Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа
Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при травме головного мозга. Проблема нарушения памяти при травме головного мозга в литературе представлена крайне недостаточно.
Цель, задачи, методики исследования:
Целью данного исследования является изучение особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Задачи:
1. Исследовать особенности памяти у детей старшего школьного возраста с черепно-мозговой травмой.
2. Провести теоретический обзор особенностей памяти после черепно-мозговой травмы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные проблемы нарушений памяти при черепно-мозговой травм.5
1.1 Память как высшая психическая функция………………………………….5
1.2 Травмы головного мозга……………………………………………………..8
1.3 Особенности физиологического и психологического роста детей старшего школьного возраста …………………………………………………11
Глава 2. Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы………………………………………..14
2.1 Расстройство памяти у детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы……………………………………………………...14
2.2. Исследование памяти после черепно-мозговой травмы детей старшего школьного возраста в нейропсихологии………………………………………16
2.3 Последствия легкой черепно-мозговой травмы у детей старшего школьного возраста……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………
Исследования показали, что череп ребенка в восемь раз слабее взрослого.
Таким образом,
дети чаще страдают
Глава 2. Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы
2.1 Расстройство
памяти у детей старшего
Важно отметить, что при различных подходах все исследователи наиболее часто фиксируют психопатологические расстройства в виде: астено - невротической симптоматики, психопатоподобных и эмоциональных расстройств, интеллектуально - мнестических нарушений, а также поздних травматических психозов. Зинченко П.И. выявляет у 30 - 65% обследуемых, эмоциональные и психопатоподные у 10 - 25%, интеллектуально-мнестическое снижение 7 -15% обследуемых. При этом нередко точная клиническая систематика психопатологических проявлений в резидуальном периоде в значительной степени затруднена в связи с патоморфозом симптомов и стертостью их проявлений.[8]
В рамках группы расстройств, связанных с органическим поражением головного мозга Заваденко Н.Н выделяет:
I. Раннее резидуальные
II.Экзогенно-органические эпизодические и периодические психозы, возникающие в более позднем возрасте как проявления остро воздействующего патологического агента либо длительного воздействия на органически изменный мозг (ЧМТ, нейроинфекции, интоксикации, метаболические изменения при соматических, аутоиммунных заболеваниях, приём психоактивных веществ и т.д.).
III. Резидуально-органические непсихотические расстройства.
IV. Резидуально-органическая церебральная недостаточность (минимальная мозговая дисфункция) - изменение церебральной реактивности под влиянием клинически не обнаруживаемого резидуально-органического поражения головного мозга [7].
По определению Крылова А.А, резидуально-органическими расстройствами называют группуразнообразных нервно-психических нарушений у детей старшего школьного возраста, обусловленных относительно стойкими последствиями органических поражений мозга. По мнению автора Репкина В.В. «резидуальные нервно-психические расстройства» следует обозначать только те неврологические и психические нарушения, которые являются следствием закончившегося органического церебрального заболевания.[13]
В отличие от синдромов врождённой умственной отсталости или деменции, у детей с психоорганическим синдромом нарушен не интеллект в целом, а отдельные предпосылки интеллекта – внимание, память, зрительно-моторная координация, фонематический слух.
Нарушения восприятия. Особенностью нарушений восприятия у детей после ЧМТ с психоорганическим синдромом является ослабление переработки слуховых, зрительных и тактильно-кинестетических импульсов. Дети испытывают затруднения в определении сходства и различия фигур, не соотносят слышимые слова с их письменным изображением, не различают прямого и обратного написания букв, например, нередко изображая русское «И» как латинское «N».
Нарушения памяти после ЧМТ. Больные характеризуются невозможностью запомнить сложные инструкции и осуществить на их основе определённую последовательность действий. Расстройства памяти отличаются непостоянством.
Нарушения внимания. Основным нарушением является повышенная отвлекаемость. Дети часто неспособны к концентрации внимания, к организации своей деятельности, завершению последовательностей, ведущих к цели.
Нарушения активности. При гиперактивности отмечается неусидчивость: дети не могут спокойно усидеть на одном месте, они то вскакивают, то садятся, хватают предметы, разбрасывают их, создавая беспорядок. В школе не могут усидеть до конца урока, встают, ходят по классу, забираются под парту. Из-за моторной неловкости при движении задевают окружающих, но и сами часто падают, ушибаются. Гипоактивность характеризуется вялостью, гиподинамией, дети стараются вести себя незаметно, тяготятся шумными играми со сверстниками Психоорганический синдром с нарушением школьных навыков. Описан Ильиной М.К [9].
Итак, дети, перенесшие ЧМТ даже легкой степени, нуждаются в специализированном стационарном лечении в остром периоде травмы и в последующем (1, 2 года) в диспансерном наблюдении, либо в отдаленные сроки после травмы возможно развитие НЦД по гипертензионному типу и даже формирование гипертонической болезни посттравматического генеза.
2.2 Исследование памяти после черепно-мозговой травмы детей старшего школьного возраста в нейропсихологии
Нейропсихология памяти как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов стала интенсивно разрабатываться лишь в 60—70е годы XX века, хотя описания различных форм нарушений (и аномалий) памяти при разных патологических состояниях в клинической литературе довольно многочисленны.
Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразными. В качестве особых форм аномальной памяти в клинической литературе описаны не только ослабление или полное выпадение памяти, но и ее усиление.
Нейропсихологические исследования нарушений памяти, проведенные Р.Е. Клацки и его сотрудниками, показали, что мозговая организация мнестических процессов подчиняется тем же законам, что и другие формы познавательной психической деятельности и разные формы и звенья мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы.[10]
Были выделены два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или псевдоамнезия).
К первому типу относятся
модальнонеспецифические
В зависимости от уровня
поражения неспецифических
При запоминании словесного, зрительного, двигательного или слухового материала введение интерферирующей деятельности на стадии кратковременной памяти приводит к резкому ухудшению последующего воспроизведения материала. Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, как бы «стирает» предшествующие следы. Изучению механизмов интерференции следов у больных с поражением срединных диэнцефальных неспецифических структур мозга был посвящен цикл исследований Р.Е. Клацки и его сотрудников, в которых подробно проанализированы особенности нарушений памяти у данной категории больных. Исследовались два типа интерференции: гомогенная и гетерогенная.[10]
Гомогенной называется интерференция, при которой в качестве «помех» также используется деятельность запоминания, но уже другого материала. Например, больному предлагается для запоминания 3—4 слова. После их повторения ему предлагается запомнить другие 3—4 слова. После того, как больной правильно воспроизводит вторую группу слов, его просят воспроизвести первую группу. Именно в этих условиях, когда запоминаются две группы слов (т.е. когда интерферирующим фактором выступает та же мнестическая деятельность), возникает наиболее отчетливый феномен тормозимости следов (слов первой группы — словами второй группы).
При гетерогенной интерференции в качестве «помехи» используется другая — немнестическая — деятельность (например, счет в уме, чтение и др.). В этих случаях следы запечатлеваются лучше, однако тоже оказываются весьма ранимыми по сравнению с фоновыми данными (при «пустой паузе»).
Таким образом, диэнцефальный
уровень поражения мозга
Исследования Латышевой В.Я. показало что другой особенностью этого типа нарушений памяти является повышенная реминисценция следов, т.е. лучшее воспроизведение материала при отсроченном (на несколько часов или даже дней) воспроизведении материала по сравнению с непосредственным воспроизведением.
Это пока еще недостаточно
хорошо изученное явление в
К модальнонеспецифическим нарушениям памяти приводит и поражение лимбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.). К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т.е. памяти на далекое прошлое. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т.п. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях [14].