Анатомно - физиологические особенности глаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание. Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Анатомно - физиологические особенности глаза……………………..4
2. Анатомно - физиологические основы
прерасположенности к близорукости…………………………………………..6
3.Нарушения зрения у детей…………………………………………………………..8
4. Гигиена зрения детей в ДОУ и в семье……………………………………..10
5. Методы коррекции зрения у детей…………………………………………..13
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по анатомии.docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

План:

 Введение………………………………………………………………………………………..3

1. Анатомно - физиологические особенности  глаза……………………..4

2. Анатомно - физиологические основы

 прерасположенности к близорукости…………………………………………..6

3.Нарушения зрения у детей…………………………………………………………..8

4. Гигиена зрения детей в ДОУ  и в семье……………………………………..10

5. Методы коррекции зрения у детей…………………………………………..13

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Зрение принадлежит к числу  интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших  механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И  каждый должен понимать, как важно  оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском  возрасте - это трагедия. Поскольку  организм ребенка очень восприимчив  ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание. Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств. Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.  Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

 

1. Анатомно - физиологические особенности глаза.

Чувство, именуемое зрением, реализуется  в человеческом организме комплексом, известным под названием «зрительный  анализатор», который осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В состав зрительного анализатора  входят следующие основные части: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные  в его затылочной части. Зрительный анализатор дает возможность человеку ориентироваться в окружающей обстановке, сопоставляя и анализируя различные ее ситуации. Глаз человека имеет форму почти правильного шара (диаметром около 25 мм). Наружная (белковая) оболочка глаза именуется склерой, имеет толщину около 1 мм и состоит из упругой хрящеподобной непрозрачной ткани белого цвета. При этом передняя (немного выпуклая) часть склеры (роговица) прозрачна для световых лучей (представляет собой нечто вроде круглого «окна»). Склера в целом представляет собой своего рода поверхностный скелет глаза, сохраняющий его сферическую форму и одновременно обеспечивающий светопропускание внутрь глаза через роговицу. Внутренняя поверхность непрозрачной части склеры покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из сети мелких кровеносных сосудов. В свою очередь сосудистая оболочка глаза как бы выстлана светочувствительной сетчатой оболочкой, состоящей из светочувствительных нервных окончаний. Таким образом, склера, сосудистая оболочка и сетчатая оболочка образуют своеобразную трехслойную наружную оболочку, в которой заключены все оптические элементы глаза: хрусталик, стекловидное тело, глазная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры, а также радужная оболочка. Снаружи справа и слева у глаза имеются прямые мышцы, осуществляющие поворот глаза в вертикальной плоскости. Действуя одновременно обеими парами прямых мышц, можно повернуть глаз в любой плоскости. Все нервные волокна, выходя от сетчатой оболочки, объединяются в один зрительный нерв, идущий к соответствующей зрительной зоне коры головного мозга. В центре выхода зрительного нерва имеется слепое пятно, не чувствительное к свету. Особо следует остановиться на таком важном элементе глаза, как хрусталик, изменением формы которого в большой степени определяется работа глаза. Если бы хрусталик в процессе работы глаза не мог изменять свою форму, то изображение рассматриваемого объекта иногда строилось бы перед сетчатой оболочкой, а иногда за ней. Лишь в отдельных случаях оно попадало бы на сетчатую оболочку. В действительности же изображение рассматриваемого объекта всегда (в нормальном глазу) попадает именно на сетчатую оболочку. Это достигается благодаря тому, что хрусталик обладает свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Так, например, когда рассматриваемый объект находится близко от глаза, мускул настолько сжимает хрусталик, что его форма становится более выпуклой. Благодаря этому изображение рассматриваемого объекта попадает именно на сетчатую оболочку и становится максимально четким. При рассматривании удаленного объекта мускул, наоборот, растягивает хрусталик, что приводит к созданию четкого изображения удаленного объекта и помещению его на сетчатую оболочку. Свойство хрусталика создавать на сетчатке четкое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.

Рассмотрим принцип действия глаза. При рассматривании объекта радужная оболочка глаза (зрачок) открывается  настолько широко, чтобы проходящий через него поток света был  достаточен для создания на сетчатой оболочке освещенности, необходимой  для уверенной работы глаза. Если сразу этого не получилось, то последует  уточнение наведения глаза на объект поворотом при помощи прямых мышц и одновременно произойдет наводка  хрусталика на резкость при помощи цилиарной мышцы. В обыденной жизни этот процесс «поднастройки» глаза при переходе от рассмотрения одного объекта к другому происходит непрерывно в течение дня, причем автоматически, и происходит он вслед за тем, как мы переводим свой взгляд с объекта на объект. Наш зрительный анализатор способен различать объекты размером до десятых долей мм, различать цвета в диапазоне от 411 до 650 мкл с большой точностью, а также различать бесконечное множество образов. Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. Какие же условия необходимы для того, чтобы человек видел без затруднения? Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз, как правило, имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. Если пересечение лучей происходит позади сетчатки, то это дальнозоркий (гиперметропический) глаз, а при пересечении лучей ближе сетчатки — глаз близорукий (миопический).

Слезный аппарат состоит из слезной железы, выделяющей слезы в конъюнктивальный мешок, и из начинающихся в последнем слезоотводящих путей. Слезная железа, дольчатого строения, альвеолярно-трубчатая по своему типу, лежит в лобной кости. Выводные протоки ее, в числе 5 — 12 открываются в мешок конъюнктивы в латеральной части верхнего свода. Выделяющаяся из них слезная жидкость оттекает в медиальный угол глазной щели к слезному озеру. При, закрытых глазах она течет по так называемому слезному ручью, образующемуся между задними гранями краев обоих век и глазным яблоком. У слезного озера слезы поступают в точечные отверстия, расположенные у медиального конца век. Исходящие из отверстий два тонких слезных канальца,  обходя слезное озеро, впадают порознь или вместе в слезный мешок. Слезный мешок,— верхний слепой конец носослезного протока, лежащий в особой костной ямке у внутреннего угла глазницы. Начинающиеся от стенки слезного мешка пучки могут расширять его и тем содействовать всасыванию слез через слезные канальцы. Непосредственное продолжение книзу слезного мешка составляет носослезный проток, проходящий в одноименном костном канале и открывающийся в полость носа под нижней раковиной.

 

2. Анатомно - физиологические основы

  прерасположенности к близорукости.

Подавляющее большинство детей (по разным данным — до 80%) рождается  гиперметропами (хорошее зрение вдали, плохое вблизи), что обусловлено короткой переднезадней осью глазного яблока новорожденного (16–18 мм). В дальнейшем, по мере роста и самого ребенка и глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается, и у некоторых детей переходит в миопию.

Врожденная миопия может быть связана  с недоношенностью, обусловлена  наследственностью, или вызвана  патологическими процессами. Следует  заметить, что в большинстве случаев  врожденная близорукость характеризуется  слабыми изменениями на глазном дне. Врожденная близорукость, как правило, носит стабильный характер, хотя, в некоторых случаях, возможно ее прогрессирование. Естественно, дети с врожденной близорукостью требуют к себе пристального внимания врача-офтальмолога с постоянным динамичным наблюдением. Необходимо как можно раньше назначать оптическую коррекцию и проводить профилактику возможной амблиопии.

Близорукость (миопия) — заболевание, при котором дети плохо различают  предметы, расположенные на дальнем  расстоянии. Это происходит из-за того, что параллельные лучи света, идущие от предметов расположенных вдали, сводятся в фокус в плоскости  перед сетчаткой, а не на ней самой, вследствие чего снижается острота  зрения у ребенка. Зачастую это связано  с тем, что переднезадняя ось  глаза оказывается слишком длинной. В результате вытянутой формы  глазного яблока происходит неправильное преломление света, и острота  зрения снижается, прежде всего, вдаль. Врачи-офтальмологи разделяют миопию на слабую (до 3,0 D включительно), среднюю (от 3,25 до 6,0 D ) и высокую (более 6 D ). Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15,20,30 D и более. Близорукие дети нуждаются в очках для дали, а многие и для близи (когда миопия превышает 5-6 диоптрий). Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза. Причины возникновения близорукости (миопии) у детей могут быть разные: наследственный фактор, ослабление склеры, первичная слабость аккомодации, длительная работа на близком расстоянии (сидение у компьютера, телевизора), условия внешней среды, нарушение гигиены зрения, ослабление организма в результате неправильного питания, переутомление, различные заболевания. Но чаще всего близорукость (миопия) обусловлена видоизменением формы глазного яблока (удлинением его переднезадней оси). Для лечения близорукости применяются многочисленные средства и методы. Прежде всего, лечение близорукости у детей направлено не на ликвидацию или уменьшение степени миопии, а на остановку или замедление ее дальнейшего прогрессирования и профилактику ее осложнений. Благоприятным течением для детской и подростковой близорукости считается снижение зрения со скоростью не более 0,5 диоптрии в год. Тогда ее лечат консервативными методами. Нужно носить очки или линзы, давать глазам больше отдыха, делать зрительную гимнастику, нормально высыпаться и питаться, соблюдать зрительную гигиену. Хирургическое вмешательство проводится только в том случае, если близорукость прогрессирует со скоростью более 1 D в год и исключает возможность нормального развития зрения или при возникновении осложнений — дистрофических очагов сетчатки. В этих случаях проводится операция — склеропластика. Цель ее — укрепить задний сегмент склеры глаза и активизировать обмен веществ в оболочках глазного яблока.

3.Нарушения  зрения у детей.

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного  возраста и у одного из четырех  школьников. В связи с тем, что  многие неприятности со зрением как  раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал  должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь  серьезные последствия, равно как  отрицательно влиять на способности  к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера. Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться  на практике:

- затуманенное зрение (амблиопия)  это ослабление зрения, которое  не может быть скорректировано только очками;

- косоглазие (стробизм) это состояние,  когда глаза смотрят в разные  стороны и не фокусируются  на одном предмете;

- неспособность различать цвета  (дальтонизм) это состояние, когда  глаза реагируют на цвет, но  имеют сложности с определением  отдельно взятого цвета;

- разновидность поражения сетчатки  глаза (синдром Терри), возникает  вскоре после рождения у некоторых  недоношенных детей, испытывающих  изменения в кровеносных сосудах  чувствительной оболочки глазного  яблока, что может навсегда испортить  зрение ребенка;

- близорукость (миопия) когда изображение  фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате  чего отдаленные предметы расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия) изображение  фокусируется за сетчаткой глаза,  а не на сетчатке, в результате  чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик  приспосабливается к возникшей  проблеме и прилагает большие  усилия для обеспечения четкого  изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

- дефокусировка (астигматизм) - как  правило, является результатом  неправильной формы роговицы. Люди  с астигматизмом обычно видят  вертикальные линии четче, чем  горизонтальные, а иногда бывает  и наоборот;

- опущение верхнего века (птоз) дефект, при котором веко может  быть слегка опущено, или может  даже полностью закрывать зрачок. Бывают случаи, когда этот дефект  может ограничивать или даже  препятствовать нормальному зрению, что требует хирургического вмешательства,  но в некоторых случаях могут  помочь и медикаменты;

- воспаление глаз (конъюнктивит) характеризуется  характерными выделениями, слезоточивостью,  раздражением глаз;

Информация о работе Анатомно - физиологические особенности глаза