Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:46, контрольная работа
Источники права — внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно—правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.
1. Понятие, особенности, классификация источников аграрного права
2. Проблема кодификации аграрного законодательства.
3. Конституция РФ – основной источник аграрного права.
4. Законы субъектов РФ – источники аграрного права. Аграрное законодательство Красноярского края.
5. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства.
Этой же цели служит и ст. 37 Конституции Российской Федерации, провозглашающая свободу труда — каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Статья 58 Конституции Российской Федерации обязывает каждого “сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. Следует отметить, что в 1990—1999 гг. в России принято свыше 100 нормативных правовых актов различного уровня, составляющих правовую базу осуществления аграрной реформы. Наиболее важным среди них, несомненно, является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) — основополагающий закон рыночной экономики, базовый нормативный правовой акт для развития как гражданского, так и аграрного законодательства и, безусловно, способствует осуществлению и ускорению намеченных аграрных преобразований в стране. Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 2 определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами (или с их участием), осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако, признавая важную роль Гражданского кодекса Российской Федерации в регулировании предпринимательской деятельности на селе, следует иметь в виду, что он не может заменить собой единый кодифицированный аграрно-правовой акт, например “Федеральный закон об аграрной реформе”, который мог бы содержать четкий план правового обеспечения аграрной реформы в России. Между тем, неполнота и противоречивость аграрного законодательства является существенным тормозом в деле осуществления аграрной реформы. Развитию и совершенствованию аграрного законодательства в определенной мере призвана способствовать “Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 годы”, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 933 от 18 июня 1996 г. Целями названной программы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села. Правовая основа осуществления этих задач, как и программы в целом, — Федеральный закон “О государственном регулировании агропромышленного производства”, принятый Федеральным Собранием Российской Федерации в 1996 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 14 июля 1997 г. К достоинствам Закона, несомненно, следует отнести юридическое закрепление многих видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правда, в Законе не определено само понятие этой поддержки и не закреплены гарантии ее предоставления предпринимателям в сельском хозяйстве, равно как и не установлена ответственность государственных органов и должностных лиц за непредставление либо несвоевременное предоставление государственной поддержки, произвольное снижение ее размера и т. п., что ослабляет регулирующую роль этого Закона. В ст. 1 Закона сказано, что государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК. Однако одними этими мерами оно, на наш взгляд, не исчерпывается, что становится очевидным при ознакомлении с задачами и основными направлениями государственного регулирования (ст. 1 и 2 Закона). Эти направления целесообразно дополнить такими важными положениями, как принятие законов и других правовых актов аграрного законодательства, а также совершенствование структуры, функций и компетенции органов государственного управления АПК. Наряду с анализируемым Федеральным законом в числе основных нормативно-правовых актов по аграрной реформе в 1996—1999 гг. разрабатывались и прошли различные стадии обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации: Земельный кодекс, Федеральные законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “Об аграрных хозяйственных обществах”, “О сельскохозяйственном научном учреждении и его научно-производственной базе”, “О страховании сельскохозяйственного производства” и ряд других. Завершение разработки и принятие Государственной Думой Российской Федерации названных законов, безусловно, значительно усилило бы правовую базу проводимых в стране аграрной и земельной реформ. Как правильно уже отмечалось в юридической литературе, “в условиях формирования подлинного федеративного российского государства приобретают важное значение исследования проблем аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Регулирование аграрных отношений отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В некоторых республиках, областях Российской Федерации уже приняты многочисленные нормативные акты в области аграрного и экологического права. Однако положительный опыт не распространяется, все позитивное остается невостребованным в других местах. Научные основы совместного ведения в области регулирования аграрных отношений не определены”.
В качестве примера развития аграрного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации в первую очередь необходимо назвать решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 21 сентября 1993 г. “Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области”, положившее начало реформированию сельскохозяйственных предприятий по “нижегородской модели”. Этим нормативным правовым актом утверждены “Основные положения Программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области” для реализации в следующих хозяйствах: колхоз имени 60-летия Октября и акционерное общество имени Емельянова Городецкого района; товарищество с ограниченной ответственностью “Нива” Бутурлинского района; ассоциация “Правдинская” Балахтинского района; акционерное общество “Елкинское” Воскресенского района. Примеру этих хозяйств последовали и многие другие сельскохозяйственные предприятия Нижегородской области, а также Ростовской, Орловской и Рязанской областей, что получило юридическое закрепление в законодательстве этих субъектов Федерации. Заслуживает быть отмеченным и принятый Воронежской областной думой 25 мая 1995 г. Закон “О регулировании земельных отношений в Воронежской области”, состоящий из 160 статей и по полноте регулирования являющийся по существу земельным кодексом этой области. Особо следует выделить главу VII этого Закона “Сделки с землей” (ст. 58—74) и главу XVI “Земли сельскохозяйственного назначения” (ст. 116—133). Согласно п. 1 ст. 58 данного Закона сделками с землей признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей: купля-продажа земельных участков, земельных долей, прав аренды; залог земельных участков и прав на землю; наследование земельных участков и земельных долей; обмен земельных участков и земельных долей; дарение земельных участков и земельных долей; передача земельных участков и земельных долей в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, в качестве пая в кооператив; передача земельного участка в аренду или субаренду; передача земельного участка во временное пользование; установление частных сервитутов.
Ряд из этих вопросов, в частности купля-продажа и залог земельных участков, получивших положительное разрешение на уровне Красноярского земельного закона и аналогичных законов других субъектов Российской Федерации, пока не получил удовлетворительного решения в Земельном кодексе Российской Федерации, что отрицательно сказывается на государственном регулировании земельного рынка в стране. Сложившееся в настоящее время в России аграрное (сельскохозяйственное) законодательство весьма обширно по объему, разнообразно по кругу регулируемых отношений и нередко чрезвычайно сложно для восприятия. Поэтому желательно активизировать работу не только по подготовке и принятию новых законов, определяющих правовое положение различных сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и по систематизации и кодификации аграрного законодательства в целом. При этом изменения, на наш взгляд, претерпят и сами формы правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сельском хозяйстве. В связи с этим возникает необходимость в разработке и принятии Аграрного кодекса Российской Федерации, призванного стать основным сводным нормативным правовым актом, на базе которого можно было бы существенно улучшить правовое регулирование отношений в сельском хозяйстве, оказание ему постоянной государственной помощи и поддержки. Принятие Аграрного кодекса Российской Федерации возможно в отдаленной перспективе, когда для его разработки накопится достаточный нормативный материал. Этот сводный законодательный акт должен относиться к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Об этом должна быть сделана и соответствующая запись в Конституции Российской Федерации, в которой такая обширная и важная отрасль, каковой является аграрное законодательство, даже не упоминается. Как известно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. “О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации” начата работа по подготовке такого Свода, а в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Закона о Своде законов Российской Федерации.
3. Задача.
Источники Аграрного права призваны закреплять аграрную политику на любом этапе, особенности:
- В Аграрном Праве нет единого кодифицированного акта (и пока не предвидится);
- Наличие специализированных норм, актов относящихся к этой отрасли (ФЗ о ветеринарии и другие подобные);
- Наличие комплексных нормативных актов (ФЗ. о Коллективном, Фермерском Хозяйстве);
- Унификация законодательства;
- Увеличения роли законов в регулировании аграрных отношений, дифференциация законодательства;
- В аграрном праве, существ норм актов и других нормативов, которые непосредственно исходят от государства и им делегированные (уставы с\х организаций), санкционированные акты, исходящие от государства;
- Присутствует много рекомендаций (рекомендация не может быть источником у нее иная структура это диспозиция) Источником бывает только норма, принятая на основе рекомендации;
Здесь всегда присутствует много локальных норм, актов (их роль велика) и следственно ОТВЕТ: «Все перечисленные источники в нашей задаче, относятся к источникам аграрного права»
Заключение
Аграрно-правовая наука прошла этап осмысления кардинальных проблем, относящихся к раскрытую сущности и основных принципов организации правового регулирования аграрных отношений. Многочисленные дискуссии по важнейшим теоретическим проблемам формирования аграрного (сельскохозяйственного) трава позволили сформулировать основные понятия этой новой отрасли права, более четко определить предмет и систему аграрного права, системообразующие факторы его формирования, источники и принципы, а также основополагающие институты самого аграрного права. Было убедительно показано, что оптимальное правовое регулирование аграрных отношений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей сельского хозяйства, прежде всего многоукладности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности.
Произошли изменения в методике аграрно-правовых исследований. Активнее стали использоваться методы сравнительного правоведения, конкретные социологические исследования. Материалы исследований юристов-аграрников изучаются и обобщаются экономистами, философами, социологами. Проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК.
В качестве основного источника аграрного права Конституция РФ закрепляет систему государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений. Тем самым она закрепляет иерархию нормативных актов государства, регулирующих аграрные отношения. К ним относятся законы, указы, постановления, приказы, инструкции, решения, распоряжения.
Эти акты опосредуют общественные отношения в сельском хозяйстве и по этому признаку обособляются в самостоятельную систему источников аграрного права.
Список используемой литературы
Учебники и иная учебная литература
1 Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права // Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. М., 1979. С. 69.