Определяющим для сельскохозяйственного кредитования в России стал 1882 год, когда начал свою работу Государственный крестьянский поземельный банк. С его помощью государство рассчитывало завершить реформу крепостного права - участки приходилось выкупать у собственников-дворян и через поземельный банк отдавать в кредит крестьянам. В период с 1883 по 1895 год Государственный крестьянский поземельный банк выдал в общей сложности 15 тысяч ссуд, совокупный размер которых составил примерно82миллионарублей. Схожую задачу, но применительно к иному слою населения, решал Государственный дворянский земельный банк. Основанный в 1885 году, он был призван поддержать дворянские имения, которые разорялись ввиду отмены крепостного права: крестьяне стали покидать деревню ради быстрого заработка на городских фабриках, и помещики оказались в сложном положении. Чтобы исправить неблагоприятную ситуацию, банк приступил к выдаче долгосрочных займов крупным собственникам русской деревни.
Государственный крестьянский поземельный банк и Государственный дворянский земельный банк вместе формировали целостную систему сельского кредитования и землеустройства Российской Империи. На базе этой структуры был создан единый Государственный банк, с помощью которого государство проводило экономическую политику в национальном масштабе. К началу Первой мировой войны это финансово-кредитное учреждение было одним из крупнейших банков в Европе.
Всего через два месяца после революции Государственный банк перешёл под контроль советской власти. Все коммерческие банки России были объединены с Государственным банком: в декабре 1917 года он получает новое название - Народный банк Российской Республики, а с 1923 года - Государственный банк СССР.
С этого банка начиналась экономика нового государства. Основными задачами Государственного банка СССР становятся эмиссия бумажных денег, финансирование народного хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В таком виде кредитно-финансовая система просуществовала до апреля 1959 года - с этого времени Государственный банк начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью кредитования для Государственного банка являлось сельское хозяйство. При советской власти 90% от общей суммы, выданных в стране кредитов составляли сельскохозяйственные кредиты, остальные 10% - промышленные кредиты.
В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк - специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим сельхозбанком мира - его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников.
Агропромбанк продолжал функционировать и после распада СССР, большая часть инфраструктуры и ресурсов банка была сохранена.
Конец 90-х был трудным периодом для сельского хозяйства - отрасль нуждалась в финансировании со стороны государства. После масштабного кризиса 1998 года необходимо было создавать банк только со 100% государственным участием - так можно было обеспечить новое становление системы сельскохозяйственного кредитования, реанимировать сельскую экономику и поддержать аграрный сектор.
15 марта 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение №75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка - кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Глава государства поставил задачу сформировать на базе Россельхозбанка национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Уже более двух столетий Россельхозбанк поддерживает сельское хозяйство и сам уклад сельской жизни. В истории банка - вековые традиции агрокредитования, огромный багаж опыта и накопленных знаний, в перспективе - решение дальнейших задач по возрождению российского села и подъему агропромышленного комплекса страны. История Банка: [Электронный ресурс] // RSHB.RU: Информационный портал 2010 г. - Электрон. данные. URL: http://www.rshb.ru/about/mission/history.php
(дата обращения
09.11.2011 г.).
1.2 Значение кредита для предприятий сельского хозяйства на современном этапе
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства (26%) в структуре ВВП (рисунок 1). Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины экономически активного населения. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др. Роль сельского хозяйства: [Электронный ресурс] // VIKIPEDIA.RU: Информационный портал 2010 г. - Электрон.данные.URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EB%FC%F1%EA%EE%E5_%F5%
EE%E7%FF%E9%F1%F2%E2%EE (дата обращения 11.11.2011 г.).
Рисунок 1 - Отраслевая структура ВВП РФ, %
Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обусловливают необходимость предоставления сельскому хозяйству заемных средств. Также из-за длительности производственного цикла отсутствуют источники непрерывного финансирования. Указанные особенности определяют значение эффективного функционирования финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей создание условий для постоянного финансирования сельхозпроизводства и социальной сферы села и предоставления заемных средств в системе хозяйственного механизма агропромышленного комплекса. Дьяченко Д.В., Титова А.В. Совершенствование системы развития кредитных услуг в АПК (на примере Россельхозбанка) // Известия. - 2011. - №4. - С. 34.
Финансово-кредитная инфраструктура агропромышленного комплекса представляет собой комплекс, субъекты которого осуществляют процессы аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, формирования и движения капитала между хозяйственными субъектами и сферами агропромышленного комплекса для обеспечения непрерывности агропромышленного производства (рисунок 2).
Особенностью кредитной подсистемы для предприятий сельского хозяйства является коммерческое кредитование, которое включает в себя такие элементы, как взаимосвязь с агрохолдингами, авансирование платежей заказчиками, кредиторская задолженность перед поставщиками. В условиях недостаточности финансовых ресурсов хозяйственные субъекты должны иметь возможность получения заемных средств для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в агропромышленном комплексе.
В настоящее время банковское кредитование стало неотъемлемой частью хозяйственного процесса, формируя значительную долю пассивов многих предприятий агропромышленного комплекса. Покрывая их потребность в заемных средствах, банковский кредит создает им условия для осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
Рисунок 2 - Финансово-кредитная инфраструктура агропромышленного комплекса
В 1990-х гг. такие условия еще не были созданы: доля убыточных сельскохозяйственных организаций в 1996 г. составляла 79% , уровень рентабельности по всей деятельности с учетом дотаций и компенсаций - (-21%). При таком положении коммерческий кредит был недоступен для большинства предприятий отрасли: доля долгосрочных заемных средств составляла всего 1,2% в валюте баланса, просроченная краткосрочная кредиторская задолженность - 42% от ее общей величины.
Такое близкое к катастрофическому положение отрасли длилось несколько лет. За это время сработали как законы рынка - выживает сильнейший, так и помощь государства. В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 23.07.08) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 28., представивший комплекс мер, направленных на реструктуризацию долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, вначале 2000-х гг. было введено субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, определившее дальнейшее развитие системы сельскохозяйственного кредита на весь последующий период. В результате к 2005 г. положение значительно улучшилось: упрочился рост валовой продукции, рентабельность по всей деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом дотаций и компенсаций составила +8 %, доля убыточных хозяйств снизилась до 41 %.
В то же время достигнутых результатов было недостаточно. Отрасли по-прежнему не хватало доступных заемных средств для масштабного развития.
Важнейшим шагом в развитии аграрной политики России стал Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2006-2007), в котором мера субсидирования процентной ставки стала основной по двум из трех направлений проекта - ускоренного развития животноводства и стимулирования развития малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета субсидировались затраты на уплату процентных ставок по целевым кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а по кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Наряду с выделением финансирования были установлены конкретные целевые показатели достижения целей, в том числе такие, как объем привлеченных кредитов, число созданных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Минсельхоз России впервые стал отвечать за эти показатели перед Правительством РФ. Включился административный ресурс, была развернута широкомасштабная компания в регионах. Основным агентом государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора был назначен ОАО «Россельхозбанк», созданный при непосредственном участии государства. В уставный капитал банка практически ежегодно перечисляются значительные бюджетные средства для реализации этой цели. Гатаулина Е.А., Янбых Р.Г. Кредитование сельского хозяйства: современные вызовы и пути их решения // Экономические науки. - 2011. - №3. - С. 315-316.
1.3 Формы кредитных ресурсов, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям
В зависимости от срока погашения, заемщика, назначения кредита различают множество форм кредитов.
Инвестиционные кредиты (займы) предоставляются на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства: [Электронный ресурс] // RSHB.RU: Информационный портал 2001 г. - Электрон.данные. URL: http://www.rshb.ru/gosprograms/now/fin.php
(дата обращения
09.11.2011 г.).
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам направлено на обновление и модернизацию основных фондов сельского хозяйства. Объемы привлеченных инвестиционных кредитов в 2010 г. практически восстановились до уровня 2008 г., когда последствия финансового кризиса еще не успели проявиться в полной мере. В то же время привлеченные объемы заемных средств были ниже плановых индикаторов. Это объясняется определенным насыщением рынка, а также запретом субсидировать процентные ставки по кредитам и займам на импортную сельхозтехнику с 2009 г., в том числе производства Республики Беларусь. Основными получателями субсидий по инвестиционным кредитам являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались инвестиционные кредиты (с учетом переходящих прошлых лет) 8695 заемщиков.
Получателями инвестиционных субсидируемых кредитов являются в основном сельскохозяйственные организации. Гатаулина Е.А., Янбых Р.Г. Кредитование сельского хозяйства: современные вызовы и пути их решения // Экономические науки. - 2011. - №3. - С. 317.
Краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства: [Электронный ресурс] // RSHB.RU: Информационный портал 2001 г. - Электрон. данные. URL: http://www.rshb.ru/gosprograms/now/fin.php
(дата обращения
09.11.2011 г.).