Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций
Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.
В области религиозных верований наибольшего внимания заслуживает континентальное распространение протестантизма - главным образом из США. Протестантские общины проникли не только в страны, издавна связанные с США, вроде Кубы и других карибских районов, но и далеко на юг, к лесным индейцам. Другое явление панамериканского характера - нее большее распространение синкретических культов. Для ряда таких культов свойственно сочетание элементов верований индейского, европейского и африканского происхождения. Синкретические верования имеют тенденцию распространяться из народных низов, где они по преимуществу зародились, в более высокие слои общества (независимо от цвета кожи). Одно из таких верований, сантерия. где сочетаются элементы религиозных представлений католического и йорубского происхождении, через посредство кубинских эмигрантов распространилось с Кубы в Бразилию. Венесуэлу и Соединенные Штаты. Признаками синкретизма обладают и некоторые мессианские или «кризисные» культы, более всего встречающиеся среди аборигенов Америки. Для них свойственна вера в пришествие божьего посланника (мессии), который поможет создать царство благоденствия.
В постколониальное время произошли некоторые изменения и вязыковой ситуации. В настоящее время около 7% общего население Америки говорят на индейских языках, причем лишь незначительная доля говорящих на них проживает вне Латинской Америки. В Мексике говорят на майясских диалектах,пользуются языком кечуа в андских странах, этот язык, наравне с испанским, является вторым государственным языком и Перу. В Парагвае язык гуарани остается языком бытового общения, в то время как испанский — официальный язык. Разные группы носителей индейских языков есть практически но всех странах материковой Америки. Многие аборигены Америки двуязычны. Языком мсжэтнического оощения является, как правило, официальный язык той или иной стран хотя известно двуязычие и на основе аборигенных языков.. В Северной Америке наиболее распространен английский: на нем говорят и в США и Канаде; помимо этого английский язык или его диалекты употребительны на Ямайке, Тринидаде и др островах, а также в Гайане и Белизе. В Канаде часть населения, главным оброзом,в провинции Квебек, говорит на французском языке . Английский язык Нового Света в отличия от английского языка Англии на уровне диалекта.
Области распространения испанского языка - Юго Запад США, где владеет несколько миллионов человек (часть из них двуязычна). Мексика, Центральная и Южная Америка (кроме Бразилии и Гвианы), а также островные страны: Куба, Санто-Доминго и Пуэрто-Рико. Лингвисты выделяют и испанском ареале в Новом Свете несколько диалектных зон.
В бывших или нынешних владениях Франции и Голландии говорят на соответствующих языках, в Бразилии - на португальском.
Из языковых явлений, не характерных для предыдущей эпохи, следует назвать появление в Америке новых для нее языков из Старого Света — китайского, яванского, языков некоторых народов Индии и др. В настоящее время число говорящих на диалектах хинди растет на Тринидаде и в Гайане. Китайский во многих странах Латинской Америки почти исчез в силу того, что в этих странад китайская диаспора очень сократилась в отличие от некоторых городов Северной Америки.
Захват американцами о. Пуэрто-Рико привел к тому. что там сильно потеснены позиции испанского языка и сократились сферы его применения. Кроме того, испанский здесь претерпевает существенные изменения, напоминающие пиджипизацию, а именно интенсивное смешение в речи местных жителей испанской и английской лексики. Помнился даже термин для обозначения такого языка –»спанглиш».
Некоторые креольские языки, в частости на Гаити и и Суринаме, укрепляют свои позиции за счет роста публикуемой литературы. Иногда проявляется тенденция распространения креолей не только среди негров, где они зародились, и их потомков, но и среди белого населения.
Вместе с изменениями в культурах и языках, происходившими последние сто пятьдесят лет в Америке, наблюдаются трансформации этнического самосознания, которые отчасти были связаны с этими культурными и языковыми изменениями, но в большей мере стали продолжением экономических, социальных и политических процессов, начавшихся во второй половине XVIII в, и нашедших свое продолжение в образовании самостоятельных государств. Сформировались новые региональные самосознания в странах Америки, отличные как от самосознании индейского населения, так и пришельцев из Европы и Африки. Новым самосознанием общности происхождения и общности интересов были охвачены не все слои населения в одно и то же время. Так, белые уроженцы Кубы, называя себя «кубинцами», долгое время нс желали считать таковыми местных негров и мулатов, также называвших себя «кубинцами». В Северной Америке, в особенности в США, формированию общего самосознания, которое можно было назвать этническим, препятствовала (помимо двух указанных факторов) также этническая пестрота европейских иммигрантов.
В разных странах процесс формирования общего самосознания имел свои отличия. Для США стало характерным признание всеми группами иммигрантов общеамериканских ценностей, восприятие английского языка как языка общения при одновременном сохранении ряда культурных особенностей этнических предков (ирландцев, немцев ), в том числе религий и языков как средств семейного и общинного контакта. Такое двойственное самосознание стало возможным, видимо, к условиях добровольной иммиграции выходцев из Европы и относительной терпимости местных властей и населения к культурным особенностям иммигрантов, что позволяло последним иметь свои школы, церкви .
В странах, где аборигены составляют значительную долю населения (Перу, Боливия, Эквадор, Гватемала и Мексика), во многих областях они слабо все еще представляют себе, что они являются гражданами той или иной страны, и не называют себя перуанцами, боливийцами, эквадорцами, гватемальцами или мексиканцами; в некоторых случаях отрицание своей принадлежности к той или иной латиноамериканской нации может быть преднамеренным. Носителями новых, национальных самосознании чаще всего становились белые и смешанные по происхождению местные уроженцы. Индейские группы, не имеющие национального самосознания, все еще есть и в других странах Южной Америки, где число их невелико, но они обитают в относительно изолированных местах. Во всех странах Латинской Америки есть и группы аборигенов с двойным и тройным самосознанием.
В тех .странах, где индейцы представляют небольшую долю населения. остается угроза не только утраты их группового самосознания, но и вообще их исчезновения под натиском так называемого национального общества. Уже в наши дни такие группы подвергались нападению и уничтожении со стороны местных белых - такие случаи были по отношению куива в Колумбии, аче (гуаяки) в Парагвае, да и в других местах.
В Америке мало стран с моноэтничным и монорасовым составом населением это Доминиканская Республика с подавляющим преобладанием мулатского населения и Гаити, населенное неграми. Этническое самосознание в них также едино. Есть и страны, где, несмотря на смешанный расовый состав, население их бесспорное единое этническое самосознание. Это прежде всего Куба, где около четверти населения - негры и мулаты.
Этнические процессы в Америке развивались своими собственными путями, имея как существенные отличия, так и важные черты сходства с этноисторией пародов, населявших и населяющих Старый Свет. Этнические новшества, внесенные Америкой в историческую картину нашей земли, сопряжены с межрасовым и межэтническим смешением больших масс людей и сложением новых этнорасовых (метисных и мулатских) групп. Формирование и воспроизводство этнического самосознания, сложение новых народов в Америке определялось в большей мере ходом расовых процессов, заметно сказывавшихся на социальной мобильности.
Лекция 13. Народы Западной, Центральной, Южной Европы.
План:
1. Европа (от семит. «ереб» - запад,) - западная часть материка Евразии, считающаяся особой частью света главным образом благодаря выдающейся роли. которую сыграли ее народы в мировой истории.
Общая площадь Европы - около 10 млн кв. км. Европу принято делить на Западную (иногда подразделяемую на Южную, Центральную и Северную) и Восточную.
На территории Европы, в Южной Франции (пещера Кро-Маньон). были впервые найдены древнейшие костные останки человека современного вида , относящиеся к эпохе позднего палеолита (35—40 тыс.лет тому назад).
Об этноязыковом составе жителей Европы в период эгейской цивилизации известно мало: на Апеннинском полуострове жили этруски, лигуры; на Иберийском полуострове – иберы, лузитаны, васконы; на Британских островах - пикты. Из числа этих народов сохранились васконы (баски), язык которых занимает изолированное место в лингвистической классификации. Предполагают, однако, что в тот период начинается проникновение в Европу этносов, говорящих на языках индоевропейской семьи, чья прародина находилась ранее где-то между Европой и Индией. На юге Балканского полуострова распространились племена с пеласгийским языком, а затем греческие (ахейские и дорийские) племена; в его средней части - фракийские и иллирийские племена, на Апеннинском полуострове - италийские племена (латиняне, сабины ). Прибалтийские районы по обе стороны от Ютландского полуострова занимали германские племена, к юго-востоку от них жили славяне, к востоку - летто-литовцы. Основную же часть Центральной и Западной Европы занимали кельтские племена: на территории современной Франции и Бельгии - галлы, на Иберийском полуострове - кельтоиберы, на Британских островах - бритты, скотты, галлы.
Во II-I тысячелетиях до н.э. развивается городская греческая (эллинская) цивилизация. Однако влияние Эллады на западные страны Средиземноморья, несмотря на основанные там греческие колонии, было слабым и к III в. до н.э. стало уступать влиянию римской культуры. Расширение экспансии Рима и возникновение огромной Римской империи от Гибралтара до Дуная и от Северного моря до Сахары привело к распространению в ее провинциях (особенно в Иберии, Галлии и Фракии) римских поселений и латинского языка, взаимодействие которого с местными языками привело позднее к возникновению многочисленных языков романской группы.
В последние столетия Римской империи, и особенно после ее падения (V в. н.э.), на территории зарубежной Европы происходили этнические миграции на дальние расстояния (Великое переселение народов) . Именно в то время германоязычные этносы распространяются по Центральной, Северной и части Западной Европы, потеснив или ассимилировав часть романизированных галлов, а кое-где и растворившись в их среде, как произошло с племенами франков, давших свое название современной Франции. Германоязычные племена англов и саксов проникают на Британские острова, тесня и поглощая местное кельтоязычное население, часть которого (бритты) переселилась обратно на материк в область, получившую название Бретань.
Развернулось движение германоязычных племен на восток и юго-восток, в области расселения славян; сами же славянские племена расселились по части Центральной и Восточной Европе и проникли на юг, заняв почти весь Балканский полуостров, кроме Пелопоннеса. Приходившие время от времени в Европу с востока иноэтнические кочевые племена обычно не проникали глубоко на ее территорию и большей частью уничтожались или растворялись среди ее населения, как произошло, например, с племенами аваров, а также тюркоязычных булгаров, давших название Болгарии. Исключением были, по существу, лишь племена мадьяр (венгров), пришедшие в IX в. с Южного Урала и занявшие долину среднего Дуная (Паннонию), отрезав западных славян от южных. В VIII в. почти весь Пиренейский полуостров был завоеван арабами, но они продержались там лишь несколько веков, оставив следы в культуре местного населения, только жители острова Мальта до сих пор говорят на диалекте арабского языка.
Существенное влияние на этническую историю Юго-Восточной Европы оказали турки, захватившие в XIV-XV вв. весь Балканский полуостров и удерживавшие свое влияние в ряде его регионов до XX в.
Сильное воздействие на культуру и быт народов Европы, а в ряде случаев и на этнические процессы оказало христианство, которое утвердилось в первые века н.э. вначале в Римской империи, а затем распространилось по всей территории Европы
Если языковая карта Европы определилась в основных своих чертах еще в раннем средневековье, после завершения массовых миграций многих этноязыковых групп, то этнонациональная карта сформировалась в основном в XIX в. в значительной степени под влиянием фактора государственности. В одних случаях государственные границы, проведенные еще на донациональной стадии, разрезали сравнительно однородные в языково-культурном отношении массивы населения на части, каждая из которых давала начало самостоятельным этносам; так на базе немецкоязычного массива возникли немцы, австрийцы, германошвейцарцы, эльзасцы и люксембуржцы, на базе французоязычного - французы, франкошвейцарцы и валлоны. В других случаях объединение в одном государстве, казалось, уже сложившихся близких в языково-культурном отношении этносов-национальностей приводило к их консолидации в единую нацию: так северофранцузская и провансальская национальности соединились в одну французскую нацию.
Немаловажное национально дифференцирующее значение в ряде случаев имел и религиозный фактор при сочетании его обычно с фактором государственности: так произошло отделение протестантов-голландцев от одноязычных им католиков-фламандцев; так из одноязычного сербохорватского населения выделились православные сербы и черногорцы, католики-хорваты и мусульмане-боснийцы; да и разделение аглоязычных жителей Северной Ирландии на протестантов-ольстерцев и католиков-ирландцев основано в значительной степени на различии конфессий местного населения и прибывших туда переселенцев из Англии и Шотландии.