Нравственная оценка искусственного прерывания беременности обществом и религиозными представтелями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Нравственная оценка искусственного прерывания беременности изменялась на протяжении человеческой истории. В античные времена аборты были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения.

Содержание работы

1. Нравственная оценка искусственного прерывания беременности........................................................................................................стр.2
1)Осложнения сразу после аборта......................................................................стр. 2
2)Искусственное прерывание беременности.................................................стр.3
2. Аборт: морально-этические pro et contra......................................................стр. 4
1) Основные моральные позиции по отношению к аборту.............................стр.8
2) Аборт и современная религиозная мораль............................................стр.10
3. Законодательство об абортах в современном мире................................. ..стр.14
Литература............................................................................................ .. стр. 15

Файлы: 1 файл

нравственная оценка абортов.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

План

1. Нравственная оценка искусственного прерывания беременности........................................................................................................стр.2

1)Осложнения сразу после аборта......................................................................стр. 2

2)Искусственное прерывание беременности.................................................стр.3

2. Аборт: морально-этические pro et contra......................................................стр. 4

 1) Основные моральные позиции по отношению к аборту.............................стр.8

 2) Аборт и современная религиозная мораль............................................стр.10

 3. Законодательство об абортах в современном мире................................. ..стр.14

  Литература............................................................................................ .. стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ.

Нравственная оценка искусственного прерывания беременности изменялась на протяжении человеческой истории. В античные времена аборты были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения. Если аборт производился добровольно, то никакие санкции не применялись. Негативная оценка искусственного прерывания беременности как явления, представляющего опасность для здоровья женщины и нарушающего демографические интересы государства, была высказана впервые Цицероном, Овидием и Сенекой. Однако независимо от отношения к аборту эмбрион продолжали рассматривать как часть материнского организма.

Право на репродукцию в равной мере принадлежит обоим родителям. Но медицинский аспект аборта (с юридической точки зрения) может касаться только матери. Проблему прерывания беременности вправе решать только она.

Проблему правомерности аборта и его запрета невозможно разрешить без определенного ограничения свободы распоряжения репродуктивными правами. Возможен либо полный запрет абортов, либо их разрешение при крайней необходимости, либо расширение этого права до пределов жизнеспособности плода. Бесспорно, абсолютный запрет любых абортов нецелесообразен, но разрешение этой операции по воле женщины без учета других обстоятельств допустимо лишь в самые ранние сроки. Согласно ст. 36 Основ каждая женщина в России вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности.


 

 

ОСЛОЖНЕНИЯ СРАЗУ ПОСЛЕ АБОРТА

В результате аборта могут возникнуть многие осложнения: боль в низу живота, спазмы, тошнота, рвота и жидкий стул. Несмотря на то, что в большинстве случаев серьёзных последствий не возникает, осложнения могут проявиться примерно в одном из каждых 100 абортов на раннем сроке. А также, в одном из каждых 50 абортов на позднем сроке.

Более серьёзными осложнениями являются:

Физический риск

Рак груди: Риск заболевания раком груди увеличивается почти в два раза после первого аборта, и возрастает после двух и более.

Рак матки, яичников и печени: Для женщин, сделавших один аборт, шанс заболевания раком увеличивается в 2.3 раза по сравнению с остальными.

Плацентные осложнения: Аборты увеличивают процент осложнений, связанных с плацентой в будущем.

Немедленные осложнения: Почти 10% женщин имеют осложнения, связанные с абортом, из которых 2% опасны для жизни.

Эмоциональные осложнения

Нередко женщины, принявшие решение сделать аборт, испытывают чувство вины. В результате, негативные эмоции преследуют их длительное время, порой 5 –10 лет. К ним относятся:

Печаль

Низкая самооценка

Снижение интереса к жизни

Чувство вины и беспокойсто

Депрессия и мысли о самоубийстве

Неожиданные истерики

Нарушение сна, снижения аппетита

Осложнения в личной жизни

ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ - должно проводиться в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.  
Вопрос об искусственном прерывании беременности решается в амбулаторно-поликлиническом или стационарном учреждении комиссией в составе врача - акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста по письменному заявлению женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом и соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, о разводе и др.), подтверждающих социальные показания.  
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Минздравом РФ, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством РФ. В числе социальных показаний для искусственного прерывания беременности называют: а) наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; б) беременность в результате изнасилования;

в) пребывание женщины в местах лишения свободы; г) наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.  
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за

собой уголовную ответственность.




 

 

 

 

Аборт: морально-этические pro et contra

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема аборта становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора.

Оппоненты настаивают, что здесь  проблема следующая: должны или нет  эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным  вопрос о том, можно ли заставить  женщину вынашивать нежелательный  плод даже ценою собственного здоровья и жизни?"

Аргументация, которая обосновывает право женщины на свободный ответственный  выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или абортировать его, наиболее полно представлена в  документах и публикациях МФПС - Международной федерации планирования семьи (образована в 1952 г., в 1991 г. создана российская ассоциация "Планирование семьи"). Вопрос об аборте - это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный аспект здоровья вообще (как полноты физического, психического и социального благополучия) и предполагает:

а) способность производить потомство,

б)свободное принятие решений в  этой сфере,

в) доставляющую удовлетворение и  безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор - проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. В первую очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах.

Важнейшее из репродуктивных прав - охраняемое государством право иметь и сохранять  репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всей совокупности современных средств планирования семьи, одним из которых (хотя и наименее подходящим) в определенных ситуациях может считаться и искусственный аборт. Женщина рожает то количество детей, которое соответствует условиям и ситуации, в которой она находится. К сожалению, в современном обществе аборты неизбежны. Иногда только забеременев, женщина осознает, что на данном этапе своей жизни она не хочет иметь ребенка. И, как утверждает руководитель Отдела образования и подготовки Британской ассоциации планирования семьи М. Потер, "...было бы слишком самонадеянным и жестоким по отношению к ней считать чем-то неправильным ее желание сделать аборт". Если объективно учитывать реалии, то следует признать, что борьба за полное запрещение абортов по меньшей мере утопична.

Подлинным социальным злом являются последствия аборта для женщин. Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин. Если в странах Северной Европы и Северной Америки производится менее 2-х небезопасных абортов на 1000 женщин детородного возраста, то в Восточной и Западной Африке, Латинской Америке, Карибском бассейне этот показатель составляет 30 абортов. По данным ВОЗ, такой же показатель (30!) небезопасных абортов и в России.

Говоря о репродуктивных правах граждан, необходимо подчеркнуть еще  два момента.

Первый - собственно гуманитарный. Репродуктивные права в определенном смысле являются основополагающими правами, в особенности - для женщин. Как говорила одна из первых активисток движения за право женщины на аборт А. Дэвис: "Какие бы права женщинам ни предоставляли - голосовать на выборах, получать образование и т.д. - все это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы".

Второй момент касается современных  взглядов на развитие общества в целом  и

конкретнее - на критерии социального прогресса, критерии цивилизованности. Эксперты МФПС отмечают: "Для всех европейских стран путь их развития должен проходить не через ограничение репродуктивного выбора, а, напротив, его расширение".

Таким образом, идеологи МФПС говорят  о "двойной стратегии". В современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но и при наличии этих возможностей при случайной беременности ей должен быть доступен безопасный и легальный аборт. Вопрос об аборте - это не только вопрос о его опасности или безопасности, но и вопрос о правах женщины.

Противники абортов делают главный акцент на том, что эмбрион, плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек. Искусственный аборт - это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому - как можно говорить о "праве на убийство"?

В традиционном медицинском подходе  к проблеме аборта едва ли не главным  всегда считался вопрос о жизнеспособности плода, то есть о той границе в его внутриутробном развитии, когда он уже в состоянии выжить вне организма матери с учетом возможностей, предоставляемых технологиями выхаживания недоношенных. В нашей стране до начала 90-х годов считалось, что такой границей является срок беременности 28 недель при массе тела плода от 1000 гр. Очевидно, что по мере прогресса медицинской науки и практики названные

показатели будут снижаться. Когда  в 1993 г. акушерская служба Российской Федерации  перешла на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертворождения, граница жизнеспособности была снижена до 22 недель беременности, показателя массы тела плода - до 500 гр.

Противники абортов, конечно, считают  совершенно несостоятельной концепцию  жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности.

Во-первых, с их точки зрения, эмбрион  имеет право на жизнь с момента  зачатия. Во-вторых, они постоянно  подчеркивают условный характер понятия "жизнеспособность". В-третьих, в  публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 450, 420, 360,340 гр.

Особая тема (которая должна столько  же волновать и сторонников абортов, хотя

поднимают ее в основном их противники) - чувствует ли плод боль. В научном плане это чрезвычайно сложный вопрос, потому что боль есть психофизиологический феномен. В 1997 г. Рабочая группа, организованная Королевским колледжем акушеров и гинекологов Великобритании, опубликовала доклад "Сознание плода". Доклад, основанный на тщательном анализе литературы, посвящен в том числе и вопросу о том, когда плод начинает чувствовать боль. В нем говорится, что на 23-й неделе развития у плода обнаруживаются рефлекторные реакции только на вредоносные стимулы. Структурная же интеграция периферических нервов, спинного мозга, ствола мозга, таламуса и коры головного мозга, которая позволяет говорить о сознании плода, начинается не ранее 26-й недели беременности. При проведении процедур на зародыше или прерывании беременности на 24-й неделе или позже и докладе рекомендуется применение обезболивающих и седативных средств для зародыша. Кроме того, в докладе выделены области, требующие дальнейшего изучения.

Упрек противников абортов врачам, что последние даже при поздних  абортах не

проводят обезболивания для плода, несомненно, справедлив. Примем во внимание, что когда сегодня говорят об этических нормах проведения биомедицинских экспериментов на животных, то в первую очередь имеют в виду обязательность обезболивания. Если же обратиться к методическим рекомендациям Минздрава СССР "Обезболивание операции искусственного прерывания беременности" (1988 г.), то вопроса об обезболивании для плода мы здесь не найдем - в рекомендациях речь идет только о беременной женщине.

Противники абортов анализируют  множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Многие их суждения заслуживают широкого общественного внимания. Например, когда они сравнивают искусственное прерывание беременности и другие хирургические вмешательства, то обращают внимание, что при аборте гораздо чаще бывают случаи, когда врачи уговоривают пациенток согласиться на операцию. Рассматривая некоторые медицинские показания к искусственному аборту, врачи подчас перестраховываются и оказывают давление на женщину, решение которой о необходимости прервать беременность оказывается, таким образом, недостаточно осознанным и недобровольным.

Информация о работе Нравственная оценка искусственного прерывания беременности обществом и религиозными представтелями