Философия Cредневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика эпохи Средневековья………………………………...5
2. Особенности средневековой философии……………………………………10
2.1 «Бог и человек» - центральная проблема…………………………………..14
3. Основные философские течения(патристика, схоластика, реализм, номинализм)……………………………………………………………………..16
4. Выдающиеся философы. Аврелий Августин..............................……………20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Основополагающим принципом  познания он считал реальное существование  всеобщего. По его мнению, всеобщее существует трояко: "до вещей" (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), "в вещах", получив конкретное осуществление, и "после вещей"   в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания   чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве "вида". "Вид" предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. 

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на принцип  свободы воли человека, на учение о  сущем как благе, о Боге как  абсолютном благе и о зле как  лишенности блага. Зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике томизма является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выдающиеся философы. Аврелий Августин

Августин жил в переходное время (354-430 гг.) между античностью  и средними веками. Родился в г. Тагасте на севере Африки в семье римского чиновника. От отца унаследовал горячий темперамент, впечатлительность, экзальтированность и жажду полнокровной жизни. Августин начал свою жизнь с того, что вкусил удовольствий «телесной жизни», и только затем, ощутив неудовлетворенность этой жизнью, устремился на поиски высшей истины. По его собственному признанию, он прошел через «пучину мерзостей», «бездну пороков», «крутизну страстей». Отдал дань всем увлечениям, присущим молодости. Позже в своем литературном шедевре «Исповедь» Августин беспощадно будет бичевать себя за приверженность плотским удовольствиям.

Духовная эволюция Августина  сложна, он прошел извилистый путь духовных исканий: язычество - манихейство - скептицизм - неоплатонизм-христианство. Любовь к мудрости, которая по-гречески называется философией, зажег в нем Цицерон. Августин познакомился с его произведением «Гортензий», наслаждался этой книгой, и именно она «увещевала» его любит мудрость и «крепко прильнуть к ней».

Философия Августина представляет собой синтез античного культурного  наследия с христианскими ценностями. Августин оказался одним из первых великих теологов, которые связали  античность и христианское время. Аврелий Августин - классик патристики. Стержень августиновского мировосприятия - любовь, благодать, вера. Философия Августина отличается небывалым психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь человеческой души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. По мысли Августина, не мир - загадка, а человек. «Что же за тайна - человек!». Кульминацией его рассуждений о человеке можно считать признание: «Великая бездна - сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца». Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека. Новой чертой мышления Августина было внимание к динамике человеческой личности.

Психологизм Августина выявляется и в его учении о времени  как корреляте помнящей, созерцающей  и ожидающей души. Душа ждет, внимает, помнит. У Августина мы находим  блестящий анализ проблемы времени. «Что же такое время?» - вопрошает Августин «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать».

Августину принадлежит идея тройственности времени, оригинальная мысль об одновременности трех модусов  времени: «Теперь ясно становится для  меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.

Что же представляет собой  время? Как понимать «длительность» или «краткость» времени, где  они существуют? В прошлом, но его  уже нет. В будущем? Но его еще  нет. Значит, в настоящем. Но если мы возьмем отрезок настоящего времени  любой длины -- в сто лет, в год, месяц, день, час и т. д., то увидим, что он состоит как бы из трех интервалов. Один из них находится в прошлом, другой еще в будущем и третий -- кратчайший, неделимый уже далее на мельчайшие части миг и составляет собственно настоящее время. Он так краток, что длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается. Но как же тогда мы можем измерять время, сравнивать временные отрезки и т. п.?

Только в душе нашей  есть соответствующие тому три формы  восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

Генетическое и субстанциальное  начало всего, для Августина, -- Бог. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека.

Проблема мистически осмысленной  диалектики истории представлена в  августиновском трактате «О граде Божьем». Два града созданы двумя видами любви: земной -- любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, и град Божий, который основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Подобно тому, как каждая человеческая душа является полем битвы между Богом и дьяволом, так и история -- поле сражения благого и греховного царства. Ход истории, жизнь общества -- это борьба двух противоположных царств -- Земного (грешного) и Божественного. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. - с. 263.

Вера, по Августину, обладает высшим авторитетом, она «первее» знания. Вера определяет человека не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном. Вера -- источник истины и спасения.

 

Августин явился одним  из первых в истории духовной культуры создателем целостной эстетической системы. Некоторые его идеи (учение о механизме эстетического восприятия и суждения, отдельные положения  его знаковой теории, его рассуждения  о структурных закономерностях  красоты и искусства, в частности, закон контраста) сохранили ценность до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Философские идеи в средние  века чаще всего были облачены  в религиозные одежды. Строго  говоря, религия не является философией. Религия   это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века.

Средневековая философия  выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают  его великим философом. Величие  это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. - М.: Юристъ, 2002.

2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. - История философии. - М.: Просвещение, 2004.

3. Философский энциклопедический  словарь / под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Инфра-М, 2001.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.

5. Шаповалов В.Ф. Основы философии:  от классики до современности. - М.: ТД “ГРАНД”, 2002.

6.  Ляшенко В. П. Философия. М: «Символ», 2007. 

7. http://ru.wikipedia.org

8. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии: учебное пособие, - М.: «Академический проект», 2004.

9. Под ред. Кохановского В.П. История философии, - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

10.  Под ред. Фролова И.Т.  Философский словарь, - М.: «Республика», 2001.

11.Фролов И.Т. и др. Введение  в философию: учебное пособие, - М.: «Республика», 2003.

 


Информация о работе Философия Cредневековья