Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №5» п. Айгурский
Реферат на тему:
«Здоровый образ
жизни
и его составляющие»
Реферат
выполнила
ученица
9 класса
Погребняк
Ксения Алексеевна.
Работа
оценена: ________
«__» __________
2011г
Содержание
Введение 3
1. Здоровый образ
жизни и его составляющие ………………………......... 4
1.1. Режим дня и здоровье человека 4
1.2. Режим труда и отдыха 10
1.2.1. Физиологические основы построения
режимов труда и отдыха 14
2. Рациональное питание и его значение
для здоровья 15
3. Влияние двигательной
активности и закаливания организма на
здоровье человека 20
4. Правила личной гигиены и здоровья человека 26
5. Особенности здорового образа жизни
в период полового созревания 31
6. Влияние вредных
привычек на физическое и психическое
здоровье человека………………………………………………………………………. 32
6.1. Вред курения 32
6.2. Вред алкоголя 35
6.3. Наркотическая зависимость 37
6.4. Как кофеин влияет на здоровье и продолжительность
жизни? 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Введение.
Здоровый образ жизни — это
индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая ему физическое, душевное
и социальное благополучие в реальной
окружающей среде (природной, техногенной
и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает
наилучшие условия для нормального течения
физиологических и психических процессов,
что снижает вероятность различных заболеваний
и увеличивает продолжительность жизни
человека.
Здоровый образ жизни помогает
нам выполнять наши цели и задачи, успешно
реализовывать свои планы, справляться
с трудностями, а если придётся, то и с
колоссальными перегрузками. Крепкое
здоровье, поддерживаемое и укрепляемое
самим человеком, позволит ему прожить
долгую и полную радостей жизнь. Здоровье
- бесценное богатство каждого человека
в отдельности, и всего общества в целом.
В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса
страдает более 30 миллионов человек ежегодно.
Причиной этому является то, что более
чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы
иммунная система работала, как часы, её
надо поддерживать ежедневно, а не только
в период эпидемий гриппа! Как же зарядить
свой иммунитет? Ответ прост - вести здоровый
образ жизни.
3
1.Здоровый образ жизни
и его составляющие.
1.1. Режим дня
и здоровье человека.
Вся жизнь человека проходит
в режиме распределения времени, частично
вынужденного, связанного с общественно
необходимой деятельностью, частично
по индивидуальному плану. Так, например,
режим дня студента определен учебным
планом занятий в учебном заведении, режим
военнослужащего — распорядком дня, утвержденным
командиром воинской части, режим работающего
человека — началом и концом рабочего
дня.
Таким образом, режим — это
установленный распорядок жизни человека,
который включает в себя труд, питание,
отдых и сон.
Главной составляющей режима
жизнедеятельности человека является
его труд, который представляет целесообразную
деятельность человека, направленную
на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека должен
быть подчинен, прежде всего, его эффективной
трудовой деятельности. Работающий человек
живет в определенном ритме: он должен
в определенное время вставать, выполнять
свои обязанности, питаться, отдыхать
и спать. И это неудивительно — все процессы
в природе подчинены в той или иной мере
строгому ритму: чередуются времена года,
ночь сменяет день, день снова приходит
на смену ночи. Ритмичная деятельность
— один из основных законов жизни и одна
из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов
режима жизнедеятельности обеспечивает более
продуктивную работу человека и высокий
уровень его здоровья. В трудовой деятельности
человека участвует весь организм как
целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический:
в определенные часы организм испытывает
нагрузку, вследствие чего повышается
обмен веществ, усиливается кровообращение,
а затем появляется чувство усталости;
в другие часы, дни, когда нагрузка снижается,
наступает отдых после утомления, восстанавливаются
силы и энергия. Правильное чередование
нагрузки и отдыха является основой высокой
работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться
на вопросе об отдыхе. Отдых — это состояние
покоя или активной деятельности, ведущее
к восстановлению сил и работоспособности.
4
Наиболее эффективным в деле
восстановления работоспособности является
активный отдых, который позволяет рационально
использовать свободное время. Чередование
видов работы, гармоничное сочетание умственного
и физического труда, физическая культура
обеспечивают эффективное восстановление
сил и энергии. Отдыхать человеку требуется
ежедневно, еженедельно в выходные дни,
ежегодно во время очередного отпуска,
используя свободное время для укрепления
физического и духовного здоровья.
К важнейшему виду ежедневного
отдыха относится сон. Без достаточного,
нормального сна немыслимо здоровье человека.
Потребность во сне зависит от возраста,
образа жизни, типа нервной системы человека.
Сон, прежде всего, способствует нормальной
деятельности центральной нервной системы.
Недосыпание, особенно систематическое,
ведет к переутомлению, истощению нервной
системы, к заболеванию организма. Сон
нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется.
Соблюдение режима сна — основа здорового
образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным,
необходимо выработать привычку ложиться
спать и вставать в одно и то же время,
научиться быстро, засыпать и крепко спать.
5
Примерный распорядок
дня школьников.
Время суток, часы |
Элементы режима дня |
7.00—7.05 |
Подъем, уборка постели |
7.05—7.15 |
Утренняя гимнастика |
7.15—7.20 |
Умывание, закаливающие процедуры |
7.20—7.45 |
Завтрак |
7.45—8.00 |
Ходьба пешком в школу |
8.00—13.30 |
Учебные занятия |
13.30—14.30 |
Обед, прогулка на свежем воздухе |
14.30—15.00 |
Послеобеденный отдых |
15.00—16.30 |
Самоподготовка |
16.30—18.30 |
Занятия в спортивной секции
или самостоятельные |
18.30—19.30 |
Занятия физическими упражнениями
(3-5 раз в неделю) |
19.30—21.00 |
Ужин, отдых |
21.00—22.50 |
Самоподготовка |
23.00 |
Прогулка, культурно- развлекательная
программа |
|
Отбой |
6
Говоря об общих понятиях режима
жизнедеятельности человека, целесообразно
коснуться режима питания. Правильное
питание — это важнейшее условие здоровья
человека, его работоспособности и долголетия.
Что значит питаться правильно? Это значит
получать с пищей в достаточном количестве
и в правильном соотношении необходимые
организму вещества: белки, жиры, углеводы,
минеральные вещества, витамины и воду.
Существует несколько теорий правильного
питания, но пока никто не может дать каждому
из нас твердые наставления: ешьте то-то
в таком-то количестве. Рацион питания
зависит от взглядов и образа жизни каждого
человека.
Рассмотренные выше элементы
режима жизнедеятельности человека (труд,
отдых, сон и питание) во многом индивидуальны.
Высоким уровнем работоспособности, здоровья,
долголетия будет обладать тот, кто придерживается
требований здорового образа жизни. Правильно
спланированный режим дня с учетом возраста,
физиологических и психических особенностей
является основой для сохранения здоровья
и главной составной частью здорового
образа жизни.
Из сказанного можно сделать
два вывода: интенсивность обучения постоянно
повышается, и это необходимость, так как
объем нужной для человека информации
постоянно растет; с учетом учебной нагрузки
следует корректировать режим дня: он
должен обеспечивать рациональное сочетание
умственной и физической нагрузок, отдыха,
сна и правильного питания, т.е. обеспечивать
гармоничное развитие духовного и физического
здоровья человека.
При определении основных элементов
режима дня целесообразно учитывать влияние
биологических ритмов человека на его
работоспособность. Известно, что работоспособность
человека и его поведение во многом зависят
от характера и интенсивности биологических
процессов и явлений в его организме, т.е.
от биологических ритмов.
Биологические ритмы можно
наблюдать на всех уровнях организации
живой материи: от внутриклеточного до
популяционного. Они развиваются в тесном
взаимодействии с окружающей средой и
являются результатом приспособления
организма к тем факторам окружающей среды,
которые изменяются с четкой периодичностью
7
(вращение Земли вокруг
Солнца и своей оси, колебания
освещенности, температуры, влажности,
напряженности электромагнитного
поля Земли и т.д.).
В настоящее время наиболее
изучен околосуточный биологический ритм.
Установлены околосуточные колебания
более 300 физиологических функций человека.
Так, ночью у человека самая низкая температура
тела. К утру она повышается и достигает
максимума во второй половине дня. На протяжении
суток она изменяется с амплитудой до
1,3 градуса. Поскольку температура тела
определяет скорость биохимических реакций,
ее повышение свидетельствует о том, что
днем обмен веществ идет наиболее интенсивно
и это обеспечивает
человеку возможность активной
деятельности в светлую часть суток.
Биоритмы являются основой
рациональной регламентации всего жизненного
распорядка человека, так как высокая
работоспособность и хорошее самочувствие
могут быть достигнуты только в том случае,
если соблюдается более или менее постоянный
распорядок дня.
Работоспособность человека
в течение суток меняется в соответствии
с суточными биологическими ритмами и
имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч.
Ночью работоспособность понижается,
особенно с 3 ч, до 5 ч ночи. Значит, самое
удобное время для приготовления домашних
заданий — с 16 до 18ч для тех, кто учится
в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую.
Это же время наиболее эффективно для
тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности
полезно знать каждому человеку. Это поможет
при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные
колебания работоспособности. Одни («жаворонки»)
энергично работают в первой половине
дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся
к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость,
рано ложатся спать, но рано просыпаются,
чувствуют себя бодрыми и работоспособными.
«Совы» же, напротив, засыпают поздно,
утром просыпаются с трудом. Им свойственна
наибольшая работоспособность во второй
половине дня, а некоторым — поздним вечером.
Важно усвоить, что правильный
режим работы и отдыха обеспечивает высокую
работоспособность, и бодрое состояние
в течение длительного времени.
8
Этот режим должен учитывать
индивидуальные особенности человека,
причем при осуществлении им как основной
деятельности (классные занятия), так и
внеурочной (приготовление домашних заданий,
активный отдых).
Необходимо также учитывать
возможные последствия для здоровья и
самочувствия нарушений координации биологических
ритмов, в том числе связанных с переменой
климатогеографических условий (быстрое
попадание в район с другим часовым поясом
— перелет на самолете в места отдыха,
в другое место жительства).