Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 22:37, контрольная работа
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа «ощущения».[
Введение.
Восприятие - это целостное
отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при
Но восприятие не простая сумма ощущений. Для того чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Методы исследования перцептивных процессов.
Исследование ощущений и восприятий широко используется во врачебной деятельности, особенно в неврологии, офтальмологической и ЛОР-клиниках. Там разработаны многочисленные инструментальные методы исследования органов чувств. Однако и в процессе беседы и наблюдения за больным можно выявить многие особенности функционирования его перцептивной сферы.
Острота восприятий (количественная и качественная стороны). Способность улавливать самые тонкие и малозаметные разницы между отдельными ощущениями. Хорошо видит в сумерках, свободно распознает мелкие буквы текста. Подбирает цвета, различает их тончайшие оттенки. Улавливает незначительный шорох, слабые и отдаленные звуки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Ясно и отчетливо различает и распознает слабые запахи и прикосновения. Не замечается и преобладания одного рода ощущений над всеми остальными.
Точность и богатство восприятий. Наблюдателен, замечает и изучает все, что происходит вокруг, не упускает мелочей. Все наблюдения и описания увиденного и услышанного соответствуют действительности и отличаются точностью. Или, напротив, все описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок и неточностей.
Обманы восприятий. Наличие
иллюзий и галлюцинаций, о которых
может сообщить сам больной или
их можно заподозрить по его поведению.
Последнее бывает важно в тех
случаях, когда больной скрывает
галлюцинации от окружающих. Больной
со слуховыми обманами "разговаривает"
с голосами, прислушивается, отвечает
им. Можно заметить иногда, что больной
затыкает уши, зажимает нос или зажмуривает
глаза при наплыве
Исследование гностических функций. Необходимо при подозрении на наличие нарушений не столько самого процесса восприятия, сколько процесса узнавания. Восприятие и узнавание — взаимосвязанные процессы. В психологии узнаванием называется опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Выделяют сукцессивное и симультанное узнавание. При сукцессивном узнавании происходит опознание при помощи выдвижения и перебора гипотез, когда после чувства знакомости возникает полное опознание предмета или явления. При симультанном (мгновенном) опознании этот процесс единовременен.
Неузнавание видимого или слышимого при полной сохранности элементарных функций восприятия, которое возникает при очаговых поражениях мозга, называется агнозией. Конкретные методы изучения агнозий подробно рассматриваются и разрабатываются в нейропсихологии. Клинико-психологическому исследованию выявления агнозий всегда должно предшествовать исследование, которое исключало бы возможность поражения периферического отдела анализатора.
При исследовании зрительного гнозиса обследуемому показывают предметы или их четкие изображения. При правильном опознании рисунков, выполненных в реалистической манере, прибегают к показу более сложных для восприятия рисунков — силуэтных и "зашумленных" крапом, а также перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (методика Поппельрейтера). Больные со зрительными агнозиями, которые не выявляются обычными методами, выявляются при предъявлении таких усложненных рисунков. Кроме того, для исследования оптического гнозиса можно пользоваться таблицами Равена, а также большое значение имеет описание больным сюжетной картинки, просмотр фотографий знакомых лиц. Для исследования зрительного восприятия широко используется тахископический метод, который был предложен еще в XIX веке. На экране прибора могут демонстрироваться буквы, слова, геометрические фигуры и рисунки. Время демонстрации ограничивается — от одной тысячной секунды до секунды и более. Краткое время экспозиции затрудняет восприятие и выявляет нарушения в тех случаях, когда обычная демонстрация расстройств восприятия не обнаруживает. Для исследования слухового гнозиса больному предъявляют для опознания различные звуки как простые, бытовые (скрип, колокольчик), так и сложные, музыкальные (опознание мелодий). Используется ритмическое выстукивание различных тактов с последующей попыткой воспроизведения их больным. Представляют интерес методики для исследования слуховых восприятий и речи с помощью магнитофона, где создаются специальные звуковые эффекты — "зашумление", разная интенсивность, неодновременность подачи звука в наушники и другие.[2]
Характеристика ощущений и восприятия как познавательных процессов.
Ощущения — элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных признаков, свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Ощущения есть элементарная основа всех познавательных процессов в целом, однако, кроме познавательных процессов, выполняющая также регулятивную, коммуникативную и мотивационную функции.
Классификация ощущений:
1. Экстероцептивные — кожные, вкусовые;
2. Проприоцептивные — давления, растяжения в мышцах, связках, суставах.
3. Интероцептивные — болевые, температурные;
4. Специальные вибрационные и вестибулярные ощущения.
Свойства ощущений:
1. Качество — каждый
вид ощущений имеет свои
2. Интенсивность — определяется
силой действующего
3. Длительность — определяется
функциональным состоянием
4. Пространственная локализация раздражителя.
Закономерности ощущений:
1. Ощущения специфичны
и соответствуют
2. Ощущения пространственно проецируется по месту действия раздражителя (укол пальца).
3. Адаптация ощущений: позитивная,
негативная. Негативная адаптация
возникает под влиянием
4. Закон чувствительности, или порогов ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой раздражителя, который вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений и являются подпороговыми. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражителя, при котором еще возникает ощущение. При силе раздражителя большей величины верхний абсолютный порога могут возникнуть болевые ощущения, а сам орган чувств может разрушится.
5. Закон контраста ощущений.
Интенсивность и качество
6. Закон синестезии —
проявляется в появлении на
основе какого-либо
7. Закон компенсации ощущений
определяет повышенные функции
наличных ощущений, целостной сенсорной
сферы в случае выпадения или
торможения других ощущений
Восприятие — познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений, в деятельности, в их целостности, в единстве их свойств. Восприятие возникают при непосредственной взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия является целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, константности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.
Функции восприятия: ориентационная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, деятельностная.
Классификация видов восприятия:
1. Простое восприятие
— результат отражения одного
анализатора и формирования
2. Сложные — отражение
образа одного объекта при
взаимодействии различных
3. Специальные — восприятие пространства, времени, движения, человека человеком.
Свойства восприятия:
1. Объем — свойство, которое
определяет возможность
2. Целостность — наиболее
раннее свойство, которое определяется
объективной системной
3. Структурность — определяется 2 операциями: анализом и сравнением.
Это свойство формируется
у детей в школьном возрасте в
связи с развитием
4. Предметность — способность
пространственного совмещения
5. Константность — способность
адекватно воспринимать
6. Осмысленность, т. е. определение не только образа предмета или явления, но и смысла, назначения и других смысловых характеристик.
7. Апперцепция — основных установка, через который чел. воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется рядом факторов: возрастным и личным опытом, особенностью познавательной сферы, профессиональным опытом, мотивационно-ценностной направленностью.
8. Транспозиция — перенос на разные объекты восприятия общего для них всех признака. Базируется на 3-х операциях: анализе, сравнении и обобщении.
9. Целенаправленность — свойство, определенное степенью развития сознания.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию[3].
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов[4].
Заключение