Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:32, реферат
Ручное ткачество - это яркая и увлекательная страница в традиционной культуре народа. Тесно связанное с удовлетворением насущных потребностей крестьянина - изготовление одежды, оформление жилища, отправление различных хозяйственных нужд - оно поднялось до уровня художественного явления. Сегодня вытканные народными мастерицами полотенца, скатерти, постилки, юбки, сорочки, пояса украшают залы музеев, демонстрируя зрителям безупречный художественный вкус.
Двойной или турецкий узел «гиордес» получил свое название от способа изготовления, так как он завязывается на двух нитях основы. Перед вязкой узлов пряжу нарезают. Короткие ворсинки трудно завязывать, поэтому чаще всего высота ворса 2-3 см, длина ворсинок в этом случае 5-6 см. Две нити основы оттягиваем выше изделия на себя, ворсинку накладываем на них сверху, а затем обкручиваем правым концом ворсинки одну нить основы, левым концом – вторую. Опускаем узел вниз на кромку ковра. Узел готов.
Существует еще один способ вязания двойного узла. Нить тянем от клубка, левой рукой поднимаем пару нитей основы, правой рукой заводим конец нити утка за левую нить основы, обкручиваем ее и выводим вперед. Далее оборачиваем нить утка вокруг правой нити основы и выводим конец ее между поднятыми нитями. Опускаем узел вниз, выравниваем до нужной длины, затягиваем и обрезаем конец, идущий к клубку, ковровым ножом или ножницами. Данный способ позволяет сэкономить количество пряжи, так как концы ворсинок получаются короче. В Сибири и Прибалтике распространены махровые ковры «рюу» из двойных узлов, но с большим количеством грунтовых прокидок. При высоте ворса 15-20 мм они имеют расстояние между рядами узлов 4-8 мм. Узел «сеннэ» — полуторный или персидский (получил свое название по месту происхождения – городу Сеннэ в Иране) – завязывается на одной нити, но охватывает две. Полуторный узел может быть правосторонний и левосторонний. Правосторонний узел выполняется следующим образом: пальцами правой руки поднимаем правую нить основы и пропускаем под ней нить идущую от клубка. Затем заводим конец нити утка под левую нить основы. Левой рукой вытягиваем оба конца вперед, опускаем вниз и обрезаем нить.
Левосторонний узел отличается тем, что работу нужно начинать с левой нити основы. Двойные узлы более прочные, но полуторные завязываются быстрее и распределяют ворсинки равномерно, делают ворс бархатистым. Их чаще применяют в изготовлении высокоплотных ковров. Существует несколько видов одинарных узлов: арабский или испанский, скандинавский и боковой.
Одиночный узел,
завязанный на одной нити, применялся
для изготовления ковров с очень
мелким рисунком. Иногда одинарные
узлы соединяют с двойными или полуторными,
для того, чтобы выполнить тонкую линию
узора.
Авторская работа
Создание станка.
Берем раму нужного нам размера, в данном случае 30см на 60см. Вбиваем маленькие гвоздики на двух сторонах рамы,которые размером 30см. Расстояние между гвоздиками 1 см. Вбиваем в шахматном порядке в два ряда. Прочные хлопчатобумажные или льняные нити основы натягиваем на гвозди. Для этого конец нити привязываем к левому верхнему гвоздю. Опускаем нить строго по вертикали, обвиваем нижные гвозди. Продолжаем натягивать нити попеременно, то на верхние, то на нижние гвозди, заполняя весь объем рамки. Они перекрываются польностью цветными нитями утка.поэтому их цвет не имеет значения. Нить основы закрепляют на раме, сделав несколько мотков вокруг верхней реи и затянув прочным узлом. Расстояние между нитями основы 3-5мм.
Когда рама заправлена, в нижнюю ее часть вставляют полоску картона шириной не менее 4-5 см и плотно прижимают к гвоздям, чтобы край получился ровным. Делаем уравнительную плетенку. Берем прочную из концевой части делаем петлю и накладываем ее на две крайние нити натянутой основы сверху. Сама нить должна находиться под основой снизу. Вытягиваем снизу вверх из первой петли новую и накладываем ее на две следующие нити основы. Предыдущую петлю затягиваем так, чтобы она плотно охватывала две нити основы, но не стягивала их. Концы плетенки привязывают к боковым стойкам рамы. Эскиз устанавливаем за натянутыми нитями основы.
Плетение гобелена.
Готовим уток – нитки сматываем в простой моток. Ткать гобелен можно как слева направо так и справа налево. Главное спрятать концы нитей. Начинаем работать по шаблону. Ряды необходимо прокладывать небельшой горкой, а потом прибиваем гребнем. Если нить кончилась, вводят новую. Конец нити (1 – 2см) оставляют на изнаночной стороне работы, а новую нить, оставив конец (1 – 2см) на изнанке, вводят на лицевую поверхность.
Существует два способа плетения гобелена.
Соединение утка между собой. Также как и предыдущий способ связан с границей соединения цветовых пятен вдоль нити основы, перпендикулярно уточной нити. Выбирают нить основы,лежащую на границе двух цветов. Нить темного цвета слева направо прокладывают до этой нити основы, огибают ее и возвращают в исходное пложение. Затем берут светлую нить, ведут ее справа налево до центральной нити основы, огибают ее и возвращают обратно.
Содержание композиции.
Панно «Деревья» выполнено под впечатлением от прошлого знойного лета.
Композиция прямоугольного формата 19х14см выполенена в технике гобелен.
Материал –
акриловая пряжа.
Эскиз
Используемая литература:
Сайт http://telarian.ru