Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:05, реферат
Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.
Введение.
1. Социализация неслышащих.
2. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода.
2.1 Верботональный метод реабилитации детей с
нарушением слуха.
2.2Сурдологическая служба Приморского края.
3. Социальная адаптация глухих детей дошкольного возраста.
4. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
5. Опыт работы УВК № 1824 для детей с нарушением слуха Зеленоградского округа г. Москвы.
5.1 Социализация неслышащих подростков путём
проведения клубной работы.
5.2 Социальная адаптация неслышащих подростков
на основе работы клуба "Подросток".
5.3 Социальная адаптация учащихся с нарушениями
слуха в условиях интеграционного подхода.
6. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.
7. Заключение.
Это объясняется
тем, что дети с нарушением слуха
постоянно находятся в естественной
речевой среде и психологически комфортных
условиях. Эти условия и среда стимулируют
быстрый темп развития речевого общения,
что, как правило, приводит к более высоким
результатам обучения детей. "Семейные
дети" оказываются социально-реабилитированы
уже к старшему дошкольному возрасту.
Такой тесный контакт и упорный совместный
труд дефектолога и родителей не предусмотрен
в классическом методе обучения глухих
детей в интернате. Как только родители
начинают понимать, что они могут помочь
ребёнку, все их физические и душевные
силы направляются на дело, они становятся
ТВОРЦАМИ - они творят, по мере своих сил,
мир ребёнка. "Два мира есть у человека:
один, который нас творил, другой, который
мы от века творим по мере наших сил".
Н. Заболотский.
5.1 Социализация
неслышащих подростков путём
проведения клубной работы.
Социализация
подрастающего поколения
Для подростков
характерно стремление к расширению
социальной среды, что является одним
из позитивных аспектов его личностного
становления и самоопределения.
Если говорить о неслышащем подростке,
то для него расширение социальной среды
сопряжено с усилением фиксации на своём
дефекте; среда агрессивна к нему в связи
с его физическим дефектом. Этот факт крайне
важен для понимания процессов социализации
подростков с нарушением слуха. В работе
по социализации неслышащих детей выделяют
два направления: 1. Средствами учебно-воспитательной
работы школы, семьи; 2. Средствами различных
социальных институтов: общественные
организации, внешкольные организации,
средства массовой коммуникации, учреждения
культуры. При социализации неслышащих
подростков связующим звеном между вышеуказанными
направлениями является клубная работа.
Клубная деятельность
- одна из эффективных форм воспитательной
и коррекционно-развивающей
5.2 Социальная
адаптация неслышащих
В рамках эксперимента
"Социальная реабилитация и интеграция
детей с нарушениями слуха в общество
в условиях интегрированного проведения
внешкольных мероприятий со слышащими
детьми", организованного на базе УВК
№1824 (г. Зеленоград), как одно из его направлений
проводится клубная работа с подростками.
Клуб "Подросток" функционирует с
1996 года. Основная цель клуба - обеспечить
позитивную социализацию подростков с
нарушениями слуха..
В клубе используются
групповая и индивидуальная формы
работы. Форма общения: устная речь
как основная и жестовая речь как вспомогательная.
Клубная работа проводится во внеурочное
время два раза в месяц. Участие в клубе
добровольное. Работу в клубе "Подросток"
осуществляют педагог-психолог и социальный
педагог в непосредственном контакте
с педагогами и воспитателями старших
классов УВК. Темы занятий подбираются,
исходя из интересов ребят. Занятия строятся
таким образом, чтобы подростки сами активно
принимали участие в процессе занятия,
чтобы у них была заинтересованность в
словесном общении. Важен контакт с подростком,
а не авторитарное давление на него.
Основное внимание
уделяется профориентационной работе
и жизненному самоопределению подростков
с нарушениями слуха. Это связано
с тем, что основной контингент участников
клуба - учащиеся выпускного класса. Исходя
из этого, была подобрана тематика клубных
занятий: "Устройство на работу",
"Права инвалидов", "Обучение лиц
с нарушением слуха". В планы клуба входит
организация встреч с психологом В.В. Беляковым
из общеобразовательной профессиональной
школы для подростков с нарушениями слуха,
с известным учёным слепо-глухим А.В. Суворовым,
организация экскурсий на предприятия
города Зеленограда.
В ходе клубной
работы решаются следующие задачи:
выявление причин и преодоление
трудностей и негативных моментов при
социальных контактах неслышащих подростков
друг с другом и со слышащими; обеспечение
оптимального микроклимата в подростковом
коллективе, организация разнообразной
деятельности - актуальной и интересной
для неслышащих подростков; расширение
знаний о внутреннем мире человека и мире
окружающем его, развитие представлений
о себе, о своём месте в мире; формирования
личности и собственного мировоззрения;
развития интереса к словесному общению,
совершенствование устной речи и развитие
логического мышления как условия полноценной
социальной реабилитации; развитие профессиональных
интересов и профессионального самоопределения.
Эти задачи также
реализуются в мероприятиях интегрированного
типа следующих видов: совместный отдых
детей в летнем оздоровительном
лагере, выездном трудовом лагере; совместные
встречи со слышащими во время проведения
игр, конкурсов, вечеров; занятия по дополнительному
образованию.
5.3 Социальная
адаптация учащихся с
На базе УВК
№1824 с 1997 года проводится экспериментальная
работа по социальной адаптации и
интеграции неслышащих в общество путём
проведения внешкольных интегрированных
мероприятий со слышащими. Целью
эксперимента является обеспечение
позитивной социализации детей с нарушением
слуха .В решении вопроса социальной адаптации
глухих детей УВК № 1824 большую помощь
оказывает управление образования Зеленограда.
Совместно разработана долгосрочная программа
реабилитации и социальной адаптации
глухих и слабослышащих детей. Программа
включает проведение игр "Пойми меня"
совместно со слышащими детьми, совместные
экскурсии и встречи друзей учащихся УВК
№1824 и гимназии №1528 во время школьных
каникул (викторины, спортивные состязания,
дискотеки и чаепития); общегородские
конкурсы, например: "Путешествие в
мир русской кухни", "Мой любимый
город"; художественная эстафета "Эльдорадо
- страна всеобщего счастья", особенностью
этого конкурса являлось участие смешанных
команд. В состав команды входили слышащие
и неслышащие ребята. Совместная деятельность
активизирует общение неслышащих. Учащиеся
8-11 классов вместе со слышащими детьми
занимаются в секции подводного плавания
и становятся призёрами Москвы.
Прекрасную возможность
для организации совместной деятельности
неслышащих со слышащими в одном коллективе
предоставляет интегрированный выездной
трудовой лагерь для подростков. Уже три
года подряд, вместе с учащимися гимназии,
ребята выезжают в трудовой лагерь на
восстановление усадьбы Блока и в Михайловское.
Организация деятельности учащихся в
трудовом лагере способствует формированию
таких качеств как коллективизм, деловитость,
самостоятельность.
Важно, что в
трудовой деятельности неслышащие ребята
учатся принимать самостоятельные
решения, брать инициативу на себя,
жизнь в трудовом лагере не позволяет
потеряться в массе, спрятаться за чужую
спину, быть беззаботным иждивенцем. Везде
неслышащие стремились быть первыми и,
им это чаще всего удавалось. Анкетирование
среди всех участников лагеря, выявило
следующие вариации высказываний друг
о друге.
Слышащие о
неслышащих:
Глухие ребята
мне очень понравились. Мы разговаривали
с ними о многих вещах, может и
не так подробно, но всё же были разные
темы разговоров.
Я с почтением
отношусь к глухим, вполне нормально
их воспринимаю и считаю их равными себе.
Нужно сказать,
что общество лагеря не лелилось на
слышащих и глухих.
Неслышащие о
слышащих:
Этот лагерь
был очень интересным. Мы уже не
боялись слышащих. Они просто здорово
относились к нам.
Мне кажется, это
был самый лучший лагерь. Потому,
что я не чувствовал себя каким-то другим,
не таким как обычные люди. Мы были вместе!
В обществе, говорит
слепо-глухой учёный Суворов А.В., существует
опасность двух крайностей по отношению
к инвалидам: чрезмерная благотворительность
или милосердие, превращающее инвалида
в объект жалостного обслуживания; и сверхинтеграция
- когда вовлечение инвалида в жизнь общества
происходит без учёта его реальных трудностей,
в целях более эффективного их преодоления;
и в том и другом случае происходит дискриминация
инвалидов, нарушение их общечеловеческих
прав и обязанностей.
В трудовом лагере
слышащему окружению удалось
соблюсти золотую середину между
двумя крайностями, была обеспечена
самая разносторонняя совместная деятельность
и, на её основе, общение между слышащими
и неслышащими подростками. Таким образом,
в общем, положительный эмоциональный
фон впечатлений, которые неслышащие ребята
вынесли из трудового лагеря, усилил их
стремление к общению, содержательной
коммуникации с окружающим миром, что
значительно облегчает выполнение задач
по социальной адаптации учащихся с нарушениями
слуха.
В рамках эксперимента
проводятся занятия по дополнительному
образованию: по программе "Компьютерная
грамота" в муниципальном компьютерном
центре. В кружках Дворца Творчества
для детей и юношества неслышащие ребята
овладевают искусством лепки, рисования,
учатся работать с современной фото- и
видеотехникой. В спортивном клубе ребята
могут заниматься подводным плаванием
с последующим участием в спортивных соревнованиях.
Дети с ограниченными возможностями участвуют
абсолютно во всех окружных мероприятиях
и никто и никогда не делает им скидку
на их недуг.
Помочь изменить
отношение к таким детям со
стороны слышащих людей помогают
и средства массовой информации: радио,
окружная газета "41", кабельное телевидение.
Не только глухим и слабослышащим детям
нужно преодолеть барьер общения, но и
слышащим людям нужно тоже помочь установить
контакт с такими детьми. Педагогический
коллектив УВК № 1824 старается создать
такие условия для детей-инвалидов, чтобы
им было радостно и комфортно, чтобы ребёнок
не был закомплексован на своём дефекте,
чтобы вырос хорошим и достойным человеком.
6.Интегрированное
обучение детей с нарушениями
слуха.
В настоящее
время большинство стран
В настоящее
время изучаются возможности
интеграции глухих дошкольного и
школьного возраста, разрабатываются
различные формы пребывания детей
в массовых дошкольных учреждениях
и школах. (И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова,
Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко).
Определение ребёнка в массовое учреждение
зависит также от уровня физического развития
и состояния здоровья, познавательного
развития. Большое значение имеют личностные
свойства ребёнка, особенно такие, как
активность, самостоятельность, инициативность,
которые положительно влияют на развитие
общения с другими детьми и педагогами.
Определять ребёнка в массовое учреждение
можно только при наличии у него речи,
обеспечивающей общение с детьми и педагогами.
Его устная речь
должна быть достаточно разборчивой и
понятной окружающим детям и взрослым.
Интеграция ребёнка с нарушением слуха
невозможна без активного участия родителей.
Им принадлежит ведущая роль в организации
ежедневных занятий дома, постоянная работа
по развитию речевого общения в быту. Как
правило, родители проводят общеразвивающую
и коррекционную работу в семье по заданиям
сурдопедагога. Именно он может посоветовать
родителям посещение ребёнком массового
учреждения, а в некоторых случаях, наоборот,
предостеречь их от этого, если ребёнок
не готов к интеграции в коллектив слышащих
детей. Эффективность "семейного"
подхода к решению проблем ребёнка с нарушением
слуха успешно доказали более 166 семей
из 78 городов России и ближнего зарубежья,
получающие регулярную педагогическую
поддержку в Школе "Нордис".
Информация о работе Социальная адаптация детей с глубокими нарушениями слуха