Философия Cредневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика эпохи Средневековья………………………………...5
2. Особенности средневековой философии……………………………………10
2.1 «Бог и человек» - центральная проблема…………………………………..14
3. Основные философские течения(патристика, схоластика, реализм, номинализм)……………………………………………………………………..16
4. Выдающиеся философы. Аврелий Августин..............................……………20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

контрольная  работа

по дисциплине

«Философия»

 

На тему:

Философия средневековья

 

 

 

Выполнил: Пяста А.А.

Гр: Менеджмент (Лог)

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика  эпохи Средневековья………………………………...5

2. Особенности средневековой  философии……………………………………10

2.1 «Бог и человек» - центральная проблема…………………………………..14

3. Основные философские  течения(патристика, схоластика, реализм, номинализм)……………………………………………………………………..16

4. Выдающиеся философы. Аврелий Августин..............................……………20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С греческого на русский  язык слово «философия» переводится  как любовь (φιλέω), и мудрость (σοφία) - любовь к мудрости, или любомудрие. Философское значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное. Назначение философии - поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, обеспечение его бытия в этом мире, его самосовершенствование.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия  мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого  общества (социальная философия и  философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская  антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную  историю, т.е. историю философии, которая  являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии   не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и  смысл бытия человека в мире, отношение  человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и  эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии   таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение. 

Средневековая философия  принадлежит в основном эпохе  феодализма (V-XV вв.). Безусловно, средневековая  философия является восприемницей  античной философии, порой даже просто повторяет ее, но вместе с тем  выра-батывает и свои собственные принципы.

Средневековая философия  охватывает тысячелетний период, прибли-зительно с V по XV в. Однако между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Философия Средневековья зародилась в не-драх античной философии и некоторое время формировалась вместе с рели-гией христианства, возникшей в I-II вв. н. э. Рост недоверия к рационалисти-ческому знанию, усиление в философии религиозных элементов нашли яркое выражение в неоплатонизме последней форме античной философии.

Философия Средневековья  своеобразный исторический тип филосо-фии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений и в то же время отличается рядом присущих ей в целом особенностей.

Первая из этих особенностей касается тех общих исторических усло-вий, в которых оказалась философия. В течение многих столетий она вынуж-дена была существовать в условиях всевластия Церкви. Так случилось и в Средние века. Философы оказались в состоянии заниматься своим делом, только совмещая его с деятельностью в качестве священников, аббатов, епи-скопов и т.п.

Онтология средневековой  философии сводилась к обоснованию  мысли о том, что основой, первопричиной  всего существующего является Бог. При-чем Бог как всемогущее существо является не только создателем мира и че-ловека, но и постоянным руководителем всей жизни, провидит жизнь каж-дого. Таким образом, с точки зрения учения о бытии средневековая филосо-фия была философией теоцентризма.

 

1.Общая характеристика  эпохи Средневековья.

Понятием "средневековье" принято именовать самый продолжительный  период развития Европы и Ближнего Востока со времени падения Рима до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия  и христианская церковь являлись связующим звеном позднеантичной культуры и культуры европейского феодального  мира. В эту эпоху монархи Запада и Востока нуждались в укреплении своей власти в некой духовной и идеологической опоре. И такую  опору дала светской власти религия  и церковь. 

       Средневековье  начинает свою историю со времени  падения Западной Римской Империи  в 476 году, но уже в 1 - 4 веках  появляются теологические и философские  доктрины так называемых "отцов  церкви". Совокупность этих доктрин  обозначается термином "патристика". С полным правом "первым теологом" можно назвать Филона Александрийского, чья творческая активность пришлась  на первую половину 1 века нашей  эры. Филон вводит понятие "творение". 

  Этика Филона основана на признании дуализма души и тела. Филон открывает третье измерение в человеке -Дух, что нисходит от Бога. Душа может быть бессмертной в той мере, в какой взращивает себя в Духе. Таким образом, не душа, как полагали греки, а Дух осуществляет сцепление человека с богом. 

   Учение Филона Александрийского о Логосе - сыне Божьем, его утверждения об одинаковой греховности людей и о принципиальном их равенстве как "детей Божьих" закладывали основы христианского вероучения, делали Филона непосредственным предшественником христианства. Христианство, которое зародилось как одна из иудейских сект, вступило на историческую арену во второй половине 1 века н.э. Первое время христиане, происходившие в массе своей из самых обездоленных слоев населения Римской Империи, принимали учение Христа как данность, не вдаваясь в спекуляции по его поводу. Ранние христианские идеологи, такие, например, как Климент, возглавивший в 190г. христианскую школу в Александрии, считали, что нет никакой несовместимости между христианством и языческой философией. Преемник Климента по Александрийской школе Ориген в христианстве видел завершение античной философии и полагал, что лучшим средством отыскания оснований и доказательств христианства служит философия. 

В своих теологических (богословских) разработках отцы греческой церкви основывались в основном на учениях  Платона и Плотина, а также  Аристотеля. Представители же ранней латинской патристики выступали  против греческой философии. Особенно активную атаку на философию повел  видный деятель Карфагенской церкви Тертуллиан (160-220 гг.). Философов он называл  патриархами ереси, а веру в Христа считал несовместимой с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость веры и разума, он провозгласил: "Верую, потому что абсурдно". Точка зрения Тертуллиана была чужда виднейшему представителю патристики Аврелию Августину (354-430 гг.), прозванному Блаженным. Он решил принять на веру христианское учение, а затем начать работу по разумному его осмыслению. У Августина вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, напротив, она стимулирует и подвигает его. Эта позиция Августина нашла выражение в формуле: "Верю, чтобы понимать". 

Религиозно-философская  система Августина теоцентрична, ибо проблема Бога и его отношения к миру является в ней первой и основной философской проблемой. Августин обосновывает идею креационизма, утверждая, что Бог создал мир из ничего, то есть ни из собственного существа (божественной субстанции), ни из чего-то внешнего. Рассматривая проблему воли, Августин приходит к утверждению ее свободы. Свобода - это свойство воли, а не разума, как это считали греки. К добру человека направляет воля Бога, а к греху человек влечется сам через свою свободную волю. В этом состоит, по Августину, понятие божественного предопределения. Божественное предопределение выступает источником двух противоположных царств: Божьего и земного. Августин был первым из мыслителей, кто предметом своих философских размышлений поставил проблемы философии истории, заложил основы теории общественного прогресса. Смысл и предназначение человеческой истории Августин видел в победе христианства во всемирном.

Итак, в патриотический период, в котором философские элементы платонизма играли определяющую роль, закладываются идеи теоцентризма, креационизма, божественного откровения и предопределения. Эти идеи определили сущность средневековой философии. 

Можно дать следующую периодизацию средневековой философии:                                              6-9 века - раннее средневековье, прямо  связанное со становлением христианской догматики.          6 9-12 века - период уточнения и углубления христианского мировоззрения.13 век - "золотой век" средневековой философии.14век - завершающий период, знаменующий собой размежевание веры и разума. Средневековая философия получила название "схоластика" (буквально - "школьный", "ученый"). 

Дело в том, что важным признаком средневековой философии  было влияние "школы", подчиненность  авторитетам. Мерой оценки философских  теорий была Библия. Библейский текст  был началом и концом любых  философских учений. 

Поскольку библейские тексты отличались мистическим, иносказательным  характером, особое значение в средние  века приобретала экзегетика - искусство  однозначного толкования положений  Библии. Для этого использовались все достижения формальной логики, в первую очередь - аристотелевской. Поэтому в отличие от патристики, разработка схоластической философии  осуществлялась под влиянием наследил Аристотеля. 

В основе средневековой философии  лежат два принципа, которые исходят  из миропонимания, основанного на религиозной  вере. Это - креационизм как главный  принцип онтологии и откровение как важнейший принцип гносеологии. Оба принципа связаны между соПроблема универсалий в средневековой философии.

На развитие гносеологии  в средние века повлиял спор о  природе универсалий, то есть общих  понятий, между реалистами и номиналистами. Согласно реализму, объективно существуют только общие понятия, постигаемые  сверхчувственным разумом. Реализм  общих понятий является необходимой  частью всей христианской философии  и теологии, так как с его  помощью обосновывались основные положения  и вероисповедальные догматы христианства. Например, Ансельм (1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский, который уже при жизни пользовался большим авторитетом в католическом мире, привлекал реализм понятий для доказательства бытия Бога. Это доказательство называют онтологическим, ибо в нем существование Бога выводится из одного лишь понятия "Бог" путем раскрытая содержания этого понятия. Доказательство слагается из двух посылок. В первой посылке утверждается, что человеческому уму дано понятие о Боге как о наибольшем благе. Во второй посылке говорится, будто понятие о Боге только как о мыслимом заключает в себе противоречие. Таким образом, согласно Ансельму, получается, что признак максимального совершенства с необходимостью предполагает объективность существования наивысшего существа, Подобная точка зрения выражает позиции крайнего реализма. 

  Против крайнего реализма выступил каноник из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения наиболее полно передают номиналистическую концепцию. Согласно номинализму, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова. Свою концепцию крайнего номинализма он применил для анализа одного из центральных христианских догматов - Троицы. 

Так как общее объективно не существует, то не мотет быть и  никакой божественной субстанции, которая  едина и объединяет одновременно три божественных лица. В действительности могут существовать лишь три самостоятельных Бога. В ходе полемики между реализмом и номинализмом разрабатывались и уточнялись все логически возможные варианты соотношения рационального и эмпирического, которые впоследствии станут фундаментом для формирования основ естественнонаучного знания. 

Систематизатором схоластической философии считается Фома Аквинский (1225-1274). Самыми важными трудами, подводящими  итог его творческой деятельности и  представляющими своеобразную энциклопедию официальной средневековой идеологии, являются "Сумма против язычников", или "Сумма философии" и "Сумма  теологии". 

Сам Аквинат обращается к философскому наследию Аристотеля, пытаясь приспособить его к учению католической церкви. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, проблему универсалий Фома решает с позиций умеренного реализма Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" каких сущность и "после вещей", то есть в человеческой уме как результат абстракции.

Информация о работе Философия Cредневековья