Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 01:11, курсовая работа
Вопрос о сближении трех мировых держав, на фоне Второй мировой войны, является одним из интереснейших вопросов в политической истории. Этот вопрос даст нам понимание интересов вышеупомянутых государств и в целом ситуации на мировой арене. В данной работе мы рассмотрим подготовку ведущих держав к сближению с различных сторон. Со стороны США, Англии и СССР, не упуская из вида личных отношений глав этих стран, что было немаловажно в политических играх времен войны. Данная работа разделена на две главы. В первой главе мы рассмотрим причины и предпосылки мирного сближения мировых держав перед лицом немецкой агрессии. Во второй главе мы рассмотрим непосредственно сближение на примерах документов и исследований. Для данной работы были использованы различные источники.
Введение……………………………………………………………………3
Причины и предпосылки мирного сближения………………………….. 5
Сближение. ………………………………………………………..……….11
Заключение…………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………19
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра отечественной истории в новейшее время
Отчёт о прохождении музейной практики
Студента 4 курса 411 группы
направления
(специальности) ___история____________________
Института
истории и международных
наименование института
Петренко Дениса Юрьевича
фамилия, имя, отчество
Научный руководитель
Ассистент, к.и.н.
________________
Должность, уч.степ., уч.зван.
Зав. кафедрой
профессор, д.и.н.
__________________
Должность, уч.степ., уч.зван.
История Саратовского художественного им. А.Н.Радищева………..……..…3
Календарный дневник ……………………………………………….…….….....6
Временная экспозиция «У истоков саратовской художественной школы» в Саратовском художественном музее им. Радищева ………………….………..7
Экскурсия: образы Испании в собрании Радищевского музея ....…...…………11
История Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева
История
Радищевского музея любопытна и поучительна.
Идея его создания принадлежала известному
художнику А.П.Боголюбову (1824-1896), внуку
великого Радищева. «Мысль об учреждении
музея и школы в родном моем Саратове меня
всегда занимала, - записывал он в дневнике,
- тем более, что дед мой, известный литератор
екатерининского времени, был саратовским
помещиком и дворянином… Я хотел, - продолжал
он, -= оставить по себе память, возвышая
втоптанное в грязь имя деда. С другой
стороны, я всегда думал, что каждый гражданин
в моих условиях обязан все имущество
отдавать своей родине, дабы возвысить
образовательное дело юношества». Боголюбовский
проект вызвал горячее одобрение передвижников.
«Поддержать и развить искусство, - формулировал
общее мнение Репин в письме к В.Стасову,
- может только одно: народные музеи, которые
следует основать во всех больших городах».
Долгая борьба Боголюбова за музей увенчалась
успехом. 29 июня (11 июля – по новому стилю)
1885 года музей – под названием «Радищевского»,
которое все-таки, несмотря на его «революционность»
отстоял художник, - открылся в специально
построенном для него здании. В основу
коллекции легло подаренное музею собрание
А.Боголюбова – картины, книги и рукописи,
мебель, фарфор, этнографические и археологические
экспонаты. Позднее коллекция пополнилась
поступлениями из Императорского Эрмитажа,
Академии художеств от Товарищества передвижных
художественных выставок. "Боголюбов
продолжал помогать своему детищу. Он
настаивал на открытии при нем рисовальной
школы – эта школа начала работать спустя
три месяца после смерти художника, который
завещал музею все свое имущество и нажитый
капитал (две тысячи рублей). Радищевский
музей стал первым провинциальным общедоступным
художественным музеем – на него равнялись
энтузиасты, организовывавшие такие же
музеи в Пензе, Нижнем Новгороде и других
российских городах. С самого начала в
его залах были представлены произведения
выдающихся художников – В.Поленова, Ф.Васильева,
В.Васнецова, И.Крамского, И.Репина. Разумеется,
небольшое собрание не позволяло дать
полную картину развития мирового искусства.
Ситуация кардинально изменилась в 1920-е
годы, когда в процессе централизованного
«перераспределения» национализированных
художественных ценностей в Саратов «переехало»
множество произведений русских и зарубежных
мастеров. Именно тогда родилась научно
обоснованная музейная экспозиция.За
прошедшие с момента рождения музея 120
лет коллекция музея выросла в десять
раз (с двух тысяч до двадцати тысяч единиц
хранения). Сегодня художественный музей
им. А.Н.Радищева – это огромный художественный
комплекс с сетью филиалов. Среди последних
– дома-музеи В.Борисова-Мусатова и П.Кузнецова
в Саратове, К.Петрова-Водкина в Хвалынске.
Дом-музей (в перспективе Музей-усадьба)
В.Борисова-Мусатова открылся в апреле
2000 года, когда отмечалось 130-летие со дня
рождения художника, - открылся в том самом
флигеле на Плац-параде, где он долгое
время жил и творил. Еще в 1912 году П.Кузнецов
так прокомментировал сделанные им по
просьбе В.Станюковича фотографии этого
флигеля: «Дом прекрасный и удобный был
для его вдохновения». Предназначенный
к сносу в 1970-е годы, он был спасен стараниями
энтузиастов. Сейчас идет речь о присоединении
к Дому-музею двухэтажного саратовского
дома Мусатовых и восстановлении в полном
объеме городской усадьбы Мусатовых. Трепетно
хранивший память о своем великом деде,
Алексей Петрович Боголюбов прожил долгую
яркую жизнь. В молодости морской офицер,
он окончил с золотой медалью Академию
художеств и был назначен художником Главного
морского штаба. По поручению Александра
II создавал живописную историю петровских
морских баталий. Будучи членом правления
Товарищества передвижных художественных
выставок, активно участвовал в работе
ТПХВ. По состоянию здоровья был вынужден
долго жить во Франции – в это время в
его мастерской образовался целый кружок
молодых живописцев. Боголюбов открыл
для Репина и Поленова Нормандию – именно
в работе над нормандскими этюдами Поленов
нашел себя. Саратовский Радищевский музей
стал вечным памятником своему основателю.
Дневник практики
4 мая |
Ознакомление с правилами и распорядками музея |
5 мая |
Знакомство с постоянной выставкой «Шедевры коллекции Радищевского музея» |
6 мая |
Ознакомление с работами и проводимые музеем (выставки, каталоги) |
7 мая |
Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов |
8 мая |
Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов |
9 мая |
Помощь в стенографии |
10 мая |
Помощь в стенографии |
11 мая |
Знакомство с архивом музея |
12 мая |
Помощь в обработке и |
13 мая |
Работа в библиотеке. Помощь в создании каталогов |
14 мая |
Помощь в обработке и |
15 мая |
Помощь в обработке и |
16 мая |
Помощь в организации |
17 мая |
Помощь в подготовке презентации Первого номера сборника интервью «Диалог с художником» |
18 мая |
Помощь в организации акции «Ночь музеев» |
19 мая |
Обработка интервью художников |
20 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
21 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
22 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
23 мая |
Помощь в обработке и |
24 мая |
Помощь в обработке и |
25 мая |
Изучение архива музея |
26 мая |
Изучение архива музея |
27 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
28 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
29 мая |
Работа в библиотеке музея по подготовке экскурсии |
30 мая |
Помощь в обработке и |
31 мая |
Подготовка отчета |
Экспозиция «У истоков саратовской художественной школы»
С 26 апреля по 30 июня 2013 года в
Саратовском государственном
Выставка проходит в рамках первого Фестиваля
современного искусства «Арт-Саратов».
Этот масштабный социокультурный проект
разработан Радищевским музеем совместно
с Саратовской областной организацией
«Союз Художников России».
Выставка графики и скульптуры
из собрания Радищевского
Художественная жизнь нашего города заметно
оживилась в конце XIX века. В 1885 году открылся
Радищевский музей. Его основатель – художник
А.П. Боголюбов – подарил городу великолепную
коллекцию произведений западноевропейского
и русского искусства. Это событие послужило
поводом к созданию в 1889 году Саратовского
общества любителей изящных искусств
(СОЛИИ).
При Обществе работала сначала студия,
а затем и школа, в которой преподавали
художники В.В. Коновалов, Г.П. Баракки
и Ф.М. Корнеев. В 1897 году начались занятия
в Боголюбовском рисовальном училище,
которое, в соответствии с замыслом А.П.
Боголюбова, расположилось в здании музея.
В выставках СОЛИИ принимали активное
участие владельцы местных художественных
собраний: Ф.А. Куракин, правнучатый племянник
«бриллиантового» князя А.Б. Куракина
и последний из рода владелец усадьбы
Надеждино; А.Д. Нессельроде, внук канцлера
Российской империи, председатель СОЛИИ;
представитель «просвещенного» купечества
Н.П. Кокуев.
Помимо ценностей, которыми располагали
музей и частные коллекционеры, саратовский
зритель мог увидеть произведения современного
русского искусства, посещая выставки
«передвижников», Московского товарищества
художников, Санкт-Петербургского общества
художников. Газеты призывали горожан
бросить повседневные заботы и насладиться
произведениями искусства. Обзоры экспозиций
разных лет дают представление об изменении
отношения саратовской публики, по крайней
мере, образованной ее части, к изобразительному
искусству. Если в 1870-е годы картины художников
оцениваются с позиций «жизненности, простоты
и реальности», то в следующем десятилетии
обозреватели сетуют на однообразие сюжетов:
« все эти вдовы, вдовцы, сельские праздники
давно уже с некоторыми видоизменениями
замечаются на выставках». Жажда нового
ощущается и в адресованном художникам
предложении писать прекрасные волжские
берега, и в восклицании журналиста: «Ведь
стареть общество не может: стареем мы
– на смену нам идут другие. А все же нет
того, что было! Нет этой радости бытия,
нет минут забвения, часов веселья, дней
оживления: все приуныло, наморщилось
и ушло в глубь себя».
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова, П.С.
Уткина, П.В. Кузнецова, А.Т. Матвеева, А.И.
Савинова внесло в русское искусство то
обновление, необходимость которого осознавалась
как в столицах, так и в провинции. На рубеже
XIX и XX веков эти мастера из Саратова оказались
в центре художественной жизни. Удивление
вызывает не только тот факт, что провинциальный
город дал искусству целый ряд выдающихся
имен, но и особое, поэтическое восприятие
мира, общее для всех представителей «саратовской
школы». Искусствовед Ида Гофман так объясняла
этот феномен: «Саратовские художники
точно прозрели, у них открылась способность
видеть и слышать то, чего раньше они не
видели и не слышали. Произошло чудо –
они как будто овладели Синей птицей или
«ключами тайн» […] В окружающей их природе,
где над ширью Волги и бескрайними заволжскими
степями вздымалось поражающее своей
беспредельностью Небо, художникам-саратовцам
открылись величие и целостность мироздания,
воочию предстала картина сопричастности
Земли и Неба. Вслед за В.Э. Борисовым-Мусатовым
саратовские художники преодолели реалистическую
традицию изобразительного искусства,
увели зрителя в мир эмоций, символов и
снов. Ярко выраженная индивидуальность
манеры каждого из мастеров «саратовской
школы» не помешала им выступить единым
лагерем в борьбе за обновление художественного
языка. Они стали родоначальниками нового
направления в русской живописи – символизма.
Полем для творческого эксперимента стал
их родной Саратов.
Летом
1902 года Петр Уткин, братья Павел и Михаил
Кузнецовы и Кузьма Петров-Водкин заключили
контракт на исполнение росписи придела
церкви Казанской Божьей Матери на Гостиной
площади (сейчас – Музейная площадь; на
углу улицы Лермонтова и Троицкого взвоза
сохранилось лишь здание бывшей часовни).
К осени работа была завершена, но новаторский
характер росписи вызвал бурное возмущение
в обществе. В 1904 г. по постановлению суда
фрески были сбиты со стен церкви.
В январе того же года в Саратовском музыкальном
училище прошел вечер нового искусства,
на котором выступали приглашенные знаменитости
К.Д. Бальмонт и А.Б. Гольденвейзер. Декоративные
панно П. Кузнецова и П. Уткина, украшавшие
зал, в прессе были названы «бездарной
мазней».
Эти неудачи не остановили молодых новаторов.
Их стараниями 27 апреля 1904 года в здании
Дворянского собрания открылась первая
в русской провинции выставка символистов.
В полотнах Петра Уткина «Любители бури»,
«Песня ночи», «Ночь», в живописных ноктюрнах
Николая Сапунова, в восточных мотивах
Мартироса Сарьяна зрители видели другой
мир – скрытый от глаз, лишенный суеты
и шума, гармоничный. Почетными экспонентами
были М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов,
изменившие представление о пространстве
и времени в изобразительном искусстве.
Название выставки – «Алая роза» – символизировало
красоту окружающего мира и человеческой
души. И вновь местная пресса осмеяла работы
художников. Однако непонятое и непринятое
в родном городе, их творчество вышло за
границы местной школы и сыграло значительную
роль в художественной жизни рубежа XIX-XX
веков.
В экспозиции знаменитой выставки «Голубая роза» (1907, Москва) достойное место заняли произведения П. Кузнецова, П. Уткина и А. Матвеева, ярко выразившие символистские искания русских художников «серебряного века». Со временем изменились творческие принципы и установки мастеров «саратовской школы». Но их искусство дало импульс к развитию самобытной художественной традиции, делающей наш город одним из важнейших культурных центров России. Нежный цветок алой розы, выросший в Саратове, не был забыт.
Экскурсия образы Испании в собрании Радищевского музея.
Испанское
искусство представлено в собрании Саратовского
государственного художественного музея
копиями с картин Франсиско Сурбарана,
Бартоломео Мурильо, Алонсо Переса, Мануэля
Гарсиа и Гаспалето.
Две из этих
работ относятся к религиозной живописи,
и собственно, неся в себе образно исполненный
сюжет на евангельскую тему, не содержат
того, что можно назвать конкретными картинами
самой Испании.
Несколько других работ можно отнести
к бытовому жанру. В Испании он
возникает в XVII веке, когда изобразительное
искусство начинает все больше интересоваться
средой, окружением человека. Бытовой
жанр испанской живописи отличается
большим разнообразием мотивов,
сюжетов, задач. Вот копия с картины
Братоломео Эстебана Мурильо "Мальчики-нищие".
(Другое название картины "Едоки
винограда и дыни"). Оригинал его
находится в Мюнхенской Пинакотеке.
Кроме того, в английских и немецких
собраниях имеются его
На фоне темной стены, упершись босыми ногами в земляной пол на низкой лавке сидят двое мальчишек. Их штаны прорваны в коленях, вместо рубашек — лохмотья. Около одного из них стоит корзина с виноградом, и кисть, взятую из него мальчик опускает себе в рот. Его приятель смотрит на него, держа в руках кусок дыни и нож. Свет падает на них спереди, почему и создается впечатление, что они сидят в каком-то сарае со своей нехитрой и, скорее всего, воровской добычей. Это герои плутовского романа в детстве, привыкшие к тому, что "не украдешь, так сыт не будешь". И подобно персонажам плутовского романа, они исполнены непреходящего оптимизма, несмотря на все свои злоключения. Эти мальчики-нищие уже прекрасно знают, как побеждать враждебно настроенную судьбу, уповая только на свою ловкость и изворотливость.
Их средой обитания являются улица или трактир, которые изображены на полотнах Мануэля Гарсиа и Гаспалето, художника XIX века. На картине "Уличные музыканты" улица как бы рассечена тенью дерева пополам. Слева падает солнечный свет, ярко освещая белую стену дома. В центре улицы — танцующие музыканты, одетые в черные развевающиеся плащи. Один играет на скрипке, другой - на флейте. Флейту внимательно слушают нищие оборванные дети, как бы персонажи, сошедшие с картины Мурильо. Слева собака, которая смотрит на музыкантов, справа — крестьянин с лошадью. Композиция произведения идеально уравновешена, но не симметрична. Точнее, симметричен только ее передний план, (фигуры собаки и лошади, и образы детей, расположенные точно в центре). На заднем плане — небо, гора и некое храмовое строение, грубое и тяжеловесное (по-видимому, храм романского стиля). Его присутствие на полотне позволяет говорить о некой вневременности происходящего. Уличная сценка, вероятно, зарисованная с натуры и доработанная в мастерской, как делал любой выпускник Академии художеств, становится символом испанского национального характера, который мало менялся на протяжении веков.
Та же атмосфера беззаботности царит в его работе "В таверне". Многофигурная композиция из семи человек с младенцем погружена пространство большой комнаты. Семеро мужчин сидят за столом, один — в стороне от них. Ближе к переднему плану один их завсегдатаев таверны держит на руках младенца, к которому через сто склоняется женская фигура. В этой же группе мужчина высоко поднимает вверх скрипку. Образ таверны предполагает поглощение трапезы, что в живописи, как правило, оказывается элементом натюрморта, включенного в бытовой жанр. В работе Гарсиа и Гаспалето натюрморта нет. На столе лишь маленький кувшин, который придерживает женщина. Странная пустота стола с заведении, предназначенным для приема пищи, как нам представляется, имеет в Испании давнюю традицию.
Мы уже упоминали испанский плутовской роман, весь построенный на череде бытовых новелл. Его герои Лассарильо с Тормеса и "пройдоха по имени Паблос" живут, думая только о еде, "как бы перехватить за чужой счет". Каждый обманывает другого не ради денег и обогащения, а просто за лишний кусок хлеба, за ощущение сытости. Подобное мировоззрение обусловливалось экономическим крахом Испании в XVI веке, и, как следствие этого, нищетой, презрением к труду за счет долгого житья страны за счет колоний, массовой эмиграцией и появлением особой прослойки мелких авантюристов. Лозунг героев плутовского романа: "Будь ловким и изворотливым". Потому так пуст стол в таверне на картине Гарсиа и Гаспалето, поэтому, столь довольны мальчики на копии Мурильо, поедая фрукты. Данная публикация по образам Италии и Испании в коллекции Радищевского музея является последней в этом году. Скоро Новый год, одной из важных составляющих которого является изобильный стол, как магический способ привлечь благополучие в дом. А вот эпизод на тему голода-сытости из романа Ф. де Кеведо-и-Вильегараса. После учения в лисенсиате пройдоха Паблос и его молодой хозяин, выглядят следующим образом: "Были позваны сыщики, чтобы найти на наших лицах глаза... Явились врачи и велели первым делом вычистить лисьими хвостами пыль, набившуюся нам в рот. Желтизной и худобой мы напоминали святых пустынников". Этот гротескная гипербола. Но она имеет под собой определенные исторические и социальные основания.