Історія розвитку етології

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:04, реферат

Описание работы

Этология изучает психику животных. Мы будем придерживаться концепции двойной детерминации психики, которая развивалась Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. По Рубинштейну, психика детерминируется (определяется) двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

Содержание работы

1. Предмет, методы и задачи этологии………………………………………………………2
2.Методы этологии – наблюдение и эксперимент…………………………………5
3. Историческое развитие этологии………………………………………………………………6

3.1. Общие направления……………………………………………………………………………………………………6
3.2. Бихевиоризм……………………………………………………………………………………………………………………12
3.3. Гельштальтпсихология…………………………………………………………………………………………13
3.4. Необихевиористская теория……………………………………………………………………………14
3.5. Научение…………………………………………………………………………………………………………………………15
3.6. Теория инстинкта К. Лоренца………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Історія розвитку етології.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

5) “Биокинопсихизм” - психикой обладают живые организмы, способные передвигаться (Йеркс - крупный этолог, известен формулировкой “правила Йеркса-Додсона”: при усложнении задачи уровень оптимальной мотивации снижается. Правило больше известно в формулировке Хебба применительно к человеку: между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности существует колоколообразная зависимость. Наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения). Считается, что нервная система появилась как следствие пространственного разобщения направления движения и  ощущения. Следует различать активное и пассивное движение. Формирование образа возможно только при активном движении.

 

6) “Сигналопсихизм”. По Леонтьеву, психикой обладают живые организмы, способные различать сигналы.  (За рубежом подобные взгляды высказывал Осгуд). Мы разведем понятия “сигнал” и “знак”, хотя иногда их не дифференцируют. Сигналом мы будем называть такое воздействие внешней среды, которое животные способны соотнести с другими внешними воздействиями и которые ориентируют особь относительно этого события.  Знаком принято называть процесс или явление, вызывающие представление о чем- либо,  несущее информацию (сообщение) о каком либо событии. О знаках можно говорить на уровне перцептивной стадии. Сигналы и знаки  представляют собой факторы, вызывающие направленную разрядку свободной энергии.

         

Психика по Леонтьеву  начинается в эволюционном ряду живых  организмов с того места,  где  проходит граница  между непосредственно отражаемым явлением и отражаемым посредством сигнала.  Психика возникает на границе раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойство реагировать на биологически значимые изменения среды, которые непосредственно влияют на обмен веществ.  Чувствительность - способность активно реагировать на воздействия окружающей или внутренней среды, сами по себе биологически нейтральные, но несущие информацию о биологически значимых  явлениях. Простейшие обладают раздражимостью, черви - чувствительностью.

          

Появление чувствительности приводит к раздвоению единого процесса взаимодействия организма со средой - он становится опосредованным сигналами. Появление человеческой психики  тоже приводит к раздвоению: к раздвоению внутри самой психики - она становится объективированной, то есть становится предметом сознательной рефлексии.

 

Животные, в  отличие от людей, не имеют:

1) социальных  идеалов, 

2) признанного  социумом приобретенного общеупотребительного  языка, 

3) истории,

4) логического  мышления.

 

Первоначально этология возникла как одно из направлений общезоологических исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении животных в естественных условиях. Как наука этология не могла сложиться ло тех пор, пока среди различных биологичеких дисциплин  не возникло необходимости выделить специфическое направление - анализ “целесообразных” поведенческмих актов в отдельную дисциплину.

 

К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др. науках. Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования, необходимы так же специфические методы исследования, первоначально выступающие как методы исследования в каждой из этих наук.

 

1. В физиологии  нервной деятельности  таким предметом   явилось исследование возникновения  и развития  рефлекторного поведения.

 

2. В генетике - наследуемость стереотипных форм  адаптивного поведения.

 

3. В палеозоологии  - становление различных форм  поведения в филогенезе.

4. В систематике  - использование  стереотипных  форм поведения и диапазона  поведенческих реакций для уточнения  систематических категорий.

 

5. В зоопсихологии  - изучение приобретенных форм поведения в естественных условиях.

 

6. В экологии - выявление адаптивного значения  тех или иных форм поведения.

 

Разные школы  и направления , сложившиеся в  этологии, отражают специфику подхода  к этологии, существовавшую в “материнской” науке. Так, в этологии существуют физиологический, экологический и другие подходы. Мы остановимся на анализе экологического подхода к изучению поведения.

 

Экологический  подход в этологии  изучает различные  формы поведения в связи с  их биологической задачей, то есть изучает половое поведение, включающее гнездостроительное поведение и заботу о потомстве, территориальное поведение, оборонительное, ориентировочное, пищевое поведение и другие формы поведения.

 

Простое отнесение  различных форм поведения к группе реакций, обеспечивающих те или иные функции особи, не выходит за рамки просто описательной биологии отдельных видов. Экологические проблемы возникают тогда, когда ставится вопрос об адаптивном значении тех или иных форм поведения, то есть их роли в поддержании постоянства внутренних параметров организма или популяции - гомеостаза. Эколога в этологии интересует, какое биологическое значение имеет форма поведения в конкретных условиях обитания  вида и как она изменяется при изменении этих условий.  

 

Предметом экологического исследования  является биологическое значение форм поведения  в конкретных условиях обитания вида и изменеие поведения при изменении условий обитания. Анализируя этот вопрос, эколог убеждается, что гнездo строится только в условиях низких температур (напр., у обыкновенных полевок), только в период размножения. Чаще же всего полевки используют естественные пустоты в гниющих пнях, под корнями.

 

Таким образом, с экологической точки зрения различные формы поведения могут  рассматриваться как адаптации, определяющие возможность нормальной жизнедеятельности особи или популяции в конкретных условиях среды.

 

В процессе эволюции адаптивное поведение развивалось   параллельно с морфо-физиологическими, биохимическими и иными адаптациями.  По мере развития ЦНС адаптивное поведение занимает основное значение по сравнению с другими видами адаптаций.

 

Важно, что параллельно  с морфо-физиологическими адаптациями  в процессе эволюции развиваются  такие формы поведения, которые  дают результаты, не имеющие аналогов в комплексе морфо-физиологических адаптаций. Этим расширяется спектр адаптаций вида, особенно на уровне популяций.

Итак, поведение  можно определить как высший тип  адаптаций к внешним условиям, который связан с прогрессивным  развитием ЦНС.

 

Как, по каким признакам мы определяем, что какие-либо изменения являются эволюционно более прогрессивными? Ответ на этот вопрос был дан в 20-е г.г. основателем эволюционной морфологии А.Н.Северцовым. Северцов показал, что у млекопитающих существует два вида приспособлений к изменениям внешней Среды.

 

Изменения условий  обитания могут быть постепенными или  скачкообразными. Медленное изменение, например, - общее потепление на земле, наблюдаемое в настоящий момент из-за нарушения озонового экрана и накопления углекислоты в атмосфере.

 

К постепенно меняющейся среде животные приспосабливаются  с помощью возникновения нового строения и функций. Новые признаки закрепляются отбором. Быстрое же приспособление обеспечивается на основе возникновения  новых, ненаследуемых генетически форм поведения. К быстро изменяющимся условиям Среды смогут лучше приспособиться особи с более развитыми психическими способностями.

 

Северцов показал, что до появления высокоразвитой ЦНС эволюция была пластической, то есть эволюционировала форма. Процесс эволюции был медленным. С появлением высокоразвитой психики, темпы эволюции резко возросли. Главную роль в приспособлении начинают играть поведенческие адаптации. Чем выше развита психика у какой-либо систематической группы животных, тем меньше отличаются  виды данной систематической группы по строению тела.

 

В чем же причина  лавинообразного нарастания в процессе эволюции значения поведенческих реакций? Какими преимуществами обладает именно этот тип приспособления? Игорь Александрович  Шилов считает, что таких особенностей, которые делают адаптивное поведение более выгодным,чем морфофизиологические адаптации, три.

 

Во-первых, некоторые  формы адаптивного поведения  позволяют животным расширить диапазон пригодных условий среды за пределы, определенные морфо-физиологическими механизмами.

          

Во-вторых, поведенческие  адаптации требуют относительно небольших затрат энергии даже для  осуществления очень сложного поведения. Поведение может выступать как  механизм, компенсирующий какие-либо морфо-физиологические адаптации, но с меньшими затратами энергии.

 

Третья особенность  адаптивного поведения как лучшего  средства приспособления заключается  в возможности очень быстро отреагировать  на изменение условий изменением поведения. Поведенческие адаптации  контролируются нервной системой. Единичное, простейшее воздействие внешних факторов вызывает быстрое проявление очень сложного комплекса поведенческого ответа. Сигнал из предметного мира может быть сравним с нажатием на спусковое устройство, ответ же сопоставим с мощностью выстрела.

 

Классическая  этология зародилась  в начале ХХ века внутри психологии.  Психологов издавна интересовала проблема эволюционного  возникновения  специфических человеческих психологических функций ( к ним  относят мышление, произвольное внимание и произвольную память, интуицию, волю, и др.). Кстати, специфические человеческие функции были названы Выготским  высшими психологическими функциями (по терминологии Выготского - именно психологическими, а не психическими - тем самым он подчеркивал знаковое, языковое общение как условие их появления). Проблему эволюции ВПФ полагали разрешить, изучая психику животных. Но исторически сложилось так, что этология постепенно выродилась в науку, изучавшую главным образом вопросы научения на белых крысах.

         

В пору расцвета этологии большинство психологов занимались поисками “общих закономерностей поведения  во время процесса научения”, которым, по их мнению, должны подчиняться разные формы поведения у самых различных  видов. Поэтому этологи считали, что выбор изучаемой реакции может быть произвольным, не зависимо от того, существует ли такое поведение в природе у данного вида, или не существует.

         

Классическим  методом этологии является лабораторный эксперимент с последующей математической обработкой полученных данных , включая статистический анализ и контроль за переменными.

          

После сбора  фактического материала начинается этап толкования полученных данных, формулировки теорий. (Часто выдвижение гипотез  предшествует сбору фактического материала). И на этом этапе перед всеми исследователями, изучающими животных ( будь это “классические” этологи или “классические” зоопсихологи), встает крупная проблема : как избежать антропоморфизма.

         

Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных человеческими качествами, которых они не имеют.  Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения.

 

Тенденция, противоположная  антропоморфизму - териоморфизм - то есть наделение человека свойствами животных, также не специфична для этологии, а известна из древности и вытекает из противоположного проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с внешним объектом.

             

С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять животных человеческими качествами, боролся еще в конце прошлого века  исследователь поведения животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал труд “Введение в сравнительную психологию”, в котором сформулировал “закон экономии”, или “канон Ллойда Моргана”, который гласит: “то или иное действие нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической способности, если его можно объяснить на основе способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале”. Это утверждение является частным случаем утверждения, носящего название “бритва Оккама” (иногда - “лезвие Оккама”), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На современном языке принцип Оккама формулируют следующим образом: “То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего”, или “Без необходимости не следует утверждать многого”, или “Не следует множить сущности”, или “из двух объяснений следует выбирать наиболее простое”.

          

Позднее Морган расширил “закон экономии”, показав, что границы применения “закона  экономии” следует уточнять в  каждом отдельном случае: “правило никак не исключает взгляда на определенное действие как на результат  высших мыслительных процессов, если мы уже располагаем независимым доказательством их присутствия в действующем агенте”.

 

Крайнюю позицию  в борьбе против антропоморфизма  занял сторонник “закона экономии” Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами “плоским эволюционизмом” или ”монизмом снизу”. Леб стирал всякую грань между человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов, которые он определял как “вынужденные движения”. Поведение, по Лебу, можно интерпретировать как результат прямого физического или химического воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого, действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.

Информация о работе Історія розвитку етології