Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:15, лекция

Описание работы

Цель: Ознакомить студентов с понятием об анатомии, ее задачами местам среди биологических наук и начальными стадиями эмбриогенеза человека. План лекции:
Понятие об анатомии, ее место среди биологических наук.
Краткая история анатомии.
Начальные стадии эмбриогенеза человека.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В.П.Воробьев (1876-1937) – исследователь вегетативной нервной системы. В.П.Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Вместе с другими учеными В.П.Воробьев разработал и выполнил бальзамирование тела В.И.Ленина, сохранив его для потомков.

Основоположником школы советских  лимфологов является Г.М.Иосифов (1870-1933). Широко известен его труд. Лимфатическая система человека (1914), переизданный на немецком языке в 1930 г.

Учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов разработал В.Н.Шевкуненко (1872-1952).

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы  человека и животных внес ученик Г.М.Иосифова Д.А.Жданов (1908-1971), воспитавший многочисленных учеников. За монографию «хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. Вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы».

С середины ХХ в. Успешно развивается  ряд перспективных научных направлений  в области анатомии, возглавляемых  академиками, членами-корреспондентами Академии медицинскимх наук СССР, академий наук Союзных республик и другими известными учеными.

Результаты исследования микроциркуляторного  русла нашли отражение в работах  В.В.Куприянова, его сотрудников и учеников (П ММИ). За разработку проблемы и цикл работ по микроциркуляции В.В.Куприянову присуждена Государственная премия СССР (1977). Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены  исследования Д.М.Голуба (Минск), также удостоенные Государственной премии СССР (1974). Экспериментальной анатомией лимфатической системы занимаются Ю.И.Бородин и его ученики (Новосибирск). Функциональную анатомию сердца и его кровеносных сосудов изучают Н.А.Джавахишвили и ее школа (Тбилиси). Изменениям органов в процессе адаптации к условиям высокогорья посвящены работы Я.А.Рахимова (Душанбе), строению нервов – исследования А.Р.Рахишева (Алма-Ата), анатомию вен, строению путей оттока лимфы от органов и тканей, лимфатических узлов и других органов иммунной системы – исследования М.Р.Сапина и сотрудников (Москва). Таким образом, большой коллектив советских ученых-анатомов внесли и вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской науки.

Ранние стадии развития зародыша человека, происходящие в яйцеводе и матке, условно подразделяются на пять последовательных периодов, Нерезко отграниченных один от другого (А.Г.Кнорре, 1959):

1)оплодотворение и образование  зиготы,  2) дробление,  3) гаструляция,  4) обособление основных зачатков  органов и тканей и  5) развитие  органов (органогенез) и тканей (гистогенез).

В процессе эволюции живых существ  возникли сначала неклеточные формы жизни (белковые «монеры», вирусы и т.д.), затем клеточные формы (одноклеточные и простейшие многоклеточные организмы). При дальнейшем усложнении организации отдельные части организмов стали специализироваться на выполнение отдельных функций, благодаря которым организм приспосабливался к условиям своего существования. В связи с этим из неклеточных и клеточных структур стали возникать специализированные комплексы этих структур – ткани, органы и, наконец, комплексы органов – системы.

Отражая этот процесс дифференцировки, организм человека содержит в своем теле все эти структуры. Клетки в организме человека, как и всех многоклеточных животных, существуют только в составе тканей.

Ткань – это исторически сложившаяся  система элементов (клеток и внеклеточного живого вещества), объединяемых между собой общей структурой, функцией и развитием, протекающим под непосредственным влиянием нервной системы в составе целостного организма, находящегося в единстве с внешней средой.

 

Различают 4 вида тканей:

1) пограничные или эпителий;  2) ткани внутренней среды;  3) мышечные ткани;

4) нервная ткань.

 

 

 

В организме человека различают следующие органы:

 

1.Органы, обеспечивающие в организме  основной жизненный процесс обмена  веществ. Этот  процесс включает  в себя процесс усвоения – ассимиляции и выделения – диссимиляции. Поэтому имеются органы, которые доставляют в организм пищевые вещества и кислород (органы пищеварения и дыхания) и органы, которые выводят из организма ненужные, отработанные вещества – органы мочевыделения.

2. Органы, обеспечивающие продление  вида – homo sapiens – органы размножения или половые органы.

3. Органы, доставляющие к клеткам  и тканям человека питательные  вещества и удаляющие продукты  отмена органы кровообращения, сердце  и сосуды.

4. Органы, осуществляющие химическую связь и регуляцию всех процессов организма – железы внутренней секреции.

5. Органы, служащие для приспособления  к условиям окружающей среды  при помощи движения – органы  опорно-двигательного аппарата.

6. Органы, воспринимающие раздражение – система органов чувств.

7. Органы, объединяющие функции  всех органов в единое целое  – органы нервной системы.  Эти органы таким образом обеспечивает  целостность организма с условиями  жизни.

Для выполнения ряда важнейших функций  одного органа оказывается недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов – системы.

Система органов представляет собой  совокупность органов, сходных по своему строению, функции и развитию, Это  функциональное объединение однородных органов. Например, костная система  есть совокупность костей, имеющих однородное строение, функцию и развитие. Однако отдельные органы и системы органов, имеющие неоднородное строение и развитие могут объединяться для выполнения общей функции. Такие функциональные объединения разнородных органов называют аппаратом. Например, аппарат движения включает в себя  3 системы: костную, соединения костей и мышечную.

Изучая строение тела человека по системам, нужно всегда помнить о  том, что между отдельными органами и системами существует тесная связь  и взаимозависимость. Поэтому изолировать в организме одну систему от другой как анатомически, так и функционально неследует.

  • Иллюстративный материал

Таблицы:

1.Стадии эмбриогенеза.

2. Процесс дробления  зиготы.

3. Морула.

4. Бластула.

5. Гаструла.

6. Производные 3-х зародышевых листков.

  • Литература:

 

Основная:

 

1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов  Э.В. Атлас нормальной анатомии  человека, 2-х томах. М.: «МЕДПресс-информ», 2006.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека,  в 2-х томах М.: ”Медицина’’, 2003 

3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия   и   оперативная хирургия, в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2001.

4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека - I, II, III, IV тома, М.: «Медицина»,  1996.

5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович  В.И Анатомия человека,  Л.: «Медицина», 1985.

6. Сапин М.Р. Анатомия человека в 2-х томах. М.: «Медицина», 1986.

7. Островерхов Г.Е., Лубоцкий Д.Н., Бомаш Ю.М. Курс оперативной  хирургии   и  топографической  анатомии.  Курск, 1998.

8. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.

 

 

Дополнительная:

 

1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по  оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД»,2002.

2. Нурмухамбетова Б.Н. Функциональная  анатомия лимфатической системы.  Учебное пособие. Алматы, 2000.

3. Гайворонский И.В. Анатомия  и физиология человека: Учебник  для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.

 

  • Контрольные вопросы:

1. Что изучает анатомия?

2. Какова роль анатомии  среди биологических наук?

3.Стадии эмбриогенеза  человека?

Назовите 3 основные зародышевые  листки?

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека