Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при травме головного мозга. Проблема нарушения памяти при травме головного мозга в литературе представлена крайне недостаточно.
Цель, задачи, методики исследования:
Целью данного исследования является изучение особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Задачи:
1. Исследовать особенности памяти у детей старшего школьного возраста с черепно-мозговой травмой.
2. Провести теоретический обзор особенностей памяти после черепно-мозговой травмы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные проблемы нарушений памяти при черепно-мозговой травм.5
1.1 Память как высшая психическая функция………………………………….5
1.2 Травмы головного мозга……………………………………………………..8
1.3 Особенности физиологического и психологического роста детей старшего школьного возраста …………………………………………………11
Глава 2. Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы………………………………………..14
2.1 Расстройство памяти у детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы……………………………………………………...14
2.2. Исследование памяти после черепно-мозговой травмы детей старшего школьного возраста в нейропсихологии………………………………………16
2.3 Последствия легкой черепно-мозговой травмы у детей старшего школьного возраста……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по чмт (1).doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Вторая особенность  связана с процессами компенсации  дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводит у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции (тонкие симптомы нарушения сознания), так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модальнонеспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга.

Расстройства семантической  памяти проявляются, прежде всего, в нарушении избирательности воспроизведения следов, например, в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого либо другого логически связанного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т.е. тех, которых не было в списке, словассоциаций (смысловых или звуковых). Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного, наглядно образного), но и при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.). У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.

Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике  локальных поражений головного мозга относятся модальноспецифические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся к какому то одному анализатору. К модальноспецифическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модальнонеспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении 1го функционального блока мозга, модальноспецифические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т.е. 2го и 3го функциональных блоков мозга.

При поражении разных анализаторных систем соответствующие  модальные нарушения памяти могут  проявиться вместе с гностическими  дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными.

По мнению Репкина В.В. наиболее изученной формой модальноспецифических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустикомнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.[18]

Нарушения слухоречевой и зрительноречевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). Для поражения правого полушария мозга характерны другие формы модальноспецифических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух — возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам (например, лицам) — возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модальноспецифических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменнозатылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса.

Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в  нейропсихологии выделяется еще  один тип мнестических нарушений, когда  память страдает главным образом  как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей). Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т.е. страдает структура любой сознательной психической деятельности, в том числе и мнестической.

То, что больной «не  принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой либо материал (например, 10 слов), то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3—4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память (непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание) лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал — вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный [10].

Таким образом, как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных (особенно при двухстороннем поражении лобных долей) наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая псевдоагнозия и др.), связанные с распадом любой произвольной познавательной деятельности.

 

2.3 Последствия  легкой черепно-мозговой травмы  у детей старшего школьного возраста

 

Повреждения черепа и  головного мозга в структуре  всех травм детского и подросткового возраста занимают 40, 50%. В связи с этим особо актуальной становится проблема последствий черепно-мозговой травмы (ЧМТ), которые усугубляются с возрастом подростков и влияют на формирование характера и успеваемость в школе.

Одной из лабораторией в течение последних трех лет проводятся динамические комплексные клинико - физиологические и психофизиологические исследования детей старшего школьного возраста, перенесших ЧМТ легкой степени (сотрясение или ушиб головного мозга).

Последствия ЧМТ легкой степени изучались методом лонгитюда. В различные сроки посттравматического периода (в первые дни после травмы и в последующем на 3, 6 месяцах и через год) нами были обследованы 92 ребенка в возрасте 10 до 16 лет (в среднем 11,2±0,1).

Для психодиагностики применялся комплекс методик тест Шмишека, 8 цветовой тест Люшера, тест Тулуз Пьерона) [12].

Острый период ЧМТ  у детей протекает по разному в зависимости от наличия и типа минимальной мозговой дисфункции (ММД). Изменения психической сферы наиболее выражены у подростков с реактивной ММД и менее всего при активном типе ММД. Адаптационные возможности организма у подростков в острый период ЧМТ в условиях стресс теста снижены.

Компенсационные возможности  организма подростков в первые дни после ЧМТ тесно связаны с особенностями личности. Способностью к произвольной регуляции отличаются дети с гипертимной и демонстративной акцентуациями характера (соответственно р<0,05 и р<0,01). Скорость работы, связанная с восприятием и переработкой информации, регулируется экзальтированностью (р<0,05). Высокая ригидность, сложность переключения, тревожность влияют на снижение скорости работы (р<0,01).

В посттравматический период сроком три месяца и в более отдаленный период (шесть месяцев) последствия ЧМТ легкой степени проявляются в первую очередь в на  рушении способности произвольной регуляции психических функций по реактивному типу. В более отдаленный срок нарастает эмоциональная лабильность, моторная возбудимость, снижаются сообразительность, визуальное мышление, умственная работоспособность, растет не ровно  психическое напряжение. Наблюдается резкое усиление двигательной активности, обострение чувствительности, отвлекаемость, снижение настроения и психического тонуса. В результате этого в течение первых шести месяцев после перенесенной ЧМТ даже легкой степени нервная система детей старшего школьного возраста находится в состоянии хронического возбуждения, которое становится настолько обычным, что принимается за норму их поведения. Ука занные факты свидетельствуют о развитии у детей, перенесших ЗЧМТ, легкой степени психастенического синдрома в отдаленный период [12].

Спустя три месяца после травмы выявлен рост акцен туаций характера. В поведении детей начинает по являться тревожность, демонстративность, застревание, циклотимность, возбудимость. На поведенческом уровне отмечается развитие психастении, понижение фона настроения, неуверенность в себе, нерешительность,  появляется агрессивность, обидчивость, подозрительность. Спустя шесть месяцев после ЧМТ усиливается возбудимость и демонстративность. В поведении детей устойчиво проявляется рост раздражительности, вспыльчивости, неадекватных вспышек гнева и ярости, жесто кости, ослабление контроля над влечениями, повышенная конфликтность. Нами выявлено, что у части детей старшего школьного возраста через полгода характер начинает формироваться по эпилептоидному типу, у части – по истероидному типу.

Через год после полученной травмы способность про извольной регуляции психических функций восстанавливается. Отмечается, однако, дальнейшее нарастание лабильности эмоциональной сферы, ухудшение нервно-психического состояния, снижение работоспособности организма, повышение его истощаемости, астенизация [11].

У детей старшего школьного  возраста вновь начинают преобладать гипертимные черты характера, отсутствие самокритичности, переоцен ка своих возможностей. В профиле акцентуаций характера статистически значимо снижается эмоциональность (р<0, 01). Перестает отмечаться чрезмерная чувствительность к неудачам, замечаниям, ранимость. Отмечается тенденция к росту циклотимности и возбудимости. У части детей старшего школьного возраста появляются резкие спады настроения, склонность к повышенной импульсивности, агрессивности, раздражительности, что указывает на риск возникновения эпилептоидной психопатии. Эти остаточные нарушения в психической сфере детей, получивших легкую ЧМТ, обосновывают необходимость длительного (более года) амбулаторного наблюдения. 

Итак, сотрясение ушиб и  другие травматические повреждения  головного мозга у детей в  первые минуты и даже часы, иногда довольно трудно различить, а тактика лечения и прогнозы принципиально различаются. Вот почему безотлагательная консультация специалиста обязательна.

Заключение

Память обеспечивает целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения приобретения знаний, формирования умений и навыков, формировалась, и совершенствовалось в процессе общественно-трудовой деятельности, она - сложный исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека. Без памяти не возможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. В заключении своей работы хочу подвести итог:

 Память  рассматривалась и анализировалась  в рамках различных направлений  и в рамках различных научных  теорий. Среди основных можно  отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический  и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

 В современной  психологии память понимается  как форма психического отражения  действительности, действие которой  заключается в закреплении, сохранении  и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов.

Основные  результаты теоретического исследования заключаются в следующем:

Анализ воззрений  на проблему выявил, что ведущую  роль в жизненной ориентировке памяти большинства людей играют зрительная и слуховая память. Без наличия  хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, учебная, трудовая, социальная и другие источники информации, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

Таким образом, дети старшего школьного возраста перенесшие ЧМТ даже легкой степени, нуждаются в специализированном стационарном лечении в остром периоде травмы и в последующем (1, 2 года) в диспансерном наблюдении, либо в отдаленные сроки после травмы возможно развитие различных заболеваний и даже формирование гипертонической болезни посттравматического генеза.

Список использованной литературы

1. Блонский  П.П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. – Москва: Истоки, 2004. – 347 с.

2. Бухановский А.О. Общая психопатология: пособие для врачей / А.О. Бухановский. - Ростов н/Д: Луч, 2008. – 540 с.

Информация о работе Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы