Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:46, контрольная работа
Источники права — внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно—правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.
1. Понятие, особенности, классификация источников аграрного права
2. Проблема кодификации аграрного законодательства.
3. Конституция РФ – основной источник аграрного права.
4. Законы субъектов РФ – источники аграрного права. Аграрное законодательство Красноярского края.
5. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства.
Иллюстрацией названного принципа обычно служат конституционные нормы, фиксирующие частную собственность на землю, но при этом выдвигающие условие, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц» (ст. 36, ч. 2). Эта конституционная норма получила различные интерпретации в правовой литературе в зависимости от ее более широкого и узкого толкования. Для сторонников широкого толкования она вытекает из более общей конституционной интерпретации основных прав и свобод человека, которые «принадлежат каждому от рождения», но их осуществление «не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст.17, ч. 3). Эти ограничения имеют естественный характер и вытекают из природы вещей. Вместе с тем ряд ограничений вводится самим законодателем согласно ст. 55 (ч. 3): «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». По мнению ряда ведущих юристов, право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению и соответствует международному опыту.
Осуществление либеральной аграрной реформы (распространения частноправовой интерпретации отношений собственности на сферу поземельных отношений) постоянно сталкивалось с традиционализмом аграрно-коллективистского мышления, отсутствием адекватной юридической науки и практики (элементы которой, начавшие складываться в дореволюционный период, были уничтожены в советское время), наконец, объективной неразвитостью рыночных отношений в аграрной сфере постсоветского периода. Земельный кодекс, безусловно, имеет компромиссный характер, отнюдь не решая в принципе проблемы частной собственности на землю. Его действие распространялось в момент принятия лишь на земли не сельскохозяйственного назначения. Отсюда проистекает критика предлагаемой реформы с противоположных сторон, что отразилось в появлении альтернативных законопроектов. Ключевая проблема – это вопрос о перспективной возможности включения в рыночный оборот сельскохозяйственных угодий. (Закон, регулирующий этот вопрос, являлся в последнее время основным объектом споров правительства и левой оппозиции.) Сложность в согласовании позиций усиливается разнообразием региональных особенностей страны (в частности неодинаковой степенью готовности регионов к аграрной реформе), отсутствием законодательной базы, земельного кадастра и развитой судебной системы, которая сама находится в процессе преобразований, а также квалифицированного землеустроительного персонала для реализации реформы.
Последующее развитие аграрного законодательства соответствовало указанным направлениям. В центре внимания находятся, во-первых, принятые законодательные акты, показывающие общие тенденции политики права новейшего времени, во-вторых, предлагаемые поправки к ним, отражающие трудности реализации и новые проблемы, и, в-третьих, новые законопроекты, указывающие на направления конфликтной динамики. К первой категории относятся, прежде всего, Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Лесной кодекс, Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс [Полный сборник кодексов 2002]. Принятые законы – «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном земельном кадастре», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», а также закон Красноярского края «О земле» от 12 ноября 1997 г. Во вторую категорию входят новейшие предложения о поправках к этим законодательным актам, в первую очередь к Земельному кодексу и Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». К третьей категории относятся конкурирующие проекты законов о национализации, естественных монополиях и лоббировании. Здесь же следует назвать ряд законопроектов, выдвинутых разными партиями в ходе дебатов по административной реформе и реформе государственной службы: – о федеральных органах исполнительной власти, административных процедурах, обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; о федеральных административных судах; проект Кодекса служебного поведения должностных лиц, государственных органов и государственных служащих; конкурирующие законопроекты о противодействии коррупции; лоббизме рыночного законодательства. Функционирование норм кодекса в дальнейшем будет зависеть от нескольких причин. Так, необходимо дальнейшее реформирование и систематизация законодательства на общефедеральном уровне внесение соответствующих изменений в другие кодексы (Гражданский, Налоговый, Лесной, а также Гражданский процессуальный и Кодекс «Об административных правонарушениях»).
Дальнейшая систематизация правового поля требует не только значительных усилий, но и единства видения проблемы всеми участниками законотворческого процесса. Трудность заключается и в проведении норм кодекса в региональном законодательстве. (Было официально подтверждено право субъектов федерации самостоятельно определять темпы принятия соответствующего регионального законодательства и вносить в него необходимые коррективы.) Поскольку реализация нового земельного законодательства, в частности определение порядка и темпов его введения в действие региональными законами, относится к компетенции субъектов федерации, существенная трудность заложена в проведении норм кодекса в региональном законодательстве.
При выяснении того, как законодательство соотносится с основной государственной программой социального и экономического развития, следует иметь в виду особенности переходных ситуаций. Они в принципе характеризуются конфликтностью позиций. Одной из особенностей экономики переходного периода (как это видно на примере не только России, но и всей Восточной Европы) является отсутствие консенсуса в обществе по проблемам национализации, приватизации или реституции земельной собственности. В России центральный вопрос обеспечения гарантий прав собственности и незыблемость итогов приватизации вновь превратился в предмет острой политической дискуссии. Объектом острых споров оказались все основные составляющие понятия собственности: владение, распоряжение и пользование землей. Основные позиции в этом споре могут быть сведены к трем основным: реализация формулы собственности на землю в полном объеме; отказ от реализации этой формулы и замена понятия собственности одной из его составляющих (как правило, распоряжение или пользование); наконец, компромиссный вариант допущения формулы о частной собственности на землю в принципе, но фактически – стремление отложить ее практическую реализацию на неопределенное время (отодвинуть или ввести дифференцированный порядок реализации по регионам или сегментам самой земельной собственности).
Принятие Конституции РФ 1993 г. открыло новый этап в развитии российского, в том числе и аграрного, законодательства. В его рамках осуществляется комплексное переустройство сельского хозяйства, формируется новая аграрная структура, обеспечиваются экономические и правовые свободы аграрного предпринимательства, основой которого является собственность на землю и имущество сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ, колхозов, крестьянских хозяйств и мелкотоварных личных подсобных хозяйств граждан.
Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.
Конституционные нормы являются непосредственно действующими правовыми нормами. Некоторые ученые отрицали возможность непосредственного регулирования конституционными нормами общественных отношений. Но это мнение не нашло поддержки в юридической литературе и было подвергнуто критике еще в 60-е гг., а после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. было отвергнуто большинством специалистов, занимавшихся исследованием вопроса о месте конституционных норм в механизме правового регулирования общественных отношений.
Еще в те годы, когда тенденция превращения Конституции в акт прямого действия едва обозначилась, представители государствоведения и теории государства и права пытались выявить специфику реализации конституционных положений в нормах и принципах отраслей права. В случаях, когда принципы и нормы права Конституции, писал проф. Л.С. Явич, «не конкретизируются в иных отраслях права, они действуют непосредственно. Конституционные установления действуют непосредственно и тогда, когда в текущем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным нормам и принципам»1.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ всецело опирается на выработанную государствоведами концепцию о регулятивном характере конституционных положений как норм непосредственного действия. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п.1 ст. 15 Конституции РФ).
Содержание Конституции РФ как основного источника аграрного права многообразно. Однако ее нормы могут быть сведены к четырем основным блокам в области правового регулирования аграрных отношений:
Важную часть Основного Закона составляют статьи о социально-экономических правах и свободах граждан. Экономический строй Конституция РФ характеризует как свободную экономику. Это означает, что в экономической системе сосуществуют частные и публичные коммерческие организации. В сельском хозяйстве как важнейшем секторе народного хозяйства экономическая инициатива принадлежит гражданам, за которыми закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ, регулирующей экономическую инициативу граждан и режим работы коммерческих организаций, особо подчеркивается связь экономической инициативы с хозяйственным использованием имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Экономическая инициатива свободна в том смысле, что каждый гражданин, обладающий имуществом, может реализовать право на предпринимательскую деятельность и может принять на себя ответственность за управление коммерческой организацией
Обновление конституционного статуса предприятия и предпринимателя выразилось также в установлении ряда дополнительных норм, провозгласивших свободу рыночных аграрных отношений.
И хотя в самом тексте Конституции РФ само понятие этой свободы не закреплено, оно может быть выведено из норм ч. 1 ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Речь идет о единой рыночной экономике в рамках всей страны как для граждан, наделенных правом на свободу аграрного предпринимательства, свободу сельскохозяйственных договоров, свободный выбор рода занятий и профессий, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления).
Эти общие конституционные положения, основанные на принципах частного права, дополняются системой принципов, основанных на публичном регулировании единой рыночной аграрной экономики. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области публичного регулирования аграрного предпринимательства, относятся нормы об установлении основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического и социального развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71), финансовом, валютном, таможенном регулировании, основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71), законодательном регулировании ряда других проблем, относящихся к ведению Российской Федерации.
Законодательство об аграрном предпринимательстве относится преимущественно к ведению Российской Федерации. Одновременно оно относится к совместному ведению РФ и ее субъектов и включает в себя, например, законы, устанавливающие общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72 Конституции РФ). Согласно п. «к» той же статьи к совместному ведению РФ и ее субъектов относится административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, которым решаются нередко важнейшие вопросы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.