Пути предотвращения вредных привычек у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

Содержание работы

Введение
Глава Общая характеристика вредных привычек и их воздействие на организм подростка
1.1 Физиологическое влияние табакокурения
1.2 Физиологическое влияние алкоголя
1.3 Проблема подростковой наркомании
Основные выводы
Глава 2. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек в подростковой среде
2.1 Традиционные формы и методы профилактики
курения подростков
2.2 Меры профилактики подросткового алкоголизма
2.3 Педагогические меры профилактики подростковой
Наркомании
Основные выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая-Федотов.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Бийский  педагогический государственный университет им. В.М Шукшина»

Естественно-географический факультет

Кафедра педагогики

 

 

Курсовая работа

Пути  предотвращения вредных привычек у  подростков

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Федотов А.В

подпись _____________

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Доценко Е.Э

оценка ______________

подпись  _____________

 

 

 

 

 

 

 

Бийс 2009 г.

 

 

Содержание

Введение 

Глава Общая характеристика вредных привычек и их воздействие  на организм подростка 

1.1  Физиологическое влияние табакокурения 

1.2  Физиологическое влияние алкоголя 

1.3  Проблема подростковой наркомании 

Основные выводы 

Глава 2. Психолого-педагогическая профилактика вредных привычек в подростковой среде 

2.1 Традиционные формы  и методы профилактики 

курения подростков 

2.2 Меры профилактики   подросткового алкоголизма 

2.3  Педагогические меры  профилактики  подростковой 

Наркомании 

Основные выводы 

Заключение 

Список  литературы 

Приложение 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Первостепенное значение для развития подростка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что, во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у подростка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения.  
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении ребенка или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону.

Сосание пальца, потирания, почесывания и прочее - не что иное, как компенсаторные механизмы, с помощью которых ребенок пытается погасить свою тревожность, утолить недостаток внимания со стороны взрослых или же преодолеть свой страх.

Конечно, было бы хорошо, если бы ребенок ограничился только этими вредными привычками . В процессе  взросления ребенок ищет все новые механизмы компенсации. Достаточно часто в роли этого механизма выступает сигарета, алкоголь, а иногда и наркотики.

Чья это вина? Влияние сверстников. Халатность и не компетентность  пед.работников или недосмотр родителей и родственников, а может совокупность сразу нескольких факторов?

Пришло время обсуждать эту  проблему спокойно, разносторонне, общими усилиями не только специалистов психологов, медицинских работников, биологов, философов, социологов и педагогов, но и всех, кто хотел бы внести прественную и оперативную лепту в блокирование и недопущения в детский организм (алкогольных и табачных изделий, наркотических веществ). Каждый из нас ответственен перед молодым поколением, которому предстоит жить в XXI веке. Это поколение должно вступить интеллектуально развитым, физически здоровым, духовно богатым и нравственно ответственным за последующее поколение.

Цель работы: рассмотреть проблему предупреждения и коррекции вредных привычек у подростков.

Задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
    2. Дать общую характеристику вредным привычкам и рассмотреть возможные направления коррекции вредных привычек;
    3. Рассмотреть и обобщить методы профилактики вредных привычек.

Объект исследования: вредные привычки у подростков.

Предмет исследования: пути предотвращения вредных привычек у подростков.

Методы исследования: системный анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В заключении сделаны  основные выводы. В списке используемой литературы источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Вредные привычки подростков как острая проблема

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.

К вредным привычкам  у взрослых чаще всего относят курение, пьянство, употребление  наркотиков, вдыхание ароматических углеводородов. Все перечисленные явления представляют собой различной формы отклонения от здорового образа жизни. К сожалению, все эти вредные привычки характерны и для молодого поколения.

Статистика фиксирует  небывалый рост числа курящих  и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее  ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки [4].

Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.

 

1.1  Курение

Огромную опасность  таит курение табака. Здесь существует неблагоприятная тенденция: число курящей молодежи очень велико, молодые люди начинают курить со все более раннего возраста, так, средний возрасть начинающих курить в США – 12 лет, есть города, где каждый пятый ребенок в возрасте 12 лет. Россия не отстает по данным показателям.

По данным исследователей, курить около 40% населения земного  шара, при этом в экономически развитых странах отмечается заметное снижение частоты курения в старших возрастных группах.

Следует отметить, что  производство табачных изделий в  Росси постепенно увеличивается. Так, смертность курящих в среднем  на 70% выше, чем некурящих, а выкуривающих не менее 20 сигарет в день в 2 раза выше. 
Считается, что активное курение отнимает 8 – 10 лет жизни.

Курение не только явно отражается на здоровье (вызывает рак легких, значительно  повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, мертворождаемость к больным экономическим потерям (в Германии в течение года теряется 20 млн. рабочих дней из-за болезней, связанных с курением)[1].

Известно, что привычка к курению формируется относительно рано: до 17- летнего возраста начинают курить 34,5% мужчин и 21% женщин. В целом  последние годы отмечалась тенденция  более широкого распространения курения среди подростков и среди женщин. Раннее начало курения особенно опасно, поскольку в этом случае отравляется никотином еще не окрепший организм, резко выражены физические последствия курения, быстрее формируется зависимость от табака.

Причины формирования пристрастия  к табакокурению в молодом  возрасте многообразны, но наиболее часты  такие, как любопытство, пример взрослых друзей, влияние телевидения, кино и т.д. аутоидентификация с помощью курения с эталонными лицами или микрогруппами. Имеют значение психологические проблемы, конфликты, наличие карманных денег.

Стоит отметить, что большинство  курильщиков в той или иной мере информированы о катастрофических последствиях курения, но пока еще мало кто из них осознает опасность так называемого пассивного курения – принудительного вдыхания некурящим, присутствующим при курении, табачного дыма. Данные научных исследований убедительно свидетельствуют о том, что пассивное курение способствует возникновению у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам.

Для того чтобы успешно  преодолевать вредные привычки, заниматься профилактикой возникновения, необходимо представлять основные механизмы их формирования, далее неминуемо приводящие к патологическим пристрастиям и болезням. Целесообразно рассмотреть пути формирования вредной привычки и последующего развития болезни на примере табакокурения.

Курение в начальной  его фазе далеко не приятно, начинающий курильщик должен преодолеть неприятные ощущения и заставить, себя продолжать. Что же побуждает его к этому?

Прежде всего, это подражание. Можно выделить несколько его  видов. Во- первых, это умышленное подражание членами какой-либо компании, в которую подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер. Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм – если подражать, то уж во всем и неспособность разбираться в качествах другого человека – отделить хорошее от плохого и т.д. В-третьих, подражание может быть неосознанным. Так, сами курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать?

Следующая группа мотивов  связана со стремлением к взрослости. 
Подросток или юноша (девушка) стремится продемонстрировать перед окружающими свою взрослость, независимость, самостоятельность.

Курение становиться  также и одним из способов самоутверждения  для тех, кто не выработал в  себе внутренних основ самоутверждения  и вынужден прибегать к таким  вот внешним знакам. Желание показать себя более взрослым перед сверстниками. Стремление быстрее усвоить «модные» манеры и повысить свой престиж.

Еще один мотив – стремление все в жизни испробовать. Главным  оказывается стремление не отстать от других, не упустить «свое». С этим смыкается и банальное любопытство: подростку, юноше просто интересно – что курящие находят в табаке? Этот мотив довольно распространен. Согласно наблюдениям В.Я. Киселева, чувство интереса привело в ряды курящих 1990 старшеклассников.

Согласно данным статистики, представительницы женского пола начинают курить обычно позже, чем представители мужского? Соответственно в среднем в 15 – 22 года и в 12 – 19 лет. Здесь сказывается влияние различных факторов – ослабление контроля родителей, особенности компании, для девушек, кроме того – курит или не курит ее знакомый юноша или мужчина.

Согласно данным американского  Национального центра по курению  и здоровью, в 1968 г. в США курили 14,7% мальчиков и 8,4% девочек в возрасте 13 – 15 лет. В 1970 г. эти показатели составили соответственно 15,7% и 15,3%, т.е. практически сравнялись, в 1975 г. в США курили уже 27% девочек подростков. Во многих странах начало курения приходится примерно на возраст 11 – 12 лет. Согласно данным зарубежной статистики в Дании курят около 80% мальчиков 11 – 14 лет и более половины девочек, во Франции в возрасте 12 –18 лет курят 46% школьников, причем эту привычку большинство приобретают к 14 годам.

Согласно наблюдениям  А.Я. Гуткина, проведенным в Санкт-Петербурге, среди мальчиков – учеников 6 класса было 6% курящих, 7 класса – 12%, 8 класса – 18%, 9 класса – 32%.[3]

Раннее начало курения  особенно неблагоприятно, так как  при этом не только увеличивается  общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия курения. Как подчеркивает И.И. Беляев, подростки курят обычно тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки; нередко подростки курят одну сигарету, передавая ее друг другу изо рта в рот, что может способствовать передаче инфекционных заболеваний; наконец, они тратят отпущенные им на завтраки деньги на табачные изделия.

Информация о работе Пути предотвращения вредных привычек у подростков