Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:16, курсовая работа
Современные конные заводы имеют различную специализацию или направление: рысистое, скаковое, спортивное, верховое или тяжеловозное. В зависимости от направления разрабатывается селекционный план, вводятся определённые условия кормления и заводского (первичного) тренинга лошадей. Благодаря ведущейся в конных заводах селекции, особым условия содержания и кормления, лошади, рождённые в конном заводе, значительно отличаются от лошадей той же породы, но рождённых в крестьянских или некрупных фермерских хозяйствах.
Введение………………………………………………………………. 3
1. История создания конных заводов………………………………... 5
1.1 Цели создания конных заводов……………………………….. 8
2. Численность конных заводов в России и мире…………………. 10
3. Конные заводы России: ………………………………………….. 12
3.1 Хреновский …………………………………………………… 12
3.2 Пермский ……………………………………………………... 15
3.3 Московский …………………………………………………... 16
3.4 Чесменский …………………………………………………… 18
3.5 Алтайский …………………………………………………….. 19
3.6 Кемеровский ………………………………………………….. 20
3.7 Шаховский ……………………………………………………. 21
3.8 Племенной конный завод "Завиваловский" ………………… 21
4. Численность лошадей в конных заводах ………………………… 23
5. Требования к деятельности конных заводов …………………….. 25
6. Разведение племенного потомства на конных заводах ……….… 26
6.1 качественный отбор потомства ………………………………. 27
7. Необходимости управленческого учета на конных заводах …..... 27
Заключение …………………………………………………………… 32
Список использованной литературы ………………
- 31 -
ФГОУ ВПО « Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Биологический факультет
Кафедра частной зоотехнии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: « Конные заводы»
Выполнила: Трифанова Д. В
Киров 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. История создания конных заводов………………………………... 5
1.1 Цели создания конных заводов……………………………….. 8
2. Численность конных заводов в России и мире…………………. 10
3. Конные заводы России: ………………………………………….. 12
3.1 Хреновский …………………………………………………… 12
3.2 Пермский ……………………………………………………... 15
3.3 Московский …………………………………………………... 16
3.4 Чесменский …………………………………………………… 18
3.5 Алтайский …………………………………………………….. 19
3.6 Кемеровский ………………………………………………….. 20
3.7 Шаховский ……………………………………………………. 21
3.8 Племенной конный завод "Завиваловский" ………………… 21
4. Численность лошадей в конных заводах ………………………… 23
5. Требования к деятельности конных заводов …………………….. 25
6. Разведение племенного потомства на конных заводах ……….… 26
6.1 качественный отбор потомства ………………………………. 27
7. Необходимости управленческого учета на конных заводах …..... 27
Заключение …………………………………………………………… 32
Список использованной литературы …………………………….….. 34
Введение
Конный завод — племенной репродуктор, по разведению и улучшению лошадей определённой породы, типа или направления с поголовьем более 35 маток.
Первоначально слово «завод» в русском языке означало «заводить» (в значении «заиметь»), «разводить» и имело отношение только к лошадям. В XV—XVIII веках, когда в России появились первые конные заводы, они занимались прежде всего, «ремонтом» лошадей для кавалерии. Слово «ремонтировать» тогда означало пополнять конный состав армии новыми, молодыми лошадьми. Элементы конных заводов имели место ещё в древности, например у арабов, на протяжении 3000 лет разводивших арабскую лошадь или у туркменов, разводивших ахалтекинскую лошадь. Уже тогда старались отбирать на воспроизводство лучших жеребцов и кобыл: самых ярких по экстерьеру, удобных на аллюре, самых резвых и самых выносливых. Уже в те времена скрещивания с другими лошадьми запрещались или проводились для определённых целей под строгим контролем.
Современные конные заводы имеют различную специализацию или направление: рысистое, скаковое, спортивное, верховое или тяжеловозное. В зависимости от направления разрабатывается селекционный план, вводятся определённые условия кормления и заводского (первичного) тренинга лошадей. Благодаря ведущейся в конных заводах селекции, особым условия содержания и кормления, лошади, рождённые в конном заводе, значительно отличаются от лошадей той же породы, но рождённых в крестьянских или некрупных фермерских хозяйствах. Заводские лошади отличаются крупным ростом, более высокой резвостью, гармоничностью и правильностью форм экстерьера. В свою очередь, лошади заводских пород ещё сильнее отличаются от пород, разводимых только на селе (так называемые, местные породы).
Любой конный завод представляет собой комплекс зданий на отдельном участке, к которым относятся:
1. конюшни с денниками отдельно для жеребцов-производителей, отдельно для кобыл (заводских маток) и отдельно для молодняка и жеребят, отлучённых от матери (отъёмышей);
2. манежи для работы и тренинга лошадей;
3. помещения для хранения сбруи и фуража;
4. шорная мастерская, кузница, ветлечебница;
Жеребцы-производители содержатся отдельно от кобыл в денниках площадью не менее 16 м². Ежедневно им предоставляется часовой моцион в виде проездки под седлом или в упряжи (в зависимости от разводимой породы). На конном заводе должны быть левады или паддоки, где производители могут свободно передвигаться и пастись.
Матки содержатся в денниках площадью не меньше 14 м². Для них также предусмотрен ежедневный моцион. Их прогоняют на расстояние 5-7 км переменным аллюром. Кобылы с жеребятами в летнее время почти круглосуточно содержатся на пастбище и загоняются в денники только в неблагоприятную погоду или для подкормки.
Жеребят-отъёмышей содержат в отдельных денниках или группами в залах зимой и на пастбище летом.
Все рождённые в конном заводе жеребята подлежат строгому учёту. Их записывают в племенную книгу породы и клеймят. В основном ставят номер табуна или последние две цифры года рождения лошади. Некоторые конные заводы, особо известные в мире или те из них, где содержится так называемое «ядро» той или иной породы ставят особое клеймо, по которому на протяжении всей жизни лошади можно будет узнать, что это питомец именно этого конного завода. Так, например, немецкий конный завод «Гросс-Тракенен», разводящий тракененскую породу лошадей, ставит всем своим лошадям клеймо в виде лосиных рогов. Эта знаменитая на весь мир спортивная порода, гордость Германии, появилась именно в этом конном заводе. [1]
1. История создания конных заводов
К сожалению, основные письменные источники сведений о русском коневодстве и коннозаводстве до середины XVIII столетия погибли во время пожара 1737 г., когда в московском Потешном дворе сгорел весь конюшенный архив. Однако и оставшиеся немногочисленные и разрозненные документы, по которым нелегко восстановить последовательность событий в отечественном коннозаводстве, позволяют заключить, что один из первых отечественных конных заводов был основан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве. На Руси уже в начале 14 в. существовали княжеские "стада коневые". Было учреждено и специальное управление во главе с конюшим, который руководил почти всеми государственными имениями и пользовался особым доверием великого князя, занимая в боярской думе первое место. Помощником и заместителем конюшего стал ясельничий, должность которого была учреждена в 1497 г. [2]
В 16—17 вв. в Русском государстве уже существовали многочисленные конные дворцовые, монастырские и боярские заводы. С начала 18 в. получили развитие также государственные, частновладельческие и военные конные заводы, выращивавшие лошадей главным образом для нужд армии. В 19 в. преимущественное развитие получили частные конные заводы, а государственные постепенно свёртывались. Среди частных конных заводов большую известность получил завод графа А. Г. Орлова-Чесменского, где был выведен знаменитый орловский рысак. Несмотря на значительное развитие конных заводов в дореволюционной России, они не могло обеспечить коренного улучшения массового коневодства страны. [3]
В Московском княжестве вплоть до Петра Первого ценился медленный шаг лошади. Иначе было на окраинных землях и в степи. Здесь татары и казаки высоко ценили резвых лошадей. На южных рубежах, на Украине спросом пользовались верховые кони, а в северных землях, где в длинные зимы ездили на санях, была потребность в резвой упряжной лошади. В соответствии с требованиями практической жизни еще в отдаленные времена была заложена основа создания на юге донской и украинской верховых пород, а в казанском царстве – казанок, выносливых и резвых лошадей. В начале XVII веке насчитывалось 13 конюшен, а затем 16. огромное поголовье лошадей содержали народы, населявшие окраины России: Украину, Дон, Кубань, восток – это Урал и Сибирь.
Войны, которые вела Россия при Петре I, требовали конских пополнений. Также строительство столицы Санкт - Петербурга, Кронштадской крепости – требовали больше лошадиной силы. Вследствие этого конные заводы пришли в упадок. Постепенно исчезла порода русских (боярских) лошадей.
XVIII веке начали принимать меры по восстановлению конных заводов. Например, был основан завод в селе Бобровском на р. Битюг в Воронежской области. Здесь была выведена русская утяжеленная рабочая порода – битюгская.
После смерти ПетраI были придворные конные заводы. Их задачей оставалось обеспечение императорского двора пользовательными лошадьми.
В 1739 году было основано десять новых конных заводов: Бронницкий, Хорошевский, Павшинский, Гавриловский, Даниловский, Сидоровский (Костромской уезд), Всегоднический (Владимирская губерния), Скипинский (Рязанская губерния), Богородицкий (Тульская губерния), Шелковский (до нашего времени не сохранился).
Придворные конные заводы не обеспечивали лошадьми русскую армию, конские наборы с населением продолжались. Поэтому была начата организация государственных военно-ремонтных заводов. В середине XVIII века в России началась быстрое развитие частного коннозаводства. Этому способствовал указ об отмене принудительных конских наборов. Однако конезаводчики предпочитали верховым чистокровным породам, более крупных и недостаточно работоспособных.
Оценивая итоги русского коннозаводства второй половины XVIII века, необходимо признать, что, несмотря на бурный рост численности конных заводов, задача улучшения коневодства в стране осталась невыполненной. [4]
Собственные конные заводы имели и бояре, которые нуждались в большом количестве лошадей не только для себя и членов своей семьи, но и для конных воинов, которых они были обязаны давать в войско в случае войны. Чем обширнее и доходнее были имения, полученные боярином от царя, тем большее число конных воинов он должен был выставлять во время войны. [2]
Начало плановой организации конных заводов на научной основе положено Советским государством. Декретом о племенном животноводстве от 19 июля 1918 работа по конезаводству в СССР была подчинена интересам развития массового коневодства страны. Государственные конные заводы СССР представляют собой крупные многоотраслевые, технически оснащенные совхозы с ведущей отраслью коневодством и подсобными отраслями (скотоводство, овцеводство и др.). Конные заводы снабжают племенными лошадьми государственные заводские конюшни и племенные коневодческие фермы колхозов. Производители, выращенные в конных заводах, после испытания на ипподромах используются как улучшатели конского поголовья в массовом коневодстве. В конных заводах СССР не только значительно улучшены многие старые породы лошадей, но и выведены новые: русская рысистая, будённовская, терская, кустанайская, новокиргизская, советский и русский тяжеловозы, торийская. В 1972 в СССР насчитывалось свыше 100 конных заводов по разведению верховых, рысистых и тяжеловозных пород; в них сосредоточена лучшая часть племенного поголовья лошадей. Наиболее известные конные заводы, разводящие орловских рысаков: Хреновской (Воронежская область) и Московский; русских рысаков — Злынский (Орловская область), Смоленский и Александровский (Курская область), Дубровский (Полтавская область); чистокровных верховых лошадей — "Восход" (Краснодарский край), Кабардинский (Кабардино-Балкарская АССР); донскую и будённовскую породы — заводы имени С. М. Буденного и имени Первой Конной армии (Ростовская обл.).
Начало развития конных заводов за рубежом относится к 11—12 вв. Наибольшего расцвета достигло конезаводство стран Западной Европы в 18— 19 вв., когда были созданы всемирно известные породы лошадей: чистокровная верховая, американская стандартбредная, брабансоны, першероны, ардены и др. Виднейшие современные зарубежные конные заводы, разводящие популярную во всём мире чистокровную верховую породу, — Ньюмаркет, Лаймстон Стад, Уильям Хилл (Великобритания), Буа Руссель, Кетьевиль, Мениль (Франция), Клейборн Фарм, Спейндрафт (США), Градицкий (ГДР). Верховых чистокровных арабских лошадей разводят конные заводы Эз-Загра (АРЕ), Яновский (Польша) и др. Рысистое конезаводство широко распространено в США (где достигло наиболее высокого уровня развития), в Канаде, во Франции, Италии, Швеции, ФРГ, Австралии. Наиболее известные конные заводы США, разводящие американского рысака: Ганновер Шу Фармс, Каслтон Фарм, Волнут Холл Фарм. [3]
1.1 Цели создания конных заводов
Были конные заводы и при монастырях, которые владели огромными земельными угодьями и были освобождены от всяких налогов. Необходимо подчеркнуть, что задачей всех конных заводов, как на Руси, так и в других странах, в те времена и много позже было лишь разведение пользовательных лошадей высокого качества для нужд их владельцев.
Разводили лошадей в конных заводах исключительно косячным способом. Целью разведения было получение улучшенных русских лошадей достаточно крупного роста, т. е. уже упоминавшихся "выкормков", или, как их тогда называли, "боярских лошадей". Добиться этого было не так просто . Спрос был велик, и в начале XVII столетия, по свидетельству французского наемника Маржерета, служившего с 1600 г. в России сначала у Бориса Годунова, потом у Лже-Дмитрия, за боярскую лошадь платили около 20 рублей, в то время как простая русская или ногайская лошадь стоила не дороже 3-4 рублей, а наилучшие аргамаки, доставка которых была сопряжена с огромными трудностями, продавались за 50-100 рублей.
В качестве производителей во всех тогдашних конных заводах использовались в подавляющем большинстве случаев жеребцы русской же породы. Можно предполагать, что в производители назначались и ногайские иноходцы, поскольку они уже в то время пользовались большим спросом для езды во время охоты и для срочных поездок. Однако никаких следов их использования в документах не сохранилось. То же можно сказать и об использовании жеребцов западных заводских пород, а также персидских и иных аргамаков, хотя достоверно известно, что русские цари, особенно Иван Грозный, приобретали их не только для езды, но и для заводского использования. К началу XVI в. в заводах стали получать уже настолько крупных лошадей, что садиться на них приходилось с особой скамьи, так называемого приступа. Раньше, когда лошади были низкорослыми, этот распространенный в других странах обычай на Руси не был известен. Большинство лошадей, которых разводили в Московском государстве, оставались невысокими и в XV, и даже в XVI в. Находки в московских раскопках, относящиеся к тому времени, подтверждают, что средний рост лошадей был равен 131,9 см, а останки лошадей высотой в холке 144-152 см встречаются здесь даже реже, чем в материалах, полученных при раскопках захоронений Х-ХI вв. в Новгороде.