Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:15, лекция
Цель: Ознакомить студентов с понятием об анатомии, ее задачами местам среди биологических наук и начальными стадиями эмбриогенеза человека. План лекции:
Понятие об анатомии, ее место среди биологических наук.
Краткая история анатомии.
Начальные стадии эмбриогенеза человека.
Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В.П.Воробьев (1876-1937) – исследователь вегетативной нервной системы. В.П.Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Вместе с другими учеными В.П.Воробьев разработал и выполнил бальзамирование тела В.И.Ленина, сохранив его для потомков.
Основоположником школы
Учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов разработал В.Н.Шевкуненко (1872-1952).
Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г.М.Иосифова Д.А.Жданов (1908-1971), воспитавший многочисленных учеников. За монографию «хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. Вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы».
С середины ХХ в. Успешно развивается
ряд перспективных научных
Результаты исследования микроциркуляторного
русла нашли отражение в
Ранние стадии развития зародыша человека, происходящие в яйцеводе и матке, условно подразделяются на пять последовательных периодов, Нерезко отграниченных один от другого (А.Г.Кнорре, 1959):
1)оплодотворение и
В процессе эволюции живых существ возникли сначала неклеточные формы жизни (белковые «монеры», вирусы и т.д.), затем клеточные формы (одноклеточные и простейшие многоклеточные организмы). При дальнейшем усложнении организации отдельные части организмов стали специализироваться на выполнение отдельных функций, благодаря которым организм приспосабливался к условиям своего существования. В связи с этим из неклеточных и клеточных структур стали возникать специализированные комплексы этих структур – ткани, органы и, наконец, комплексы органов – системы.
Отражая этот процесс дифференцировки, организм человека содержит в своем теле все эти структуры. Клетки в организме человека, как и всех многоклеточных животных, существуют только в составе тканей.
Ткань – это исторически сложившаяся система элементов (клеток и внеклеточного живого вещества), объединяемых между собой общей структурой, функцией и развитием, протекающим под непосредственным влиянием нервной системы в составе целостного организма, находящегося в единстве с внешней средой.
Различают 4 вида тканей:
1) пограничные или эпителий; 2) ткани внутренней среды; 3) мышечные ткани;
4) нервная ткань.
В организме человека различают следующие органы:
1.Органы, обеспечивающие в организме
основной жизненный процесс
2. Органы, обеспечивающие продление вида – homo sapiens – органы размножения или половые органы.
3. Органы, доставляющие к клеткам и тканям человека питательные вещества и удаляющие продукты отмена органы кровообращения, сердце и сосуды.
4. Органы, осуществляющие химическую связь и регуляцию всех процессов организма – железы внутренней секреции.
5. Органы, служащие для приспособления к условиям окружающей среды при помощи движения – органы опорно-двигательного аппарата.
6. Органы, воспринимающие раздражение – система органов чувств.
7. Органы, объединяющие функции
всех органов в единое целое
– органы нервной системы.
Эти органы таким образом
Для выполнения ряда важнейших функций одного органа оказывается недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов – системы.
Система органов представляет собой совокупность органов, сходных по своему строению, функции и развитию, Это функциональное объединение однородных органов. Например, костная система есть совокупность костей, имеющих однородное строение, функцию и развитие. Однако отдельные органы и системы органов, имеющие неоднородное строение и развитие могут объединяться для выполнения общей функции. Такие функциональные объединения разнородных органов называют аппаратом. Например, аппарат движения включает в себя 3 системы: костную, соединения костей и мышечную.
Изучая строение тела человека по системам, нужно всегда помнить о том, что между отдельными органами и системами существует тесная связь и взаимозависимость. Поэтому изолировать в организме одну систему от другой как анатомически, так и функционально неследует.
Таблицы:
1.Стадии эмбриогенеза.
2. Процесс дробления зиготы.
3. Морула.
4. Бластула.
5. Гаструла.
6. Производные 3-х зародышевых листков.
Основная:
1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов
Э.В. Атлас нормальной
2. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: ”Медицина’’, 2003
3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия, в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2001.
4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека - I, II, III, IV тома, М.: «Медицина», 1996.
5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.
6. Сапин М.Р. Анатомия человека в 2-х томах. М.: «Медицина», 1986.
7. Островерхов Г.Е., Лубоцкий Д.Н., Бомаш Ю.М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии. Курск, 1998.
8. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.
Дополнительная:
1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД»,2002.
2. Нурмухамбетова Б.Н.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.
1. Что изучает анатомия?
2. Какова роль анатомии среди биологических наук?
3.Стадии эмбриогенеза человека?
Назовите 3 основные зародышевые листки?