Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.
Введение
Глава Общая характеристика вредных привычек и их воздействие на организм подростка
1.1 Физиологическое влияние табакокурения
1.2 Физиологическое влияние алкоголя
1.3 Проблема подростковой наркомании
Основные выводы
Глава 2. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек в подростковой среде
2.1 Традиционные формы и методы профилактики
курения подростков
2.2 Меры профилактики подросткового алкоголизма
2.3 Педагогические меры профилактики подростковой
Наркомании
Основные выводы
Заключение
Список литературы
Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
Основные выводы
Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению различных стимулирующих средств не способствуют профилактике вредных привычек а подталкивает их к употреблению. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.
В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования . Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.
Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у школьников могут дать тематические уроки . Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом школьникам должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа «Наркотики яд, от них умирают» будет игнорироваться, т.к. в классе всегда может найтись ученик, который скажет: «Я (мой друг) употреблял наркотики и не умер».
Заключение
Алкоголизм, наркомания
и табакокурения являются одними
из важнейших и актуальных социальных,
экономических, психолого-педагогических,
медико- биологических проблем современ
Острота и сложность проблем (алкоголизм, наркомания и табакокурение) среди детей и подростков обусловлены единством, т.е. сложно сплоченностью, разно уровневой иерархичностью, субъективных свойств ребенка и объективных причин. Известный психолог Н.Ф. Добрынин, исследуя принцип активности и связанную с ним проблему значимости объектов, на которые направлена активность ребенка, выделил две формы активности, элементарную и высшую. В структуру активности входят потребности, интересы, мотивы и убеждения человека. С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продука социальных отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией, которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним (Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382). Таким образом, влечение, непреодолимое желание потреблять спиртные напитки, наркотики и курение табака в детском возрасте особенно опасны разрушением внутреннего психического стержня самоопределения и регуляции поведения [7].
Движущие силы поступков и поведения детей и подростков в определенной мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности с неадекватным осознанием. Психический рост человека проявляется в деятельности, отношениях. Личностное отношение к побуждениям, импульсам, влечениям осознанно, либо неосознанно, соотносятся с возможностями идущими извне требованиями, собственным представлениями о должном и вероятностью успеха желаемого действия. Новейшие исследования психологов (Асеев В.Г.) все более подтверждают положение о том, что мотивация действий, поступков человека полимодальная, интегрирует в себе параметры желательности необходимости и возможности реализации действий. Только при достаточно высоком уровне побудительности и устойчивости этих параметров обеспечивается непреодолимость стремлений человека.
Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению, большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, табака.
На основе анализа научной литературы и практической работы новые, более совершенные организационные формы профилактики могут состоять из следующих больших блоков:
1. Разработка правовой
основы защиты детского
2. комплекс социально-
3. организация социально-
Список литературы
1. Александров, А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 1996.
2. Багаева, Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. С.47-53.
3.Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие. РГГУ. 1998.
4.Белик, А.А. Психологическая антропология. М.: РАН. 1993.
5.Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". Фонд национальной и международной безопасности. М.,1994.
6. Гринене, Э.Ю. Состояние здоровья и некоторые аспекты понятия здорового образа жизни подростков г. Каунас. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва.
7. Журавлёва, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. Москва. Институт социологии РАН. 2002.- 240с
8. Е.И.Шубочкина, С.С.Молчанова, А.В.Куликова. Курящие подростки как медико-социальная проблема. Материалы Х Съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Москва, 8-10 февраля 2005. с.611
Замечания:
Во введении добавить исследователей, рассматривающих проблемы профилактики вредных привычек (Галагузова Социальная педагогика и др.)
Литературу оформить в соответствии с новым стандартом, добавить источники
Во вторую главу добавить программу профилактики вредных привычек (мероприятия на уровне школы для классных руководителей)
Можно взять за основу уже существующие программы.
Информация о работе Пути предотвращения вредных привычек у подростков