Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:15, лекция

Описание работы

Цель: Ознакомить студентов с понятием об анатомии, ее задачами местам среди биологических наук и начальными стадиями эмбриогенеза человека. План лекции:
Понятие об анатомии, ее место среди биологических наук.
Краткая история анатомии.
Начальные стадии эмбриогенеза человека.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

                                                                    Ф КГМА 1-8-21/02

МУ «Организация  методической

                                                                             работы в соответствии

с ГОСО 2006 года» от 04.07.2007 г  

 

Карагандинская государственная медицинская академия

 

Кафедра анатомии

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

 

 

Тема лекции: «Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека».

 

 

Дисциплина: Анатомия 1  Anat – 1 (2) 203

Специальность: 051301 Общая медицина

Курс:1

Время (продолжительность): 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2007

Структура лекции

 

 

Тема: «Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека.»

Цель: Ознакомить студентов с понятием об анатомии, ее задачами местам среди биологических наук и начальными стадиями эмбриогенеза человека.

 

План  лекции:

    1. Понятие об анатомии, ее место среди биологических наук.
    2. Краткая история анатомии.
    3. Начальные стадии эмбриогенеза человека.

 

 

       Тезисы лекции

 

                                        История анатомии

 

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

С развитием сознания человек первобытного общества познавал окружающий мир и  вещественно, самого себя.

Для правильного понимания любой  науки, необходимо знать ее историю, основные этапы ее развития.

Истоки любой науки уходят в  отдаленные времена. Дошедшие до нас  наскальные рисунки свидетельствуют, что люди первобытного общества уже  имели некоторое представление  о строении организма человека, назначению частей его тела. Но каким путем эти представления возникли, исторической науке пока неизвестно. Предполагается, что анатомия началась с развитием познавательной деятельности человека: любопытство влекло его не только узнать вещи, которые его окружали, но и рассмотреть рану и органы раненого человека или убитого  животного.

К сожалению, вера человека в сверхъестественную силу и раннее появление религии  запрещали расчленять человека, ибо  душа и тело существуют самостоятельно и «душа» после смерти должна возвратиться в целое тело.

Уже около 13000-14000 лет до н.э. были созданы  изображения растений, животных и  людей, дошедшие до нас в виде пещерных и наскальных рисунков.

Древние китайцы имели весьма скудные и грубые представления о строении человека. Например, дыхательное горло в груди якобы разделялось на 7 каналов. Это свидетельствует о том, что древние китайцы трупы не вскрывали. По их мнению, сердце принимало пищеварительный сок и превращало его в кровь. В печени якобы обитала душа и возникали идеи, а желчный пузырь представлял центр мужества. Поэтому в древности воины для храбрости и мужества добавляли в пищу желчь крупных хищников.

В древней Индии  наука постепенно отходила от религии , где уже с YШ века до н.э. не существовало строгого запрета на вскрытие трупов. Нарушение запрета в Индии также легко искупалась, если виновный принимал очистительные ванны или прикасался к священной корове или просто взглядывал на солнце. В священных книгах индусов уже  описан метод мацерирования. Весьма прогрессивным надо считать возникновение в Индии в I тысячелетии до н.э. учения об органах чувств, которыми познается мир.

До началаҮ века до н.э. в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомс тва с анатомией животных, а кроме того, им вероятно, разрешалось вскрывать преступников.

Под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение  «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.

Так, Алкмеон Кротонский (около 500 лет до н.э.), считается основоположником анатомии и физиологии. Он вскрывал трупы животных и написал книгу  по анатомии. В противоположность  идеалистам он первый указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления. Первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных.

Другой знаменитый врач Древней Греции – Гиппократ (460-377 лет до н.э.), основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Он учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь  (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека:  сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием соков тела т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Среди различных анатомических  сведений Гиппократа имеются много  ошибок. Так, он не отличал нервов от сухожилий (отсюда название сухожильного растяжения – aponeurosis), артерии казались ему содержащими воздух, так как в трупах они бывают пустыми, откуда и их название (acr - воздух, terio - берегу).

О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов  сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний и назван медициной гиппократиков. Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного!!!

Воспитатель Александра Македонского, крупнейший ученый и философ Древней  Греции  Аристотель (384-322гг. до н.э.) специально анатомией человека не занимался. Но как величайший философ и ученый естествоиспытатель он оказал огромное влияние на развитие анатомии. Он идеал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии о том, что всякое животное происходит от животного (omne animal ex animali).

Следующий мыслитель Древней  Греции Герофил (около 304г. до н.э.) явился творцом анатомии как самостоятельной науки, раньше считавшейся лишь частью хирургии. Он стал производить рассечение трупов человека, откуда и произошло название анатомии. Пользуясь этих методом, Герофил описал ряд анатомических образований: головной мозг с его оболочками и сосудистыми сплетениями, венозными пазухами и слиянием пазух (torcular Herophili); нервы, которые он четко отграничил от сухожилий, артерии, которые он отделил от вен; млечные сосуды (правда, значения их он не оценил) и другие сосуды, в частности легочные вены, Герофил также открыл 12-ти перстную кишку, предстательную железу и др. В своей работе «Анатомика» он пытался впервые обобщить все анатомические сведения, полученные им самим и существовавшие до него. Поэтому Герофила считают создателем анатомии как науки.

Другой мыслитель Эразистрат (350-300гг. до н.э.) исходя из материалистической философии Демократика и Эликура об атомном строении материи, считал, что организм человека построении из мельчайших неделимых частиц. Он сделал ряд открытый в области сосудистой системы и положил начало учению о сосудистых анастомозах; уточнил строение сердца, описал его клапаны; вскрывая трупы и проводя живосечение преступников, он разделил нервы на двигательные и чувствительные , описал мозжечок, извилины головного мозга. Эразистрат первый показал, что двигательные корешки спинного мозга отвечают за работу мышц, а задние – воспринимают ощущения.

Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200гг. до н.э.). По своему таланту и глубине творчества он почти равен. Аристотелю, только сфера его деятельности была ограничена преимущественно медициной. Поэтому его можно назвать Аристотелем медицины. Он впервые применил живосечение и явился основоположником экспериментальной медицины, особенно в области нервной системы: описал 7 пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах. Он дал сохранившуюся до сих пор классификацию костей и их соединений, описал различные отделы головного мозга, включая сохранившую его имя вены (vena cerebri magna Galeni).

В описании строения человеческого  организма у Галена было много  ошибок и заблуждений, обусловленных запретом вскрывать человеческие трупы, вследствие чего он вынужден был довольствоваться анатомированием животных, особенно обезьян, сходных по своему строению с человеком. Полученные факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой. Тем не менее он дал самое подробное  систематизированное описание всех изучаемых им анатомических структур. Гален верил в бога, поэтому его труды были признаны средневековой христианской церковью непогрешимыми и на протяжении последующих 13 столетий служили пособиями для подготовки врачей. Главный труд Галена «О назначении частей человеческого тела» был переведен на русский язык в 1971 году.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались но не обобщались. Эпоха раннего феодализма (Ү-Х вв.), господство богословил не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока. Поскольку на Востоке также запрещалось вскрывать трупы, анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена. Известны имена многих мыслителей. Среди них Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 980-1037гг.) был крупнейшим ученым врачом, поэтом и государственным деятелем, «главой науки» и энциклопедистом, Он написал более 100 сочинений, среди которых выделяется «Канон медицины», Эта книга содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Ибн Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется, (треножник Платона) четырьмя органами: сердцем, мозгом, печенью и яичком (четырехугольник Авиценны). Оригинальными являются также исследования Ибн Сины о структуре глаза (по В.Н.Терновскому).

«Канон медицины» явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, и по нему учились врачи Востока и Запада до ХYП столетия.

В третьей стадии феодализма (ХҮІ-ХҮП вв.) в период упадка феодального общества, зарождающийся новый класс – буржуазия – был заинтересован в развитии производительных сил, а следовательно, и наук. Наступила эпоха Возрождения (возрождение античных наук).

Эпоха Возрождения была эпохой, «которая нуждалась в титанах  и которая породила титанов по силе мысли… по многосторонности и  учености» - писали К.Маркс и Ф.Энгельс.

Такие титаны появились  и в анатомии. Они разрушили  схоластическую анатомию Галена и построили  фундамент научной анатомии.  Зачинателем этого титанического  труда явился  Леонардо да Винчи, основоположником Андрей Везалий и завершителем  Вильям Гарвей. 

Леонардо да Винчи (1452-1519гг.) вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения этим рисункам. Выдающийся итальянский ученый и художник изучал формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц,объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Андрей Везалий (1514-1564)профессор Падуанского университета является основоположником научной анатомии. На оснований собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов (разрешалось вскрытие 1-2 трупа в год), он написал труд «О строении человеческого тела». Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена, развенчал его авторитет. Исследования и новаторский труд Везалия (реформатор в анатомии) предопределили дальнейшее прогрессивное развитие анатомии.

Анатомические открытия послужили  основой для исследований в области  физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), а через 6 лет ученик Везалия Р. Коломбо  высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды, тем самым был открыт легочный круг кровообращения. Но оба они не знали об открытии араба Ибн аль Нафиза (ХП в.) малого круга кровообращения.

В 1628 году английский врач Улььям Гарвей (1578-1657) привел доказательства о движении крови по сосудам большого круга кровообращения. В этом же году вышел в свет труд.

Данные о развитии медицины в  Древней руси имеются в летописях  и церковных документах. Сведения о строении органов и рукописях Х-ХШ вв. В основном совпадали со взглядами Галена.

После победы Великой Октябрьской  социалистической революции в нашей  стране были созданы неограниченные возможности для развития медицины. Появилисьвысшие медицинские учебные  заведения на окраинах страны, в составе которых были организованы кафедры анатомии. Были открыты специализированные морфологические (анатомические) научно-исследовательские учреждения (институты и лаборатории). Успешно разрабатывались методы научных исследований, новые перспективные научные направления. Развивая функциональное направление в анатомии, советские анатомы широко применяли и применяют наряду с описательными экспериментальные методы. Получил широкое  признание и распространение метод макро- и микроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский и биометрические методы.

В области экспериментальной анатомии успешно работал основатель ленинградской  школы анатомов В.Н.Тонков (1872-1954), в теченние многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б.А.Долго-Сабуров, Г.Ф.Иванов, А.П.Любомудров, Ф.П.Маркизов, К.В.Ромодановский и другие известные ученые). В.Н.Тонков исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896г.) применил рентгеновские лучи для изучения скелета. В.Н.Тонков – автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н.Тонкова и его преемник по кафедре Б.А.Долго-Сабуров (1900-1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека», «Иннервация вен» и др.

Информация о работе Предмет и задачи анатомии. Общая характеристика тканей, органов, систем организма. Начальные стадии эмбриогенеза человека