасность, укажите, какие необходимо провести профилактические мероприятия. Назовите систематическое положение паразита, который вызывает кожные изъязвления у животных и человека. Объясните, какое положение в их жизненном цикле занимают москиты.
1) Дезоксирибонуклеи́новая кислота́ (ДНК) — один из двух типов нуклеиновых кислот обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.
В ДНК встречается четыре вида азотистых оснований (аденин, гуанин, тимин и цитозин). Азотистые основания одной из цепей соединены с азотистыми основаниями другой цепи водородными связями согласно принципу комплементарности: аденин соединяется только с тимином, гуанин — только с цитозином. Последовательность нуклеотидов позволяет «кодировать» информацию о различных типах РНК, наиболее важными из которых являются информационные, или матричные (мРНК), рибосомальные (рРНК) и транспортные (тРНК). Все эти типы РНК синтезируются на матрице ДНК за счёт копирования последовательности ДНК в последовательность РНК, синтезируемой в процессе транскрипции и принимают участие в биосинтезе белков (процессе трансляции). Помимо кодирующих последовательностей, ДНК клеток содержит последовательности, выполняющие регуляторные и структурные функции. Кроме того, в геноме эукариот часто встречаются участки, принадлежащие «генетическим паразитам», например, транспозонам.
ДНК выполняет следующие функции:
хранение наследственной информации происходит с помощью гистонов. Молекула ДНК сворачивается, образуя вначале нуклеосому, а после гетерохроматин, из которого состоят хромосомы;
передача наследственного материала происходит путем репликации ДНК;
реализация наследственной информации в процессе синтеза белка.
Реплика́ция ДНК — процесс синтеза дочерней молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, идущий во время синтетической (S) фазы жизненного цикла клетки на матрице родительской молекулы ДНК. При этом генетический материал, зашифрованный в ДНК, удваивается и в процессе последующего деления делится между дочерними клетками. Репликацию ДНК осуществляет сложный ферментный комплекс, состоящий из 15-20 различных белков.
Ферменты (хеликаза, топоизомераза) и ДНК-связывающие белки расплетают ДНК, удерживают матрицу в разведённом состоянии и вращают молекулу ДНК. Правильность репликации обеспечивается точным соответствием комплементарных пар оснований и активностью ДНК-полимеразы, способной распознать и исправить ошибку. Репликация у эукариот осуществляется несколькими разными ДНК-полимеразами. Далее происходит закручивание синтезированных молекул по принципу суперспирализации и дальнейшей компактизации ДНК. Синтез энергозатратный.
Цепи молекулы ДНК расходятся, образуют репликационную вилку, и каждая из них становится матрицей, на которой синтезируется новая комплементарная цепь. В результате образуются две новые двуспиральные молекулы ДНК, идентичные родительской молекуле.
Каждая молекула ДНК состоит из одной цепи исходной родительской молекулы и одной вновь синтезированной цепи. Такой механизм репликации называется полуконсервативным. В настоящее время этот механизм считается доказанным благодаря опытам Мэтью Мезельсона и Франклина Сталя (1958 г.). Ранее существовали и две другие модели: «консервативная» — в результате репликации одна молекула ДНК состоит только из родительских цепей, а другая — только из дочерних цепей; «дисперсионная» — все получившиеся в результате репликации молекулы ДНК состоят из цепей, одни участки которых вновь синтезированы, а другие взяты из родительской молекулы ДНК).
Процесс редупликации: раскручивание спирали молекулы — отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК — воздействие фермента ДНК-полимеразы на молекулу — присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов — образование двух молекул ДНК из одной.
Репарация — особая функция клеток, заключающаяся в способности исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК, повреждённой при нормальном биосинтезе ДНК в клетке или в результате воздействия физическими или химическими агентами. Осуществляется специальными ферментными системами клетки. Ряд наследственных болезней (напр., пигментная ксеродерма) связан с нарушениями систем репарации.
У бактерий имеются по крайней мере 2 ферментные системы, ведущие репарацию — прямая и эксцизионная.
Прямая репарация наиболее простой путь
устранения повреждений в ДНК, в котором
обычно задействованы специфические ферменты, способные быстро (как правило,
в одну стадию) устранять соответствующее
повреждение, восстанавливая исходную
структуру нуклеотидов. Так действует,
например, O6-метилгуанин-ДНК-
Эксцизионная репарация (англ. excision — вырезание) включает удаление повреждённых азотистых оснований из ДНК и последующее восстановление нормальной структуры молекулы.
2)
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 35
1. Основные направления и способы морфофункциональных преобразований нервной системы в процессе эволюции. Причины и клеточные механизмы онто-филогенетически обусловленных пороков развития нервной системы у человека.
2. К врачу обратилась беременная женщина с жалобами на субфебрильную температуру, головные боли, ухудшение сна, раздражительность. При обследовании врач обнаружил увеличение лимфатических узлов, особенно заднешейных, затылочных, увеличение печени. До этой беременности у женщины было два самопроизвольных выкидыша. Врач заподозрил токсоплазмоз. Какие анализы необходимо провести для уточнения диагноза? Каким образом могла заразиться женщина?
2) 1- для диагностики токсоплазмоза необходимо взять кровь и проверить наличие токсоплазм методом биопроб или наличие антител методом иммунодиагностики.
2-заражение могло произойти
при случайном заглатывании
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №36
1. Основные концепции в биологии развития (гипотезы преформизма и эпигенеза). Современные представления о механизмах эмбрионального развития.
2. К врачу-окулисту обратился
больной с жалобой на боль
в глазу и снижение остроты
зрения. Обследование показало наличие
в передней камере глаза
Объясните, какую инвазию мог заподозрить врач. Назовите, какую жизненную форму паразита определило обследование врача.
Для чего был назначен копрологический анализ. Укажите систематическое положение паразита и его возможный путь инвазии.
1) ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ – понятия натурфилософии, обозначающие противоположные взгляды на процесс формирования зародыша: преформация означает изначальное наличие в зародыше всех структур, которые затем вырастут в органы; эпигенез, наоборот, есть развитие зародыша путем возникновения (из бесструктурной материи) всех его органов. В донаучное время преформация и эпигенез естественно сочетались, в частности, в убеждении, что мужское семя прорастает в женском лоне подобно семени растения в почве. Греческая натурфилософия поначалу сместила акцент в сторону преформации: Алкмеон предположил, что оплодотворение есть слияние мужского и женского «семени», Эмпедокл добавил идею смешения отцовских и материнских свойств, а Анаксагор – идею «семян всех вещей», т.е. мельчайших частиц, несущих свойства наблюдаемых предметов (в т.ч. живых). «Семена» организуются в наблюдаемые вещи под действием либо «мирового ума», либо (в организме) – материнского тепла. Стоицизм развил идею «семян» Анаксагора в концепцию «семенных логосов», которые сами мыслились в качестве единиц организованности. Отцы церкви (Григорий Нисский и Августин) толковали творение мира как творение «семенных логосов», в которых изначально заключены потенции всех появившихся и еще обреченных появиться в будущем объектов. Античный преформизм был вместе с тем и неким подобием теории предустановленной эволюции.
Эпигенез был разработан Аристотелем в противовес Анаксагору и представлял собой возврат к древнейшей идее прорастания семени: самка дает материю, а самец – форму зародыша (ее содержит мужское семя). Эпигенез господствовал вплоть до В.Гарвея (1651), но микроскопические исследования (Я.Сваммердам, 1669, и др.) привели к возрождению преформизма, причем преформированный зародыш видели либо в спермин, либо в яйцеклетке. Преформизм плохо объяснял сходство потомства с обоими родителями, феномены уродства и регенерации органов, поэтому с 1780-х гг. вновь стал популярен эпигенез (работы К.Ф.Вольфа, показавшего, что органы у зародыша образуются в ходе развития). Однако эпигенез сводил развитие к питанию и не мог внятно объяснить феномен наследственности.
Открытие хромосом и их роли вновь возродило в кон. 19 в. преформизм (теория зародышевой плазмы А.Вейсмана), особенно усилившийся в сер. 20 в. с открытием генетического кода. Утвердилась «центральная догма молекулярной биологии» (Дж.Уотсон, 1958): в ДНК закодированы все свойства организма, и организм никак не может на них влиять. В 1990-х гг. «догма» признана некорректной, т.к. биохимические процессы организма способны радикально изменять процессы копирования ДНК, чем порождается особая эпигенетическая наследственность. Но «центральная догма» сохраняет силу в том смысле, что ДНК хромосом в значительной мере изолирована от воздействий организма и тем более от внешней среды. Тем самым преформация и эпигенез демонстрируют взаимодополнительность (преформизм довлеет генетике, а эпигенез – эмбриологии и физиологии), и противостояние их, вероятно, закончилось: информация о зародыше предсуществует в генах, но может в ходе развития включаться, выключаться и просто изменяться; сам же зародыш не предсуществует, а формируется, но под контролем генов.
Согласно современным представлениям, внешние факторы-тератогены, действующие в периоды раннего эмбрионального развития, приводят либо к гибели зародыша, либо к аномалиям его строения. Антенатальная (то есть до рождения) гибель у человека, вызванная нарушениями внутриутробной жизни, достигает 70 процентов. То есть из каждых десяти зачатий семь заканчиваются смертью зародыша. К счастью (если здесь вообще уместно это слово), большинство зародышей гибнет в первые дни своего существования; в качестве основной причины этого называют патологию первых делений дробления зиготы и нарушения имплантации.
Аномалии развития, уродства, возникают главным образом в период органогенеза, то есть тогда, когда согласно теории критических периодов, закладки органов наиболее активно развиваются: когда они возникают из группы малоспециализированных клеток, устанавливаются их форма, соотношения частей. Органогенез заканчивается в основных чертах примерно к началу третьего месяца беременности; это обстоятельство позволило одну из статей, посвященных тератологии и опубликованную в научном журнале, назвать "Эмбриогенез: два хороших месяца для хорошей жизни".
Формулировка, может быть, излишне категоричная и односторонняя, но, безусловно, первые два месяца являются важнейшими в развитии эмбриона человека. Здесь нельзя не отметить и то, что первые две-две с половиной недели развития, которые играют, пожалуй, главную роль в судьбе зародыша, обычно еще не воспринимаются женщиной как беременность, поэтому в этот период для нее особенно велика опасность подвергнуться нежелательному воздействию — безвредному для взрослого и поэтому не принимаемому всерьез, но пагубному для зародыша.
Односторонность представлений о "двух хороших месяцах" заключается в том, что и последующие месяцы чрезвычайно важны для нормального развития плода. Не подлежит сомнению, что тератогенные воздействия в плодном периоде приводят к различным функциональным отклонениям, в том числе к нарушениям психики и поведенческих реакций, к нарушениям обмена веществ и другим отклонениям, не носящим выраженный анатомический характер. Об этом не следует забывать. В последние годы даже появилась новая ветвь науки об уродствах — тератология поведения.
Более того, крайне важным является и период, предшествующий "двум хорошим месяцам": от того, в каких условиях созревают половые клетки, будет зависеть очень многое. Формирующиеся гаметы легко подвергаются патологическим воздействиям. Более подробно это рассмотрено в связи с действием одного из самых доступных и добровольно используемых тератогенов — алкоголя.
2) 1-цистицеркоз………2-наличие тениоза