Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:05, реферат
Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.
Введение.
1. Социализация неслышащих.
2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.
2.1 Верботональный метод реабилитации детей с
нарушением слуха.
2.2Сурдологическая служба Приморского края.
3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.
4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.
5.1 Социализация неслышащих подростков путём
проведения клубной работы.
5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков
на основе работы клуба "Подросток".
5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями
слуха в условиях интеграционного подхода.
6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
7. Заключение.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА.
Введение.
1. Социализация
неслышащих.
2. Социальная
адаптация детей с нарушением
слуха на основе
2.1 Верботональный
метод реабилитации детей с
нарушением слуха.
2.2Сурдологическая
служба Приморского края.
3. Социальная
адаптация глухих детей
4. Профессиональное
образование и социальная
5. Опыт работы
УВК № 1824 для детей с нарушением
слуха Зеленоградского округа г.
Москвы.
5.1 Социализация
неслышащих подростков путём
проведения клубной
работы.
5.2 Социальная
адаптация неслышащих
на основе работы
клуба "Подросток".
5.3 Социальная
адаптация учащихся с
слуха в условиях
интеграционного подхода.
6. Интегрированное
обучение детей с нарушениями
слуха.
7. Заключение.
Введение.
Природа одарила
их… превосходными качествами, которые
дают им право на живейшее содействие
с нашей стороны.
В.И. Флери.
История не баловала
глухих. Наши предки их не любили. В Галлии
глухонемых приносили в жертву языческому
богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали
в море с высокой скалы. В Древней Греции,
как и в Риме, законы были жестокими... Только
в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших
были сняты некоторые из этих запретов.
Но глухие от рождения по-прежнему оставались
бесправными. Нет нужды объяснять, насколько
далёк подобный подход от человеческого
сострадания.
Каковы истоки
пренебрежения интересами глухих? Почему
к слепым или даже к людям с
частичной утратой интеллекта - юродивым
- отношение иное, чем к глухим? Слепых
и юродивых в старину в народе называли
"божьими людьми", считали их предсказателями
судеб. К глухим такие определения никогда
не применялись. Причина подобных отношений,
очевидно, в том, что ни слепота, ни даже
недостаточность умственного развития
не влияют на одно из главных человеческих
качеств - способность к общению.
Человек утратил
слух. Несчастье может произойти
быстро, в течение нескольких часов,
а может подкрадываться постепенно,
долгие годы. Причины нарушений слуха
разнообразны. По данным различных исследований,
от 10 до 30 % случаев ослабления или полной
потери слуха связаны с неблагоприятной
наследственностью. Но какими бы ни были
причины и сроки наступления глухоты,
основной её итог один и тот же - утрата
возможности общения с людьми, с окружающим
миром звуков. При тяжёлых формах глухоты
вечное молчание плотной стеной окружает
человека, лишает его не только возможности
общения, но и зачастую подвергает опасности.
Слепо-глухая Ольга
Ивановна Скороходова на вопрос, что
более необходимо человеку - зрение
или слух, - не задумываясь, ответила:
"Конечно, слух. Ведь, прежде всего
надо слышать, что говорят другие.
Человек живёт в обществе…"Да,
главная сила человека в возможности
его общения с другими людьми. Ни одно
другое существо на земле не обладает
такими возможностями речевого общения.
Известный французский
философ, гуманист Мишель Монтель, в 16
веке писал: "Глухота - более тяжкий
физический недостаток, чем слепота.
Он лишает человека главного его качества
- способности быстрого и свободного общения.
Глухота - недостаток социальный по преимуществу.
Он прямее, чем слепота, нарушает социальные
связи личности".
Известный советский
психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: "С
одной стороны, дефект есть минус, ограничение,
слабость, умаление развития; с другой
- именно поэтому, что он создаёт трудности,
он стимулирует повышенное усиленное
движение вперёд".
Так, Людвиг Ван
Бетховен пять симфоний из девяти сочинил,
будучи глухим. Кто знает, смог бы талант
Бетховена проявиться с такой поразительной
силой, если бы вечная тишина не оставила
его один на один с музыкой. Создал бы великий
испанский художник Гойя столько мировых
шедевров, если бы не одиночество, связанное
с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость
Циолковского на его разработки космических
проблем? Он писал: "Глухота заставляла
непрерывно страдать моё самолюбие, была
моим погоняем, кнутом, который гнал меня
всю жизнь".
Точная статистика
слабослышащих и глухих людей отсутствует.
Принято считать, что в развитых странах
общее число людей с дефектами слуха составляет
4-6 % всего населения. К счастью, подавляющее
большинство из них слабослышащие, слух
которых может быть значительно компенсирован
современными звукоусиливающими аппаратами.
По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих
людей страдает тяжёлыми формами глухоты.
С потерей слуха
ещё не всё потеряно в жизни. Как
и обычные люди, счастливо трудятся
тысячи и десятки тысяч глухих.
Многие из них занимают самые различные
должности. Это высококвалифицированные
инженеры-конструкторы, талантливые механики,
печатники, художники….Да, действительно,
компенсация глухоты - сложная проблема.
Как вырастить глухого ребёнка добрым,
отзывчивым человеком? Как развить в нём
способность к самопожертвованию, привить
высокие гражданские качества? Эти важные
задачи относятся не только к педагогическим,
но и к социальным проблемам.
1. Социализация
неслышащих.
"Социализация
- развитие и самореализация
При этом человек
сам активно участвует в
В процессе социализации
человек формируется как член
общества, к которому он принадлежит.
Успешная социализация - это не только
эффективная адаптация человека в обществе,
но и способность в определённой мере
противостоять обществу, части жизненных
коллизий, мешающих его развитию и самореализации.
Современное общество продуцирует в той
или иной мере два типа жертв социализации:
человек полностью адаптированный в обществе,
но не способный ему противостоять и человек
не адаптированный в обществе, противостоящий
ему (Мудрик А.В., 1997).
Дефект глухоты
и тугоухости в обществе - проблема
социальная. Л.С. ВЫГОТСКИЙ назвал дефект
- "социальным вывихом". Это основная
причина детской дефективности: "Физический
дефект вызывает как бы социальный вывих,
совершенно аналогично телесному вывиху,
когда повреждённый член - рука или нога
- выходят из сустава, когда грубо разрываются
обычные связи и сочленения и функционирование
органа сопровождается болью и воспалительными
процессами… Если психологически телесный
недостаток означает социальный вывих,
то педагогически воспитать такого ребёнка
- это значит вправить его в жизнь, как
вправляют вывихнутый и больной орган.
В наших руках
сделать так, чтобы глухой, слепой
и слабоумный ребёнок не были дефективными.
Человечество сможет победить слепоту,
и глухоту, и слабоумие в социальном
и педагогическом плане прежде, чем
в плане медицинском и
В настоящее
время в проектировании социальной
политики разных стран, независимо от
их государственного устройства, выделяются
две тенденции по отношению к
этой категории населения. Приверженцы
первой тенденции считают, что общество
должно практически принимать проблемы
глухих и слабослышащих и создавать им
комфортные условия в среде слышащих.
Например, всему населению страны рекомендуется
изучать жестовую речь (Швеция), или каждый
ученик с нарушениями слуха, обучающийся
в массовой школе, должен иметь персонального
ассистента - переводчика жестовой речи
(США и др.), предлагаются определённые
требования к артикуляции всех тех людей
(специалистов, родственников, друзей,
обслуживающего персонала и т.д.), которые
имеют постоянное общение с глухими и
слабослышащими: их речь должна быть замедленной,
артикуляция утрированной (Швейцария,
Германия и др.). Существуют даже модели
"страны глухих" - например, университетский
городок, населённый неслышащей молодёжью
(США, Галлодетский университет).
Вторая тенденция
предлагает рассматривать лиц с нарушениями
слуха как особую социальную группу, имеющую
свою систему социальных потребностей
в плане преодоления ограничений и трудностей
коммуникации, но являющуюся одной из
равноправных составных частей общества,
существующую с ним в единой социокультурной
среде. Принимая ту или другую тенденцию
формирования социальной политики по
отношению к лицам с нарушениями слуха,
государство и общество по-разному конструируют
организационные формы их обучения и социализации.
В частности, в
нашей стране глухие и слабослышащие
на протяжении многих лет рассматриваются
как страта, автономная социальная
группа, имеющая свои особые социокультурные
отличия и требующая особых условий
организации жизнедеятельности. Большинство
детей с нарушениями слуха, независимо
от возраста, воспитываются в основном
в закрытых специализированных образовательных
учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).
В этих учреждениях в качестве обязательного
средства обучения применяются пальцевая
азбука (дактилология), а в последние годы
- жестовая речь. Такой подход к воспитанию
и обучению глухих и слабослышащих детей
имеет крайне негативные последствия.
Семья фактически
отстранена от процесса воспитания. Дети
в течение 14-16 лет находятся вне
дома, бывая в родной семье лишь кратковременно
в выходные дни или каникулы. Соответствующим
образом формируется и психология человека
с нарушениями слуха (рентные установки,
иждивенческая позиция). Оторванный от
семьи как от основного источника развития
и социализации, от окружающего мира, от
общения с обществом слышащих, ребёнок
вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого
мира глухих, где царят свои, понятные
ему с детства законы, где существует ставший
родным особый язык общения, где определены
правила поведения и образ жизни. Неудивительно,
что впоследствии выпускники школ-интернатов
строят собственные семьи, выбирая партнёров
по браку из того же социума, стараются
держаться вместе с бывшими одноклассниками,
зачастую строят сообщества по типу кланов,
пополняя криминальные структуры.
2.Социальная
адаптация детей с нарушением
слуха на основе
2.1 Верботональный
метод реабилитации детей с
нарушением слуха.
В России используются
различные подходы к
Верботональный
метод реабилитации детей с нарушением
слуха разработан академиком П.Губерина,
как результат научных исследований в
области фонетики и лингвистики и практической
работы в области речевой коммуникации.
С 1961 года данный метод стал широко использоваться
в Центре "СУВАГ" (Загреб, Хорватия).
Одна из основных задач обучения детей
с нарушением слуха по верботональному
методу - интеграция их в мир слышащих.
Педагогами Центра "СУВАГ" накоплен
многолетний опыт интеграции глухих детей.
Почти 90 % всех детей интегрируется в массовые
школы. Однако важно отметить, что ни один
ребёнок после интеграции не остаётся
без наблюдения и внимания со стороны
специалистов. Все дети после основных
занятий в школе приходят на реабилитацию
к специалисту, детям оказывается и психологическая
помощь.
Результаты реабилитации
детей с нарушением слуха с использованием
верботонального метода впечатляют. Глухие
дети отличаются звонкими, природными
голосами, речь их слитная, внятная, интонационно
окрашенная. Метод получил широкое признание
и распространение во всём мире. Более
500 центров в разных странах активно используют
верботональный метод. К сожалению, специалистами
России, данный метод стал использоваться
совсем недавно. Но уже и сейчас можно
говорить о положительных результатах.
В России 11 учреждений используют в своей
работе верботональный метод, есть специалисты,
прошедшие полный курс обучения в Центре
"СУВАГ" (Загреб) и получившие международный
сертификат на право преподавания данного
метода.
Информация о работе Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха