Анатомо-физиологические особенности дыхания детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:59, реферат

Описание работы

Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения.
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Мы будем рассматривать конкретно развитие организма ребенка в период младшего школьного возраста (7-12 лет), в частности анатомо-физиологические особенности дыхания.

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим, как проводилось экспериментальное исследование обоснование модульного варианта содержания уроков физического воспитания у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп с заболеваниями органов дыхания.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Базой исследования являлась начальная школа на базе муниципального образовательного учреждения СОШ №19 г.Иркутска. Педагогическим обследованием были охвачены учащиеся младшего школьного возраста. Всего на различных этапах исследования приняло участие 214 школьников, из них в экспериментальной работе - 54 учащихся.

Настоящее исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (сентябрь 2002 г. — май 2003 г.) проведен анализ и сделано обобщение научно-методической литературы, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования, разработаны анкеты, паспорт здоровья и дневник самоконтроля для школьников СМГ.

На данном этапе по результатам предварительного эксперимента была разработана оздоровительная программа по физической культуре для учащихся  общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе с заболеваниями органов дыхания.

Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам. Разработано планирование с оздоровительно-коррекционной направленностью по физическому воспитанию в модульном варианте для детей младшего школьного возраста СМГ.

На втором этапе (сентябрь 2003 г. - май 2004 г.) проводился основной педагогический эксперимент. Модульный вариант планирования занятий по физическому воспитанию для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания был опробован и внедрен в муниципальной общеобразовательной средней школе №19 с углубленным изучением отдельных предметов в рамках экспериментальной площадки, которая открылась в 2001 году приказом Главного УО и ПО от 20.09.01 № 932 «Об участии в проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования». Предложенное планирование для школьников младших классов сопровождалось мониторингом физического развития, физической подготовленности, а также функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения школьников.

На третьем этапе с сентября 2005 г. осуществлялась обработка результатов исследования и оформление диссертационной работы.

Педагогический эксперимент позволил определить эффективность средств, форм и методов развития двигательной активности:

1) выявить целесообразность внедрения  в учебно-воспитательный процесс плавания, хорового пения для детей, имеющих нарушения дыхательной системы;

2) исследовать влияние физических  упражнений на деятельность дыхательного аппарата учащихся;

3) предложить методические рекомендации по внедрению модульного планирования для младших школьников общеобразовательной школы с заболеваниями органов дыхания.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основании литературных  данных изучить анатомо-физиологические  особенности развития детей младшего  школьного возраста, влияние социальной  среды на состояние их здоровья, использование модульного обучения в планировании содержания физического воспитания в общеобразовательной школе.

2. Провести сравнительный анализ  показателей физического развития, физической подготовленности и  функциональных возможностей организма  школьников СМГ с их здоровыми  сверстниками.

3. Разработать адаптированную программу  по физической культуре и документы  планирования в модульном варианте  для детей младшего школьного возраста специальной медицинской группы.

4. Экспериментально обосновать  и оценить эффективность воздействия  модульного варианта планирования  уроков по физической культуре, плаванию и хоровому пению на физическую подготовленность, функциональные возможности и здоровье детей 9-10 лет СМГ с заболеваниями органов дыхания.

Были использованы методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, медико-биологические исследования, а также методы математической статистики.

Объектом исследования являлся процесс физического воспитания учащихся начальных классов, отнесенных к СМГ с патологией дыхательной системы.

Предметом исследования была оздоровительно-коррекционная направленность уроков физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания.

Предполагалось, что применение лечебного плавания, хорового пения и специальных упражнений в модульном варианте планирования с оздоровительно-коррекционной направленностью окажет существенное влияние на повышение уровня здоровья, функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, обеспечит профилактику обострения заболеваний у детей специальных медицинских групп младшего школьного возраста.

Научная новизна исследования состояла в том, что:

- предложена адаптированная программа  по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу с заболеваниями органов дыхания;

- обоснована эффективность занятий с оздоровительно-коррекционной направленностью в физическом воспитании младших школьников в специальных медицинских группах;

-были представлены материалы  планирования учебного процесса  по предмету "Физическая культура" для учащихся  с патологией  дыхательной системы.

Теоретическая значимость результатов исследования состояла в научно обоснованной возможности использования средств физического воспитания с оздоровительно-коррекционной направленностью в модульном варианте планирования их содержания и была введена в учебный процесс адаптированная программа по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания. Применение адаптированной программы с оздоровительно-коррекционной направленностью оказывает существенное влияние на уровень здоровья, функциональные возможности и способствует реабилитации функции внешнего дыхания. В связи с этим предложены дополнения в теорию и методику физического воспитания оздоровительной физической культуры.

Результаты исследования были внедрены в практику физического воспитания общеобразовательных школ г. Иркутска (акты внедрения от 23 мая 2006, г., 26 мая 2006 г.); г. Барнаула (акт внедрения 25 мая 2006 г.); использованы на курсах повышения квалификации работников образования в г. Иркутске (акт внедрения от 1 марта 2006).

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА      ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании выше сказанного можно сделать выводы:

1. На основе анализа научно-методической  литературы было выявлено, что  имеется тенденция, при которой заметны увеличения количества заболеваний органов дыхания у детей младшего школьного возраста. Так в средней полосе России у 57,7% были выявлены болезни органов дыхания. 30% детей школьного возраста, а в Сибири и на Крайнем Севере до 50% детей имеют различные хронические заболевания. К числу мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, повышение физического развития и физической подготовленности детей с патологией органов дыхания, следует отнести повышение двигательной активности, применение современных оздоровительных коррекционных технологий, обеспечивающих увеличение рациональных, функциональных возможностей организма и профилактику заболеваемости школьников. Одним из важных факторов выступает планирование занятий для детей с заболеваниями органов дыхания в общеобразовательной школе. Данное обстоятельство требует использования разнообразных оздоровительно-коррекционных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся младших классов.

2.Установлено, что у школьников СМГ наблюдаются более высокие показатели весоростового индекса, на что указывают достоверные различия в весе тела, по сравнению с их здоровыми сверстниками, что связано с их низкой двигательной активностью.

У детей с заболеваниями органов дыхания выявлены более низкие показатели в развитии двигательных качеств: быстроты, координационных способностей и скоростно-силовых качеств.

Выявленные достоверные различия в физическом развитии, физической подготовленности и функциональных показателях у детей с заболеваниями органов дыхания требуют разработки оздоровительно-коррекционной программы, направленной на повышение функциональных возможностей организма и коррекцию функции внешнего дыхания.

3. Разработанная и внедренная  адаптированная Программа с оздоровительно-коррекционной направленностью для младших школьников с заболеваниями органов дыхания предусматривает физкультурно-оздоровительные занятия, связанные с повышением двигательной активности и профилактических мероприятий. Адаптированная программа включает в себя модульное планирование занятий по физической культуре у детей с заболеваниями органов дыхания. Каждая четверть состоит из микроциклов, направленных на повышение функциональных возможностей организма посредством развития двигательных качеств в развивающем режиме с последующим обучением комплексным двигательным умениям и навыкам по базовым и вариативным видам модульной программы.

Соотношение времени на уроках физической культуры: 50% - на обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, 50% - на выполнение дыхательных упражнений.

Нормирование нагрузки осуществлять за счет постоянной вариации:

- увеличение нагрузки должно происходить за счет повышения темпа, количества повторений, включения основных мышечных групп в большей степени, мышц нижних "конечностей и плечевого пояса в двигательную деятельность;

  - для снижения физической нагрузки применять дыхательные упражнения или упражнения на расслабление.

В каждой четверти после пройденного материала в целях закрепления использовать игровой метод.

4. Использование оздоровительно-коррекционных  средств физического воспитания  у детей младшего школьного  возраста в виде плавания, хорового, пения, модульного варианта планирования по развитию физических качеств, самостоятельного выполнения физических упражнений способствует:

а) повышению уровня физического развития на достоверную величину в ЭГ;

б) снижению частоты дыхания в одну минуту;

в) целенаправленному использованию средств физического воспитания в модульном варианте планирования у детей СМГ.

5. Модульный вариант планирования уроков способствовал улучшению уровня адаптационных возможностей организма младших школьников СМГ. Разнонаправленные реакции к адаптационным процессам у школьников специальных медицинских групп ЭГ и КГ свидетельствуют о лучшей адаптации к физическим нагрузкам в ЭГ. У школьников контрольной группы наблюдалось увеличение адаптационного потенциала организма, что соответствует развитию утомления к концу учебного года;

6. Оздоровительно-коррекционная направленность  занятий с младшими школьниками СМГ способствовала повышению функциональных возможностей дыхательной системы. В экспериментальной группе прослеживалось в большинстве показателей улучшение результатов функции внешнего дыхания по сравнению с исходным уровнем в начале эксперимента.

7. Целенаправленное педагогическое воздействие способствовало положительным изменениям в уровне физического здоровья у младших школьников ЭГ.

В начале эксперимента (сентябрь 2003 г.) у школьников ЭГ и КГ среднестатистический уровень здоровья был низким. Сопоставление полученных величин с данными Г.Л. Апанасенко подтверждает улучшение показателей уровня здоровья по среднеарифметическим величинам за период эксперимента у школьников ЭГ: с низкого уровня на уровень выше среднего. В контрольной группе — с низкого уровня на средний уровень.

Исходя из выше изложенного, следует помнить и не пренебрегать следующих практических рекомендаций:

1. Рациональной формой для школьников  специальных медицинских групп  является организация занятий  с оздоровительно-коррекционной  направленностью в модульном варианте планирования учебных занятий.

2. В работе с младшими школьниками  с заболеваниями органов дыхания важно проводить дыхательные упражнения с последующим выполнением общеразвивающих. Чередовать грудное, диафрагмальное и смешанное дыхание, а также игры, тренирующие дыхание.

3. Введение в качестве контролирующего  документа в учебный процесс  школьников СМГ «Дневника самоконтроля» даст возможность поэтапно осуществлять оздоровительно-коррекционную работу, позволяющую контролировать уровень физического здоровья и физическую подготовленность младших школьников.

4. Формирование положительной мотивации  школьников к домашним заданиям по физической культуре следует осуществлять исходя из интересов к определенным видам физической деятельности.

5. При подборе средств и методов  для составления и проведения  комплексов оздоровительно-коррекционной направленности необходимо учитывать диагноз школьников и анатомо-физиологические особенности. В частности, использовать рекомендации таких специалистов, как пульмонологи и аллергологи.

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности дыхания детей младшего школьного возраста