Значение ЦНС в организме человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

1.Значение ЦНС в организме человека. Методы изучения функций ЦНС.
Существуют два большие группы методов изучения ЦНС:
1) экспериментальный метод, который проводится на животных;
2) клинический метод, который применим к человеку.
К числу экспериментальных методов классической физиологии относятся методы, направленные на активацию или подавление изучаемого нервного образования. К ним относятся:
1) метод поперечной перерезки ЦНС на различных уровнях;
2) метод экстирпации (удаления различных отделов, денервации органа);

Файлы: 1 файл

фчж.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра физиологии человека и животных

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Физиология человека и животных»

студентки 4 курса 411 группы

биологического факультета

Ивановой Натальи Владимировны

 

 

 

 

 

Проверил:    ________________

(число, подпись)

 

 

 

 

 

1.Значение ЦНС в организме  человека. Методы изучения функций ЦНС.

Существуют два большие группы методов изучения ЦНС:

1) экспериментальный метод, который проводится на животных;

2) клинический метод, который применим к человеку.

К числу экспериментальных методов классической физиологии относятся методы, направленные на активацию или подавление изучаемого нервного образования. К ним относятся:

1) метод поперечной перерезки ЦНС на различных уровнях;

2) метод экстирпации (удаления различных отделов, денервации органа);

3) метод раздражения путем активирования (адекватное раздражение – раздражение электрическим импульсом, схожим с нервным; неадекватное раздражение – раздражение химическими соединениями, градуируемое раздражение электрическим током) или подавления (блокирования передачи возбуждения под действием холода, химических агентов, постоянного тока);

4) наблюдение (один из старейших, не утративших своего значения метод изучения функционирования ЦНС. Он может быть использован самостоятельно, чаще используется в сочетании с другими методами).

Экспериментальные методы при проведении опыта часто сочетаются друг с другом.

Клинический метод направлен на изучение физиологического состояния ЦНС у человека. Он включает в себя следующие методы:

1) наблюдение;

2) метод регистрации и анализа электрических потенциалов головного мозга (электро-, пневмо-, магнитоэнцефалография);

3) метод радиоизотопов (исследует нейрогуморальные регуляторные системы);

4) условно-рефлекторный метод (изучает функции коры головного мозга в механизме обучения, развития адаптационного поведения);

5) метод анкетирования (оценивает интегративные функции коры головного мозга);

6) метод моделирования (математического моделирования, физического и т. д.). Моделью является искусственно созданный механизм, который имеет определенное функциональное подобие с исследуемым механизмом организма человека;

7) кибернетический метод (изучает процессы управления и связи в нервной системе). Направлен на изучение организации (системных свойств нервной системы на различных уровнях), управления (отбора и реализации воздействий, необходимых для обеспечения работы органа или системы), информационной деятельности (способности воспринимать и перерабатывать информацию – импульс в целях приспособления организма к изменениям окружающей среды).

http://www.libma.ru/medicina/normalnaja_fiziologija_konspekt_lekcii/p7.php

Нервная система самое главное значение в организме человека. Она координирует, регулирует работу всех внутренних органов и осуществляет связь организма с внешней середой. Нервная система человека состоит из центральной (ЦНС), которая включает головной и спинной мозг и периферической (ПНС), которая состоит из нервных волокон, отходящих от головного и спинного мозга. По функциям нервную систему делят на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система регулирует опорно-двигательный аппарат и все органы чувств, а вегетативная - процесс обмена веществ и работу всех внутренних органов (сердца, почек, легких и др. Центральная нервная система выполняет рефлекторную, интегративную и координационный функции. Рефлекторная деятельность мозга обусловлена безусловными и условными рефлексами. Безусловные рефлексы являются врожденными, имеют большую устойчивость и обеспечивают приспособление организма к внешней среде. Условные рефлексы приобретаются в зависимости от обстоятельств, расширяют диапазон их возможностей организма и угасают, если потребности в них нет. 
Устойчивая и слаженная система условных рефлексов формируется в процессе обучения и обеспечивает выполнение определенного производственного задания. Устойчивость системы условных рефлексов может быть нарушена при отклонении трудовой деятельности от программы, а надежность - под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Такие нарушения, если не принять надлежащих мер, могут привести к снижению работоспособности, травм или несчастных случаев. Выполняя интегративную функцию, ЦНС обеспечивает слаженное взаимодействие всех органов и систем организма, поддерживает его устойчивый внутреннее состояние. Неблагоприятные условия труда могут привести к утомлению нервной системы, что ослабляет ее интегративную функцию и может спровоцировать расстройство ряда физиологических систем: сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и т.п. или привести к различным заболеваниям (инфаркты, инсульты, язвенная болезнь и др.) Благодаря координационной функции ЦНС осуществляет подчинения многих рефлексов одном, который имеет в настоящее время важное значение для организма. Все функции центральной нервной системы реализуются в каждой конкретной реакции организма, обеспечивая эффект крупнейшего приспособления к меняющимся условиям внешней среды и повышая физиологическую сопротивляемость организма вредным внешним условиям. Высшая нервная деятельность человека основана на функциях двух сигнальных систем. Анатомической основой первой сигнальной системы являются анализаторы (зрительный, слуховой и др.) Анатомической основой второй сигнальной системы, которая свойственна только человеку, является культурно-двигательный аппарат, тесно связан со зрительным и слуховым анализаторами, а ее раздражителем является слово. Язык, во всех ее видах, представляет собой богатейший источник раздражителей. С помощью слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиальным раздражителем - сигналом сигналов, является пусковым механизмом действий и поступков людей. Язык повышает способность мозга отражать действительность, обеспечивает анализ и синтез, абстрактное мышление, создает возможность для общения, использования и передачи жизненного опыта, достижений культуры и искусства. Но в некоторых случаях слово может быть негативным раздражителем и может привести к расстройствам нервной системы, нарушений функционирования всех систем организма и, таким образом, стать опасным производственным фактором. 
Центральная нервная система участвует в приемке, обработке и анализе любой информации, поступающей из внешней и внутренней среды. При возникновении перегрузок на организм человека нервная система определяет степень их влияния и формирует адаптационно-защитную реакцию.

Таким образом:

1.Центральная нервная система обеспечивает взаимную связь отдельных органов и систем, согласует и объединяет их функции. Благодаря этому организм работает как единое целое. Точность контроля за работой внутренних органов достигается существованием двусторонней круговой связи между центральной нервной системой и периферическими органами.

2.Центральная нервная система осуществляет связь организма и взаимодействие его как целого с внешней средой, а также индивидуальное приспособление к внешней среде — поведение человека и животных.

3.Головной мозг является органом психической деятельности. В результате поступления нервных импульсов в клетки коры головного мозга возникают ощущения и на их основе проявляются специфические качества высокоорганизованной материи — процессы сознания и мышления.

http://econbooks.ru/books/part/17074

2. У больного с тяжелой формой эпилепсии с целью лечения было перерезано мозолистое тело, соединяющее оба полушария головного мозга. Мог ли такой человек, не глядя на предмет, а лишь ощупывая его левой рукой, рассказать, что это за предмет?

Полушария головного мозга соединены густой нейронной сетью. Эта сеть и есть мозолистое тело. Такие операции позволяют избавиться от эпилептических припадков, но они значительно изменяют способности человека, например, «правши» совершенно не могут писать левой рукой, и рисовать правой. Могут определить правой рукой, что за предмет они ощупывают, и выбрать такой на картинке, но не могут его назвать. Таким образом, разделение полушарий головного мозга привело к избавлению от эпилептических припадков, но внесло в жизнь испытуемого новые неожиданные сложности.

3. У животного  разрушен лабиринт с обеих  сторон. Восстановится ли частично  нарушенные двигательные функции? Если да, то за счет каких  механизмов?

Если у животного перерезать мозговой ствол между продолговатым мозгом и четверохолмием, то получится следующее: все конечности животного, а также мышцы шеи и туловища вытянутся в сильнейшей экстензии; такое животное, если его поставить, будет стоять совершенно неподвижно, оно не способно удерживать равновесие и производить какие-либо движения. Это состояние "децеребрированной ригидности". Описанное явление есть состояние рефлекторное - оно исходит от проприоцептивных раздражений чувствительных нервных окончаний самих мышц, что и служит началом рефлекса; если перерезать задние, т.е. чувствительные корешки - ригидность исчезает.

Если такому животному повернуть голову, то конечности также изменят свое положение. Эта связь между положением головы и положением конечностей имеет определенную закономерность и зависит от двух условий: как меняется положение головы вообще в пространстве и - по отношению к туловищу. Это рефлекс, исходящий из лабиринта - тонический лабиринтный рефлекс на конечности ; если разрушить лабиринты - явление исчезает, т.е. вращение животного теперь не изменит положения конечностей.

http://l-o-r.ru/Komp/I_1/title.htm

4. Особенности строения, кровоснабжения и иннервации  передней доли гипофиза. Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Гормоны гипофиза, их физиологическое значение. Регуляция гормонопоэза гипофиза.

В системе эндокринных желез гипофиз занимает особое положение. О гипофизе говорят как о центральной железе внутренней секреции. Это связано с тем, что гипофиз за счет своих специальных тропных гормонов регулирует деятельность других, так называемых периферических желез.

Гипофиз расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости черепа. При помощи ножки он связан с основанием мозга.

Строение гипофиза. По своему строению гипофиз является сложным органом. Он состоит из аденогипофиза, который включает переднюю и среднюю доли, и нейрогипофиза, состоящего из задней доли. Аденогипофиз имеет эпителиальное происхождение, нейрогипофиз и его ножка - нейрогенное.

Гипофиз хорошо снабжается кровью. Особенностью кровообращения передней доли гипофиза является наличие портальной (воротной) системы сосудов, которые связывают ее с гипоталамусом. Установлено, что ток крови в воротной системе направляется от гипоталамуса к гипофизу

Иннервация передней доли гипофиза представлена симпатическими и парасимпатическими нервными волокнами. Задняя доля гипофиза иннервируется нервными волокнами, берущими начало от нервных клеток супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса.

Гормоны передней доли гипофиза. Гормоны, образующиеся в передней доле гипофиза, принято делить на две группы. К первой группе относятся гормон роста (соматотропин) и пролактин. Вторая группа включает тропные (кринотропные) гормоны: тиреотропный гормон (тиреотропин), адренокортикотропный гормон (кортикотропин) и гонадотропные гормоны (гонадотропины).

Гормон роста (соматотропин) участвует в регуляции роста, что обусловлено его способностью усиливать образование белка в организме. Наиболее выражено влияние гормона на костную и хрящевую ткань. Под влиянием соматотропина происходит усиленный рост эпифизарных хрящей в длинных костях верхних и нижних конечностей, что обусловливает увеличение их длины.

В зависимости от того, в какой период жизни отмечается нарушение соматотропной функции гипофиза, обнаруживают различные изменения роста и развития организма человека. Если активность передней доли гипофиза (гиперфункция) возникает в детском организме, то это приводит к усиленному росту тела в длину - гигантизм (рис. 44). При снижении функции передней доли гипофиза (гипофункция) в растущем организме происходит резкая задержка роста - карликовость (рис. 45). Избыточное образование гормона у взрослого человека не отражается на росте тела в целом, так как он уже завершен. Отмечается увеличение размеров тех частей тела, которые еще сохраняют способность к росту (пальцы рук и ног, кисти и стопы, нос и нижняя челюсть, язык, органы грудной и брюшной полости). Это заболевание получило название акромегалия (от греч. akros - конечность, megas - большой).

Пролактин способствует образованию молока в альвеолах молочной железы. Свое действие на молочную железу пролактин оказывает после предварительного влияния на нее женских половых гормонов - эстрогенов и прогестерона. Эстрогены вызывают рост протоков молочной железы, прогестерон - развитие ее альвеол. После родов усиливается секреция гипофизом пролактина и наступает лактация. Важным фактором, способствующим секреции пролактина, является акт сосания, который через нервно-рефлекторный механизм стимулирует образование и выделение пролактина передней долей гипофиза.

Тиреотропный гормон (тиреотропин) избирательно действует на щитовидную железу, стимулируя ее функцию. Если удалить или разрушить гипофиз у животных, то наступает атрофия щитовидной железы. Введение тиреотропина, наоборот, вызывает разрастание ткани щитовидной железы, и происходит ее гипертрофия.

Под воздействием гормона наступают также и гистологические изменения в щитовидной железе, свидетельствующие о повышении ее активности: уменьшается количество коллоида в полостях фолликулов, происходит его вакуолизация, а затем и разжижение. Клетки фолликулов приобретают цилиндрическую форму. Тиреотропин активизирует протеолитические ферменты, под влиянием которых происходит расщепление тиреоглобулина и освобождение из него гормонов тироксина и трийодгиронина. Тиреотропин облагает также способностью стимулировать образование белка тиреоглобулина в клетках фолликулов щитовидной железы и поступление его в полость фолликула.

Адренокортикотропный гормон (кортикотропин) является физиологическим стимулятором пучковой и сетчатой зон коры надпочечников, которые образуют гормоны глюкокортикоиды.

Удаление гипофиза у животных приводит к атрофии коркового слоя надпочечников. Атрофические процессы захватывают все зоны коры, но наиболее глубокие изменения происходят в клетках сетчатой и пучковой зон.

Кортикотропин вызывает распад и тормозит синтез белка в организме. В этом отношении гормон является антагонистом соматотропина, который усиливает синтез белка. Кортикотропин, как и глюкокортикоиды, тормозит развитие основного вещества соединительной ткани, снижает проницаемость капилляров. Эти эффекты лежат в основе противовоспалительного действия гормона. Под влиянием адренокортикотропного гормона происходит уменьшение размера и массы лимфатических узлов, селезенки и особенно вилочковой железы, уменьшается количество лимфоцитов в периферической крови, возникает эозинопения.

К гонадотропинам относят три гормона: фолликулостимулирующий (фоллитропин), лютеинизирующий (лютропин) и лютеотропный гормон.

Информация о работе Значение ЦНС в организме человека