Анализ предпринимательской деятельности и пути ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования - анализ и оценка предпринимательской деятельности ООО «им. Суворова», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности предпринимательской деятельности. В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение статистики развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.
3. Исследование и оценка предпринимательской деятельности малого предприятия ООО «им. Суворова», мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с использованием различных методов оценки факторов влияния

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
Сущность малого предпринимательства.
Экономические, социальные и правовые условия, необходимые
Для предпринимательской деятельности 7
1.2 Виды предпринимательской деятельности 15
1.3 Статистика развития малого предпринимательства 24
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСКА ООО «им. СУВОРОВА»
2.1 Краткая характеристика ООО «им. Суворова» 32
2.2 Внутренняя среда организации 33
2.3 Внешняя среда организации 42
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
ООО «им. СУВОРОВА»
3.1 Анализ динамики производства в ООО «им. Суворова» 47
3.2 Анализ использования производственных фондов 53
3.3 Анализ использования трудовых ресурсов 57
3.4 Система повышения квалификации в ООО «им. Суворова» 62
3.5 Анализ условий и безопасность труда в ООО «им. Сучшение63
3.6 Экологические проблемы в ООО «им. Суворова» 65
ГЛАВА 4 РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «им. СУВОРОВА»
4.1 Разработка миссий и целей организации 67
4.2 Основные направления совершенствования планирования 68
4.3 Улучшение производственной структуры и формирование
формирование новой организационной структуры 70
4.4 Пути повышения производительности, улучшение условий
и безопасности труда 74
4.5 Активизация маркетинговой деятельности 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ 86

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 181.36 Кб (Скачать файл)

1.1 Сущность малого предпринимательства.  Экономические, социальные и правовые  условия, необходимые для предпринимательской  деятельности

Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой  другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, его «верхний» слой - это немногочисленные, малые по количеству занятых, но вполне капиталообеспеченые фирмы. Работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке. Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий. Это, например, сложившиеся как малые предприятия и хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу: производящая бухгалтерскую программу «1С» фирма Б. Нуралиева; специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант Плюс» или на антивирусных программах - «Лаборатория Касперского». Они начинали свою деятельность буквально с нуля. Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успешного продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и ухода из сферы малого предпринимательства.

Далее, в России сейчас уже  немало относительно крепких малых  предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежных регионов.  Их перспективы не столь радужны, но тоже вполне определенны. Постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе - более или менее продолжительная жизнь (последняя зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг). Возможно, именно в этом сегменте могут появиться предприятия династического типа («Иванов и сыновья»), которые будут гордиться тем, что уже несколько десятилетий производят один и тот же - хотя и постоянно совершенствуемый - продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя. В этом сегменте закладываются традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.

Наконец, за ними идет,  гораздо, более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых - непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать [31, с. 18-25].

Самый нижний слой - так называемый самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия, занятые оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд; большинство же - труженики теневой экономики.

Все мелкие и средние предприятия  можно условно разделить на две  группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, малые предприятия, в условиях нового этапа научно-технического прогресса, выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой, — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями [31, с. 18-25].

Ко второй группе относятся малые предприятия, которые непосредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг с другом на рынке. Предпосылками для их бурного развития являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет малым предприятиям свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам; ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (табл. 1 приложений) [3, с. 75]. Вместе с тем, как видно из табл. 1, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - валового внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%. На малых предприятиях России в 2004 г. в среднем было занято 6485,8 тыс. человек или около 10% активного населения страны [32, с. 159]. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 22,2 и 22,1% (1439,3 и 1432,0 тыс. чел.), что также, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимает торговля и общественное питание (2249,5 тыс. человек, или 34,7%). Количество работающих на малых предприятиях, так же, как и объем производства, растут незначительно, а в отдельных отраслях - почти не меняются. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста малого предпринимательства. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие всей экономики, достижение, а затем и превышение уровня дореформенного 1990 г.

Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия; экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования деловых операций, которые готовы предоставить кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество  организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся: банки, оказывающие финансовые услуги, поставщики, организующие снабжение сырьем, полуфабрикатами, материалами, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы - предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги, агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые; средства связи и передачи информации [26, с. 34-49]. Элементы процесса предпринимательства представлены в табл. 2 приложений.

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно - на их спрос на товары.

Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума  к работе, что в свою очередь  влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом. От предпринимательской  деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей. Речь идет об организации обучения современным  методам ведения предпринимательской  деятельности, обучения и переобучения кадров, об организации подготовки и переподготовки преподавательских  кадров для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных  центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и т.п.

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому  большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации  предприятий; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование  налогового законодательства в направлении  мотивации производственной предпринимательской  деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными  странами.

Сюда входят также создание региональных центров поддержки  малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет  подготовка законодательных инициатив  по вопросам правовых гарантий предпринимательской  деятельности, включая в первую очередь  право на собственность и соблюдение договорных обязательств [20, с. 169-171].

Обосновывая необходимость  государственного регулирования предпринимательской  деятельности, Ф. Котлер называет основные причины, в силу которых появились  соответствующие законодательные  акты:

- необходимость защитить  фирмы друг от друга: «Предприниматели  в один голос превозносят конкуренцию,  но, когда затрагивают их собственные  интересы, пытаются нейтрализовать  ее» [20, с. 168]. Отсюда принятие законов,  предотвращающих проявления недобросовестной  конкуренции;

- необходимость защиты  потребителей от недобросовестной  деловой практики. Этим объясняется  направленность законов против  тех фирм, которые, оставшись без  присмотра, могут начать выпускать  плохие товары, лгать в рекламе,  вводить в заблуждение посредством  упаковки и уровня цен;

- необходимость защиты  высших интересов общества от  разнузданности предпринимателей. Как указывает Ф. Котлер, «ведь  предпринимательская деятельность  не всегда обеспечивает нам  лучшее качество жизни» [20,с. 168].

В предпринимательской сфере  России система законов только складывается. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.

Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в России в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 3 приложений) [26, с. 34-49].

Законодательство о малом  предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых  предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и  средних предприятий, вопросы государственной  поддержки малого бизнеса, налогообложения  и другие.

Содержание учредительных  документов малых предприятий выявило  ряд их особенностей. В 80-90 случаях  из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной  или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В соответствии с ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» к субъектам малого предпринимательства  отнесены коммерческие организации, в  уставном капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней: в  промышленности, строительстве и  на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [26, с. 34-49].

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью.

За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовывались в малые  предприятия, основанные на частной  долевой собственности.

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. Нередко местные власти выступают  учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении помещений  на условиях аренды.

Информация о работе Анализ предпринимательской деятельности и пути ее развития