Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:32, реферат
Ручное ткачество - это яркая и увлекательная страница в традиционной культуре народа. Тесно связанное с удовлетворением насущных потребностей крестьянина - изготовление одежды, оформление жилища, отправление различных хозяйственных нужд - оно поднялось до уровня художественного явления. Сегодня вытканные народными мастерицами полотенца, скатерти, постилки, юбки, сорочки, пояса украшают залы музеев, демонстрируя зрителям безупречный художественный вкус.
Специализированные волокна
Обычно волокно
для прядения делятна две группы: животного
и растительного происхождения. Это деление
не сказывается на процессе прядения,
но эти два вида волокон по-разному реагируют
на мытье и крашение. Недавно появилась
третья группа — специально созданное
необычное волокно для прядения.
Производственное
волокно
Производственные волокна в основном состоят из синтетического волокна. Хотя синтетические волокна не играют большую роль в ручном прядении, такие волокна как нейлон, микрофибра и лавсан интересны в виде добавки к натуральному волокну. Существует также металлизированное и даже голографическое волокна, которые в смеси с волокном животного происхождения, такими как овечья шерсть или альпака, добавляют им блеск и цвет. Нейлон часто используют для прочности.
Существует
также промышленное волокно, которое можно
назвать волокном животного или растительного
происхождения. Например, соевое волокно
и волокно, созданное из молочного белка.
Существуют и новые разработки — волокна
из морских водорослей, эвкалипта и бамбука.
Ни одно из этих волокон невозможно получить
кустарным способом, хотя сегодня при
желании их можно купить.
Смеси
Существует
множество очень красивых смесей волокон.
Хлопок и шелк, конопля и овечья шерсть,
шерсть и ангора — только несколько наименований,
которые можно найти в магазинах. Если
же вы решитесь создать свои смеси, то
можете получить бесчисленное количество
интереснейших комбинаций.
Повторно используемое волокно
Тканевые отходы из Индии и Непала — деформированные нити из чистого шелка, которые остались от ткачества индийских сари. Их можно использовать для создания текстурной пряжи или добавлять к другим волокнам.
Смесь хлопка и переработанной джинсовой ткани — чудесное волокно, пригодное для прядения.
Кусочки нитей или материи разволокняют и смешивают с другими волокнами для придания цвета и изменения текстуры будущей пряжи.
Также можно
найти волокно, сделанное из переработанных
бутылок и шерсти.
Метод ткацкого станка
В деле производства ткани основным моментом является переплетение между собою нитей основы и утка, производимое под прямым углом (в прямую пересечку, не вкось); такого рода переплетения могут быть выполнены: ручным способом, на ручных станках и на сложных автоматически действующих быстроходных станках.
Механизм плетения вручную можно представить следующим образом: если натянуть ряд нитей (1, 2, 3, 4, 5… и так далее) на какой-либо раме то, пропуская между натянутыми нитями поперечную нитку (ху) в перевязку, как показано на рисунке, можно получить ткань, выполнив ее, таким образом, вручную.
Конечно, такой
способ работы, как это ясно само
собою, крайне медлителен и кропотлив
и отнимает массу времени и
внимания на переборку нитей основы
для пропуска между ними в избранном
порядке уточной нити (ху).
Представим себе далее, что мы закрепили ряд нитей основы одним концом на каком-либо приспособлении, а другой конец нитей укрепили к могущим перемещаться в вертикальном направлении подвижным рамкам. Допустим далее, что последнее крепление сделано так, что нечетные нити (1, 3, 5) укреплены (или, вернее, имеют опору) на одной рамке (А), а четные — на другой рамке (В).
Если после того, как нитям дано требуемое положение и натяг, одна рамка — скажем. А — будет поставлена выше другой (В), как это изображено на рисунке, то все нити, имеющие опору в рамке (А), поднимутся над всеми нитями, имеющими опору в рамке (В), при чем образовывается так называемый зев, в который, с помощью приспособления называемого челноком, можно пропустить уточную нить (С) по направлению, указанному стрелкой (а).
Если, пропустив нить (С) сквозь зев, как только что указано, немедленно вслед за этим рамку (А) опустить, рамку (В) поднять, то нити, связанные с рамками, также соответственно переместятся, при чем первый зев закроется и зажмет поперечную нитку, но зато сразу образовывается второй зев, в который мы можем вновь направить нитку (С), идя в обратную сторону по стрелке (а1).
Таким образом, передвигая рамки (А) и (ВВ) то вверх, то вниз и пропуская нитку (С) в образующийся всякий раз зев то слева направо, то справа налево, мы получаем плетение из ниток в виде ткани того или иного вида.
Этот способ, конечно, значительно упрощает дело и ускоряет весь процесс и, в сущности, является единственно приемлемым, особенно, когда вопрос идет о тканях, ширина коих образовывается из 1000 — 3000 нитей основы.
Так как каждый
очередной зев, по мере увеличения числа
зевов, приближается к рамкам А и В, то
по мере изготовления ткани челнок с ниткой
С приходится пропускать на расстоянии
все большем и большем от места Б прикрепления
концов (б) нитей основы. Такое обстоятельство,
конечно, является неудобством; в виду
этого, взамен постоянного прикрепления
нитей основы в точках (б, б…) на каком-либо
неподвижном приспособлении, ставят барабан
Б, на который и навивают ткань по мере
ее изготовления. Таким именно способом
мы достигаем того, что зев образовывается
(раскрывается) в более или менее постоянном,
или, вернее, ограниченном месте.
В практике ткачества претерпевают изменения и способы крепления нитей в рамках А и В.
Это крепление должно быть таким, чтобы нить получала в рамках только опору, дабы можно было применить нити основы любой длины; таким образом, назначение рамок А и В заключается не в том, чтобы нити основы увязать на рамках, а дабы поднимать и опускать нужные нити основы для образования зева.
Применив барабан Б и сделав рамки А и В опорами для нитей основы, мы тем самым можем производить ткань значительной длины; что же касается действий при образовании переплетения, то они, очевидно, сводятся: к поперечному перемещению рамок А и В вверх и вниз; к пропуску Уточной нити (С) в образующийся всякий раз зев и уплотнению переплетения.
Зная указанное,
можно легко построить уже и ткацкий станок,
по крайней мере, для производства самых
простых тканей домашним или кустарным
способом.
Из сказанного
выше должно быть понятно, что нити основы
для работы должны быть натянуты параллельно
между собой и притом в количестве, сообразном
ширине предлагаемой к производству ткани.
Им необходимо при этом дать некоторое
постоянное натяжение, дабы ткань не провисала
и не получалась от этого неровной и рыхлой.
Для этой именно цели нити основы и навивают
предварительно на задний навой, с коего
и сматывают их по мере тканья.
Виды переплетения
Если произвести группировку разнообразных переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения нитей приводятся к трем главным видам переплетения: тафтяное или гроденаплевое, киперное или саржевое и, наконец, атласное.
Первый вид плетения, представленный на рисунке, построен следующим образом: нити основы разделены на две равные части (четные и нечетные нити), уточная же нить в своих переплетениях с основною проходит то над чётными, то под чётными нитями основы и соответственно же переплетается с нечётными нитями в такой же последовательности.
Этот вид плетения
получает следующие названия в применении
к определённому материалу
для тканей шелковых — тафтяного или гроденаплевого переплетения;
для тканей шерстяных — суконного переплетения;
для тканей льняных и хлопчатобумажных — полотняного или миткалевого переплетения.
Так как ткань
рассматриваемого вида имеет наибольшее
число переплетений и перекрещиваний
нитей, то эта ткань и является наиболее
прочной из всех видов.
С другой стороны, в силу того, что каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях, ткань этого вида является наименее блестящей и гладкой и в этом отношении уступает другим тканям.Ткань по рисунку можно выполнить с некоторыми простыми вариантами.
Так, если нити основы пропускать то над двумя, то под двумя уточными, то получится ткань, называемая основным рапсом, точно таким же способом можно получить уточный рапс: для этого необходимо пропускать двойные нити основы то над уточными, то под ними.
Второй вид
плетения — киперное или саржевое.
Оно отличается от предыдущего тем, что
в нём имеются диагонально проходящие
полоски, более выпуклые нежели вся поверхность
ткани, чередующиеся с узкими бороздками
образующимися чередованием не перекрытых
нитей основы с перекрытыми нитями утка
и наоборот.
О киперных тканях следует сказать вообще, что они все обладают большим блеском и гладкостью, нежели ткани тафтяные, и при том в тем большей степени, чем менее связанными лежат нити основы и утка, это можно заключить из рисунков, из которых видно, что нить утка идет довольно свободно по верху нитей основы — этим именно и сообщается ткани блеск и гладкость.
Рассматривая образование переплетений по рисунку можем видеть следующий закон переплетения: каждая нить основы сдвинута от соседней и притом только на один уток; перекрытия основы и утка, будучи сдвинуты друг относительно друга только на одну нить, естественно образуют косые полоски.
Если в отличие от предыдущего переплетения, строить ткань так, чтобы перекрытия нитей основы и утка не примыкали друг к другу, а были бы сдвинуты более чем на одну нитку, то получается новый вид переплетения, называемый атласным или сатиновым.
Рассматривая рисунок, находим, что плетение происходит по такому закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка, идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идёт таким же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей, однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты по меньшей мере на две уточных нити. На рисунке изображено атласное переплетение, к котором нить основы проходит, перекрывая свободно семь нитей (оборотов) утка, а затем сама перекрывается утком. Эта ткань носит название восмивязного атласа.
Очевидно, что этот вид переплетения допускает также большое разнообразие; способ же переплетения таков, что ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.
Рассматриваемого
вида переплетения, кроме того, встречаются
еще в виде различных комбинаций с другими
видами в так называемых «двусторонних»
материях, которые показывают с одной
стороны атласное, а с другой — тафтяное
или киперное плетение. Сложные
ткани, а ровно ткани художественные, требуют
для своего выполнения некоторого усложнения
процесса производства; однако, основной
метод тканья сохраняется во всех случаях.
Техники «сумах» и «зили»
Существует два вида безворсовых односторонних ковров распространенных в Средней Азии и на Кавказе — «сумах» и «зили». Опишу выполнение узора в этих техниках.
В образовании
ткани по технике сумах участвуют две
нити утка. Первая служит для создания
каркаса ковра и переплетается с нитями
основы полотняным соединением. Вторая
нить делает петлю на двух основных нитях,
затем переходит к следующей паре нитей
основы, образуя рисунок косичкой на лицевой
стороне.
Для выполнения узора ковра в этой технике используется бумага с продолговатыми клетками, размером 1,5-2 мм. Одноцветная уточная нить, играющая роль закрепителя переплетения с нитями основы, прокидывается на всю ширину изделия. Вязку первого петельного ряда начинают справа налево, после полотняной части изделия. Цветная нить вывязывает нужное количество клеток по узору и остается висеть на лицевой стороне. Одна клетка соответствует паре нитей по вертикали. Для закрепления нитей петельного ряда пропускают полотняный уток. Следующий петельный ряд вяжут слева направо. Направление стежков при этом меняется в противоположную сторону. На лицевой стороне изделия два ряда петель принимают вид заплетенной косички.
Ковер в технике «зили» отличается от сумаха тем, что направление стежков при обкрутке нитей основы цветным утком проводится в одну сторону справа налево. Работа ведется одним цветным утком следующим образом: обкрутив нужное количество петель по рисунку, нить утка возвращают назад полотняным переплетением. Второй ряд вяжут аналогично первому.
В дагестанском ковре «дум» полотняное переплетение соединяется с переплетением в технике «сумах». На контурах двух цветных утков пограничные нити в виде петель обвивают каждую нить или пару нитей основы. Если рисунок имеет диагональное очертание, то оконтуривание также проводится наклонно.
Техника плетения ворсового ковра
Ковровые узлы подразделяют на одинарные, полуторные и двойные.