Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 11:59, реферат
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения.
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Мы будем рассматривать конкретно развитие организма ребенка в период младшего школьного возраста (7-12 лет), в частности анатомо-физиологические особенности дыхания.
Далее рассмотрим, как проводилось экспериментальное исследование обоснование модульного варианта содержания уроков физического воспитания у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп с заболеваниями органов дыхания.
Базой исследования являлась начальная школа на базе муниципального образовательного учреждения СОШ №19 г.Иркутска. Педагогическим обследованием были охвачены учащиеся младшего школьного возраста. Всего на различных этапах исследования приняло участие 214 школьников, из них в экспериментальной работе - 54 учащихся.
Настоящее исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2002 г. — май 2003 г.) проведен анализ и сделано обобщение научно-методической литературы, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования, разработаны анкеты, паспорт здоровья и дневник самоконтроля для школьников СМГ.
На данном этапе по результатам предварительного эксперимента была разработана оздоровительная программа по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе с заболеваниями органов дыхания.
Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам. Разработано планирование с оздоровительно-коррекционной направленностью по физическому воспитанию в модульном варианте для детей младшего школьного возраста СМГ.
На втором этапе (сентябрь 2003 г. - май 2004 г.) проводился основной педагогический эксперимент. Модульный вариант планирования занятий по физическому воспитанию для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания был опробован и внедрен в муниципальной общеобразовательной средней школе №19 с углубленным изучением отдельных предметов в рамках экспериментальной площадки, которая открылась в 2001 году приказом Главного УО и ПО от 20.09.01 № 932 «Об участии в проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования». Предложенное планирование для школьников младших классов сопровождалось мониторингом физического развития, физической подготовленности, а также функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения школьников.
На третьем этапе с сентября 2005 г. осуществлялась обработка результатов исследования и оформление диссертационной работы.
Педагогический эксперимент позволил определить эффективность средств, форм и методов развития двигательной активности:
1) выявить целесообразность
2) исследовать влияние
3) предложить методические рекоме
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании литературных
данных изучить анатомо-
2. Провести сравнительный анализ
показателей физического
3. Разработать адаптированную
4. Экспериментально обосновать
и оценить эффективность
Были использованы методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, медико-биологические исследования, а также методы математической статистики.
Объектом исследования являлся процесс физического воспитания учащихся начальных классов, отнесенных к СМГ с патологией дыхательной системы.
Предметом исследования была оздоровительно-коррекционная направленность уроков физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания.
Предполагалось, что применение лечебного плавания, хорового пения и специальных упражнений в модульном варианте планирования с оздоровительно-коррекционной направленностью окажет существенное влияние на повышение уровня здоровья, функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, обеспечит профилактику обострения заболеваний у детей специальных медицинских групп младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования состояла в том, что:
- предложена адаптированная
- обоснована эффективность занят
-были представлены материалы
планирования учебного
Теоретическая значимость результатов исследования состояла в научно обоснованной возможности использования средств физического воспитания с оздоровительно-коррекционной направленностью в модульном варианте планирования их содержания и была введена в учебный процесс адаптированная программа по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания. Применение адаптированной программы с оздоровительно-коррекционной направленностью оказывает существенное влияние на уровень здоровья, функциональные возможности и способствует реабилитации функции внешнего дыхания. В связи с этим предложены дополнения в теорию и методику физического воспитания оздоровительной физической культуры.
Результаты исследования были внедрены в практику физического воспитания общеобразовательных школ г. Иркутска (акты внедрения от 23 мая 2006, г., 26 мая 2006 г.); г. Барнаула (акт внедрения 25 мая 2006 г.); использованы на курсах повышения квалификации работников образования в г. Иркутске (акт внедрения от 1 марта 2006).
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании выше сказанного можно сделать выводы:
1. На основе анализа научно-
2.Установлено, что у школьников СМГ наблюдают
У детей с заболеваниями органов дыхания выявлены более низкие показатели в развитии двигательных качеств: быстроты, координационных способностей и скоростно-силовых качеств.
Выявленные достоверные различия в физическом развитии, физической подготовленности и функциональных показателях у детей с заболеваниями органов дыхания требуют разработки оздоровительно-коррекционной программы, направленной на повышение функциональных возможностей организма и коррекцию функции внешнего дыхания.
3. Разработанная и внедренная
адаптированная Программа с
Соотношение времени на уроках физической культуры: 50% - на обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, 50% - на выполнение дыхательных упражнений.
Нормирование нагрузки осуществлять за счет постоянной вариации:
- увеличение нагрузки должно происходить за счет повышения темпа, количества повторений, включения основных мышечных групп в большей степени, мышц нижних "конечностей и плечевого пояса в двигательную деятельность;
- для снижения физической нагрузки применять дыхательные упражнения или упражнения на расслабление.
В каждой четверти после пройденного материала в целях закрепления использовать игровой метод.
4. Использование оздоровительно-
а) повышению уровня физического развития на достоверную величину в ЭГ;
б) снижению частоты дыхания в одну минуту;
в) целенаправленному использов
5. Модульный вариант планирования уроков способствовал улучшению уровня адаптационных возможностей организма младших школьников СМГ. Разнонаправленные реакции к адаптационным процессам у школьников специальных медицинских групп ЭГ и КГ свидетельствуют о лучшей адаптации к физическим нагрузкам в ЭГ. У школьников контрольной группы наблюдалось увеличение адаптационного потенциала организма, что соответствует развитию утомления к концу учебного года;
6. Оздоровительно-коррекционная
7. Целенаправленное педагогиче
В начале эксперимента (сентябрь 2003 г.) у школьников ЭГ и КГ среднестатистический уровень здоровья был низким. Сопоставление полученных величин с данными Г.Л. Апанасенко подтверждает улучшение показателей уровня здоровья по среднеарифметическим величинам за период эксперимента у школьников ЭГ: с низкого уровня на уровень выше среднего. В контрольной группе — с низкого уровня на средний уровень.
Исходя из выше изложенного, следует помнить и не пренебрегать следующих практических рекомендаций:
1. Рациональной формой для
2. В работе с младшими
3. Введение в качестве
4. Формирование положительной
5. При подборе средств и методов
для составления и проведения
комплексов оздоровительно-коррекционной н
Информация о работе Анатомо-физиологические особенности дыхания детей младшего школьного возраста