Таблица 7 - Динамика нормативов ликвидности Россельхозбанка за период с 2006 по 2008 г., %
Норматив
2006
2007
2008
1
2
3
4
Н2. Норматив мгновенной ликвидности, Отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования.
Минимально допустимое значение норматива - 15.
57,2
62,5
173,78
НЗ. Норматив текущей ликвидности. Отношение суммы ликвидных активов к сумме обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива - 10.
112,2
99
191,91
Н4. Норматив долгосрочной ликвидности. Отношение всей долгосрочной задолженности банку к капиталу банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам со сроком погашения свыше года.
Максимально допустимое значение норматива - не более 120.
79,2
89,9
83,62
Кредитование сельского хозяйства - это фундамент не только для выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства, но также становления и развития отрасли как элемента рыночной экономики России. Уже принято решение о субсидировании 80 % (ранее было 66,6 %) ставки рефинансирования, а по некоторым целевым кредитам возмещается 100% ставки. Необходимо сохранить объемы и условия кредитования отрасли, что позволит успешно развивать начатые проекты, а также обеспечить полноценное проведение весенних полевых работ. Чалов С.П. Анализ деятельности Россельхозбанка и его участие в кредитовании аграрного сектора экономики // Финансы и кредит. - 2010. - №29. - С. 47-53.
2.3 Основные проблемы в кредитовании предприятий сельского хозяйства и пути их решения
Финансовый кризис, охвативший сектор реальной экономики, несет в себе не только негативные, но и позитивные факторы. На данное время складывается ситуация, которая может предоставить даже некоторые преимущества для российского агропромышленного комплекса. Кризисные условия должны быть использованы для начала новой стадии развития сельского хозяйства страны, для наращивания объемов производства и улучшения показателей эффективности работы.
В период кризисов ухудшается экономическая ситуация и обостряются всевозможные риски, в том числе банковские риски при кредитовании аграрного сектора. Решить проблему финансирования сельского хозяйства в настоящее время сложнее, чем некоторое время назад. К тому же АПК характеризуется хроническим недофинансированием в течение последних двадцати лет. При получении надлежащей господдержки отечественный АПК может и должен оказаться той сферой экономики, где кризисные условия могут и должны быть использованы для начала новой стадии развития сельского хозяйства страны. Исходя из данных принципиальных основ функционирования АПК России в кризисных условиях и следует выстраивать аграрную политику страны. Чалов С.П. Анализ деятельности Россельхозбанка и его участие в кредитовании аграрного сектора экономики // Финансы и кредит. - 2010. - №29. - С. 44.
Система льготного кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей практически не работает. Тяжелое финансовое состояние более 80% производителей практически устраняет их от участия в кредитных операциях и они обречены на дальнейшее ухудшение своих хозяйственных и финансовых показателей. Большую часть льготных кредитов получают предприятия и организации, не занимающиеся непосредственно сельскохозяйственным производством.
Сегодня очевидно всем - стабилизация в аграрной сфере не может произойти без активного участия государства. Следует учитывать, что сельское хозяйство даже теоретически не является саморегулирующей системой вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы. Во всех без исключения странах с высокоэффективным сельскохозяйственным производством действуют стабильно работающие системы государственной поддержки аграрного сектора. Основной формой государственной поддержки является установление существенных льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям. В большинстве случаев, льготы устанавливаются в виде субсидирования процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также в виде участия государства в финансировании инвестиционных проектов на на выгодных для сельскохозяйственных товаропроизводителей условиях. Пономарева А.Е. Проблемы и особенности кредитования сельскохозяйственных предприятий // Современные проблемы науки и образования. - 2009. -№4. - С.102. В 2009 г. Россельхозбанк, несмотря на кризисные явления в экономике, активно проводил курс на расширение кредитной поддержки агро- продовольственного комплекса. За два года банком предоставлено кредитов на 596 млрд. руб., втом числе 340 млрд. руб. - в 2009г. по сравнению с 2008г. объем выдачи кредитов увеличился на 85 млрд. руб.
Повышение доступности кредитов обеспечивается предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции. С 2010 г. субсидируемые инвестиционные кредиты предоставляются на срок до 10 лет организациям, осуществляющим первичную подработку и хранение зерна, на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей и приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна, в связи с тем, что приоритетным направлением растениеводства становится ориентированное на экспорт зернопроизводство, требующее соответствующего развития инфраструктуры.
Одним из основных направлений совершенствования системы кредитования сельскохозяйственных предприятий должно стать налаживание связей с Россельхозбанком и Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государственное субсидирование процентных ставок при кредитовании малого бизнеса.
Для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей наиболее приемлемой надежной формой ведения бизнеса может стать договор франчайзинга. Это минимизирует трансакционные издержки, сопряженные с надзором за качеством продукта, и при реализации агропромышленной продукции позволяет пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Кроме того, франчайзер передает аграрному формированию комплект методических материалов в виде четких инструкций по сырые, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела, проводит курс обучения и может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Шкаруна Е.А. Финансово - кредитная инфраструктура малого агробизнеса: современное состояние и перспективы развития // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №27. - С. 52-53.
В ходе исследования в качестве направления совершенствования механизма сельскохозяйственного кредитования в ОАО «Россельхозбанк» предложено налаживание связей с Россельхозбанком и Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государственное субсидирование процентных ставок при кредитовании малого бизнеса. Кроме того, большое внимание банк должен уделять разработке и внедрению комплекса кредитных продуктов, совершенствованию организации и повышение качества кредитного процесса; более широкому обмену опытом работы с клиентурой на уровне дополнительных офисов; улучшению взаимодействия с органами власти всех уровней (в том числе с муниципальными).
В целом кредитная политика ОАО «Россельхозбанк» имеет четко выраженную целевую направленность, и основными направлениями развития деятельности банка в ближайшем будущем должны стать: дальнейшее совершенствование организации и повышение качества кредитного процесса в части экспертизы и сопровождения кредитных проектов, что могло бы обеспечить минимизацию рисков при кредитовании; более широкий обмен опытом работы с клиентурой на уровне дополнительных офисов; совершенствование кредитно-финансовой поддержки малых форм хозяйствования в АПК; улучшение взаимодействия с органами власти всех уровней (в том числе с муниципальными) и т.д.
Вторая глава позволяет сделать вывод, что ОАО «Россельхозбанк» - основной кредитный институт сельского хозяйства, который специализируется на финансировании организаций и предприятий, имеющих отношение к АПК. Банк реализует десятки кредитных программ для предприятий АПК и фермерских хозяйств. В Республике Башкортостан наибольший удельный вес в объеме кредитных средств занимают ОАО «Россельхозбанк» и Башкирский филиал Сбербанка России. В Республике Башкортостан Росссльхозбанк кредитует приблизительно 45% сельхозтоваропроизводителей. В период кризисов ухудшается экономическая ситуация и обостряются банковские риски при кредитовании аграрного сектора. Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Поэтому можно сказать, что стабилизация в аграрной сфере не может произойти без активного участия государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. История российского кредитования сельского хозяйства берет свое начало в XVIII веке, когда открылась первая в России кредитная организация «Монетная контора» и продолжается по наши дни в лице главного кредитора сельскохозяйственных предприятий ОАО «Россельхозбанк».
2. Кредит - наиболее распространенная форма привлечения заемных средств для нужд сельскохозяйственных предприятий. Различают множество форм кредитов: инвестиционные кредиты (займы), краткосрочные кредиты (займы), кредиты и займы для малых форм хозяйствования.
3. В сложившейся ситуации сохранение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей возложено на основной кредитный институт отрасли - ОАО «Россельхозбанк». Россельхозбанк является крупнейшим в России кредитором сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, если в 2006 году на его долю приходилось 15,3% всего объема кредитов, направленных в АПК, то в 2008 году она составила 54,9%.
4. Наибольший удельный вес в объеме кредитных средств в Республике Башкортостан занимают ОАО «Россельхозбанк» и Башкирский филиал Сбербанка России. В целом по республике краткосрочные кредиты преобладают над инвестиционными.
5. В период кризисов ухудшается экономическая ситуация и обостряются всевозможные риски, в том числе банковские риски при кредитовании аграрного сектора. Решить проблему финансирования сельского хозяйства в настоящее время сложнее, чем некоторое время назад. К тому же АПК характеризуется хроническим недофинансированием в течение последних двадцати лет. Система льготного кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей практически не работает. Тяжелое финансовое состояние более 80 % производителей практически устраняет их от участия в кредитных операциях, и они обречены на дальнейшее ухудшение своих хозяйственных и финансовых показателей. Большую часть льготных кредитов получают предприятия и организации, не занимающиеся непосредственно сельскохозяйственным производством.
На основе выводов можно сформулировать следующие предложения:
- ОАО «Россельхозбанк» налаживать связи со Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- ОАО «Россельхозбанк» должен уделять большое внимание разработке и внедрению комплекса кредитных продуктов, совершенствованию организации и повышению качества кредитного процесса; более широкому обмену опытом работы с клиентурой на уровне дополнительных офисов; улучшению взаимодействия с органами власти всех уровней (в том числе c муниципальными);
- требуется осуществлять меры государственной поддержки путем субсидирования процентных ставок при кредитовании малого бизнеса.
Реализация именно данных направлений развития деятельности банка позволит в ближайшее время решить ряд проблем, возникающих при кредитовании субъектов сельскохозяйственной отрасли, и улучшить состояние агропромышленного производства и экономики страны в целом не только на региональном уровне, но и на государственном.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (в ред. от 23.07.08) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 28.
2. Белоглазова, Г.Н. Деньги, кредит, банки : учебник / Г.Н. Белоглазова. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 624 с.
3. Кундиус, В.А. Экономика агропромышленного комплекса: Учебное пособие / В.А. Кундиус. - М.: КноРус, 2010. - 544 с.
4. Лаврушина, О.И. Банковское дело: Учебник /О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 765 с.
5. Лишанский, М.Л. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий: Учебное пособие для вузов / М.Л. Лишанский, И.Б. Маслова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.
6. Любушин,Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.
7. Зверева, Г. П. Экономика отраслей АПК: методические рекомендации / Г.П. Зверева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010. - 44с.
8. Броневецкий, П. Государственное кредитование сельского хозяйства:российский опыт /П. Броневецкий // Родина. - 2011. -№1. - С. 44-47.
9. Гатаулина, Е.А. Кредитование сельского хозяйства: современные вызовы и пути их решения / Е.А. Гатаулина, Р.Г. Янбых // Экономические науки. - 2011. - №3. - С. 315-318.
10. Дьяченко, Д.В. Совершенствование системы развития кредитных услуг в АПК (на примере Россельхозбанка) / Д.В. Дьяченко, А.В. Титова // Известия. - 2011. - №4. - С. 34-37.