Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Содержание работы

Введение.


1. Социализация неслышащих.


2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.


2.1 Верботональный метод реабилитации детей с


нарушением слуха.


2.2Сурдологическая служба Приморского края.


3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.


4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.


5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.


5.1 Социализация неслышащих подростков путём


проведения клубной работы.


5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков


на основе работы клуба "Подросток".


5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями


слуха в условиях интеграционного подхода.


6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.


7. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

"Нордис" - Нижегородское Объединение Родителей  Детей-Инвалидов по Слуху. Так  называлась общественная организация,  по чьей инициативе в 1993 году  была создана Школа. В основу  концепции Школы была положена  методика кандидата педагогических наук Эмилии Ивановны Леонгард "Система формирования речевого слуха и речевого общения" и личный опыт семей, воспитавших глухих детей вне спецучереждений. Школа стала такой, какой она есть сегодня - Школа родительского опыта. Девиз преподавателей Школы - "Мы будем вместе с Вами, но не вместо Вас!". Занятия в Школе проводятся 1-2-х недельными курсами один раз в 3-6 месяцев индивидуально с каждой семьёй или один день еженедельно.  
 

Логическим продолжением программы "Семья может всё" стало начальное общее образование, построенное на принципах интегрированного обучения. В настоящее время в Школе четыре начальных класса, включающих наряду со здоровыми детьми детей, страдающих нарушением слуха. Дети учатся в малокомплектных классах, осваивая, помимо общеобразовательных предметов по программе 1-4 классов, английский язык и художественное творчество, информационную культуру в компьютерном классе, занимаются плаванием, хореографией, играют на различных музыкальных инструментах в школьном оркестре. Совместное пребывание детей в течение всего дня, их контакт не только в учебной деятельности, но и на прогулке, в игре, бытовых ситуациях даёт здоровым детям возможность нравственного опыта общения с более слабым и принятия его как равного, а детям с физическими ограничениями - равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении полноценного образования, необходимого для их адаптации и интеграции в обществе. 
 

Примером истинной адаптации могут служить дети, которые занимаются в школе-гимназии № 3 г.Хабаровска. В 1991 году по инициативе родителей был открыт 2-ой класс начальной школы для глухих детей. Обучение в условиях общеобразовательной школы и коррекционно-развивающие занятия по верботональному методу способствовали устранению пробелов в знаниях, развитию высших психических функций, коммуникативных навыков, интереса к окружающей жизни, и, в конечном счёте, развитию личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации. Успехи детей позволили увидеть эффективность и перспективы дальнейшего обучения детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях.  
 

Окончив 9 классов  и получив аттестаты общеобразовательной  школы, у детей появилась возможность  продолжить учёбу в ССУЗах г.Хабаровска. В 1998 году 6 человек поступили в  торгово-экономический техникум. Учащиеся техникума чувствуют себя настоящими студентами и очень серьёзно относятся к учёбе. Неслышащие учащиеся хорошо адаптировались в среднем специальном учебном заведении и хорошо осваивают учебную программу. Создавая благоприятные условия учащимся для постепенной, мягкой интеграции инвалидов по слуху в среду слышащих сверстников, помогая выбрать и освоить профессию, которая имеет спрос на рынке труда, способствуя интеллектуальному развитию и получению прочных знаний, школа решает очень важную государственную проблему социальной адаптации неслышащих детей. С каждым годом уровень интеграции детей с нарушением слуха становится более эффективным. 
 

Несмотря на всю актуальность и важность проблемы, к вопросу интеграции надо подходить  очень внимательно и обдуманно. Для какой-то части детей с отклонениями в развитии интегрированное обучение может быть эффективным. Но интеграция оказывается невозможной для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к таким детям речь может идти о социальной интеграции (совместное пребывание в учреждении, проведение досуга, внешкольные мероприятия), а не об образовательной интеграции. 
 

Различные формы  интеграции (временная, частичная-фрагментарная, комбинированная, полная) глухих детей  со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Для того чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка, как педагогов массовых учебных учреждений, так и учителей дефектологов, психологов, логопедов, а также проработка правовых вопросов интеграции. Кроме всего сказанного, большое значение имеет при интегрированном обучении - готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха.  
 

Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных школ принесёт огромную пользу не только детям с отклонениями в  развитии, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее. 
 

7. Заключение. 

Сформулируем  теперь некоторые основные выводы, к которым можно прийти в результате анализа вышеизложенного материала. Главный из них заключается в  том, что преодоление существующей проблемы глухоты в принципе возможно. Как писал Л.С. Выготский: "Проблема глухоты в обществе - проблема социальная". Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он глухой и ничего больше. (Пример: социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха УВК № 1824 Зеленоградского округа г. Москвы). 
 

Социальная адаптация  и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависит от его  социокультурной идентификации, т.е. от сознания себя членом того или иного  сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс - то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека "своим".  
 

Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: "говорящий глухой", не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве "своего" в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве "своего". Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встаёт в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей. 
 

Пробить брешь  в стене безмолвия - задача, не доступная  только глухим. Лишь при активном и  доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества. 
 

СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении с глухими, 

от нашего с  Вами отношения к глухому, от уважения к нему 

и стремления оказать  посильную помощь в значительной мере 

зависят устранение дефицита информации и трагедия одиночества, 

никогда не забывайте  это!

Информация о работе Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха