Объекты недвижимости народного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени. Этот правовой акт определил отнесение объектов бывшей общенародной собственности к федеральной, государственной субъектов федерации и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

Файлы: 1 файл

народное хозяйство.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО “Оренбургский  государственный аграрный университет”

 

Кафедра землеустройство  и кадастры

 

 

 

Реферат на тему:

Объекты недвижимости народного образования

 

 

 

 

Выполнил: студент 3-го курса специальности Землеустройство и кадастры

Цимбалов Д.Т.

Проверил: преподаватель Горелова С.С.

 

 

 

Оренбург  2013

 

 

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» с изменениями и дополнениями действует до настоящего времени. Этот правовой акт определил отнесение объектов бывшей общенародной собственности к федеральной, государственной субъектов федерации и муниципальной собственности по признаку функционального назначения имущественных объектов в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов власти различных уровней.

К объектам муниципальной собственности отнесены:

-         жилищный и нежилой фонд социально-культурного  и бытового назначения,

-         жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные  предприятия, обслуживающие социальные  объекты,

-         инженерная инфраструктура городов, городской пассажирский транспорт, объекты внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов,

-         предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также оптово-складские мощности, необходимые для обеспечения товарооборота,

-         учреждения и объекты здравоохранения,  народного образования, культуры  и спорта (кроме объектов областного  значения).

 

Сопровождает постановление № 3020-1 целый ряд подзаконных актов (см. Приложение 1, раздел 1), определяющих порядок составления по объектных перечней (инвентаризации) муниципального имущества и оформления имущественных прав.

 

Федеральные нормативно-правовые акты по разграничению собственности, по оформлению имущественных прав, дополненные многочисленными инструктивными письмами с образцами необходимой для передачи и оформления прав документации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда о сложившейся практике разрешения споров по отнесению тех или иных объектов к муниципальной собственности являются:

- действующими  до настоящего времени,

-          не требующими дополнительного  регулирования со стороны субъектов  федерации или муниципальных  органов.

 

Управление и распоряжение муниципальным имуществом

После оформления права муниципальной собственности  органы местного самоуправления осуществляют права собственника: владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом как субъекты гражданского права. Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования.

Уполномоченные  муниципальные органы на материальной базе муниципального имущества учреждают, преобразуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, назначают и освобождают от должности их руководителей (в соответствии с трудовым законодательством), вступают в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки. Все эти правоотношения (кроме приватизации муниципального имущества) регулируются Гражданским Кодексом (ГК) РФ.

Однако ГК практически  не учитывает, что муниципальные  органы, будучи хозяйствующими субъектами, одновременно являются органами публичной  власти, просто обязанной гласно и «прозрачно» осуществлять свою деятельность, в том числе хозяйственную, с помощью общедоступных нормативно-правовых актов. Каких-либо методик, рекомендаций по применению статей ГК РФ такими особенными субъектами гражданского права как местные органы власти и управления, в федеральной нормативно-правовой базе не содержится. Такие акты должны быть разработаны, утверждены местными представительными органами и опубликованы. В них должны быть определены:

-          полномочия тех или иных органов  местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, по заключению сделок от имени муниципального образования,

-          порядок создания, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, контроля за их  деятельностью, назначения (освобождения) их руководителей,

-          процедуры заключения договоров  (поставки, подряда, аренды, найма,  концессии, доверительного управления  и др.) и порядок определения  цены договоров.

Приватизация  муниципального имущества

Особое место в системе российского законодательного и нормативно-правового регулирования занимает законодательная и нормативно-правовая база приватизации государственного и муниципального имущества. (ГК РФ сделки по приватизации не регулирует). Процесс приватизации в 1991 - 1997 гг. основывался на Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91. Его реализация дополнительно регулировалась:

Программой  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РФ, утверждённой постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.92 № 2980-1,

Указом Президента РФ от 29.01.92 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных  предприятий»,

Перечисленные документы являются основной нормативно-методической базы для осуществления приватизации на муниципальном уровне. В них:

-          определены органы приватизации, их функции, полномочия и ответственность,

-          установлены способы приватизации,

-          объекты муниципальной собственности  разделены по степени их вовлечённости в процесс приватизации (объекты, запрещённые к приватизации, объекты, приватизация которых ограничена определёнными условиями, объекты, обязательные к приватизации),

-          установлены процедуры принятия  решений, организации торгов,

-          установлен порядок предоставления льгот отдельным категориям участников (покупателей) процесса приватизации.

Указ Президента РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  предприятий в акционерные общества» и Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 547 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.92 № 721...» представляют собой нормативную и методическую базу процесса приватизации способом акционирования. Эти документы являются ключевыми для реформирования крупных и крупнейших предприятий и российской экономики в целом, но к приватизации муниципальной собственности серьёзного отношения не имеют, так как при разграничении собственности на муниципальный уровень подобные предприятия практически не передавались.

Законом «О приватизации...»  предполагалось ежегодное утверждение  Программы приватизации российским парламентом. Но после 1992 года и до настоящего времени ни одна из программ, предложенным правительством парламенту, утверждена не была. До настоящего времени с небольшими поправками действуют утверждённые Указом Президента РФ от 22.07.94 № 1535 «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01.07.94». Данный документ подвёл черту под массовой приватизацией 1992 - 1994 гг. (в том числе с применением приватизационных чеков), установил отнесение различных объектов государственной и муниципальной собственности к различным уровням получения разрешения на приватизацию, определил льготы при приватизации, порядок использования вырученных средств и т.д.

Указанные нормативно-правовые акты сопровождает огромное число (более 500 наименований) распоряжений, методических рекомендаций, инструктивных писем  Правительства, Госкомимущества и отраслевых министерств по вопросам особенности приватизации предприятий тех или иных отраслей народного хозяйства, особенностей налогообложения при приватизации, государственной поддержки приватизированных предприятий и проч. Таким образом, создана целостная нормативно-правовая и методическая база приватизации. За семь лет накоплен также весьма значительный багаж судебной практики по вопросам приватизации, материалы которой регулярно публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда».

 

Практическим пособием для муниципальных органов приватизации все эти годы служило периодическое издание - журнал «Панорама приватизации» - издаваемое Госкомимущества и рассылаемое безвозмездно органам приватизации всех уровней (в том числе муниципальным). Благодаря этому изданию муниципальные органы получали все необходимые нормативно-правовые и методические документы, могли ориентироваться в их множестве и создавать собственную нормативно-правовую базу приватизации в соответствии с федеральными разработками.

Попыткой обобщить накопленный опыт приватизации, устранить ошибки и противоречия предшествующего этапа можно считать новый Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» от 21.06.97 № 123-ФЗ.

В отношении муниципального имущества Закон носит рамочный характер и обязывает органы местного самоуправления привести в соответствие с ним свою нормативно-правовую базу, которая должна как минимум содержать:

-          определение органа местного  самоуправления, осуществляющего приватизацию (как правило, это устанавливается Уставом муниципального образования),

-          наложение ограничений на приватизацию  тех или иных муниципальных  объектов,

-          выбор способов и вариантов  приватизации для различных объектов,

-          порядок определения начальной  цены объекта приватизации,

-          порядок оплаты выкупаемого имущества,

-          порядок распределения и использования  средств, вырученных от приватизации  муниципального имущества.

При разработке нормативно-правовой базы приватизации муниципального имущества местные органы власти и управления ориентируются на федеральную нормативную базу.

Федеральное законодательство предоставляет муниципальным органам  значительную свободу по формированию собственной приватизационной политики и, соответственно, собственной нормативно-правовой базы.

Методической  основой для разработок на местном  уровне по-прежнему остаются Указы  Президента от 29.12.91 № 66 и от 01.07.92 № 721, от 22.07.92 № 1535 в части, не противоречащей Федеральному закону РФ от 21.06.97 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

Федеральное законодательство оставляет большой простор для  местного нормотворчества, и от квалификации муниципального менеджмента зависит качество (и даже наличие) регламентации деятельности органов местного самоуправления, позволяющей обеспечить «прозрачность» процедур управления и распоряжения муниципальным имуществом; возможность эффективного использования муниципального имущества и целенаправленной приватизации в интересах развития муниципального образования, создания рыночной инфраструктуры, поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Границы муниципальной экономической деятельности

Структура собственности

До 1991 года в России существовало только два вида собственности: государственная и личная собственность граждан. Последняя составляла ничтожную долю от первой. Первые упоминания о муниципальной собственности появились в федеральном законодательстве в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты). Наиболее важным законодательным актом для становления института муниципальной собственности, наполнения её реальным содержанием стало постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Разграничение государственной собственности  на федеральный, субъектов федерации  и муниципальный уровни осуществлялось в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1(см. приложение 1 «Перечень законодательных, нормативно-правовых актов и методических документов РФ, регулирующих вопросы муниципальной собственности»). В отношении всех трех уровней собственности в 1992 году был запущен механизм массовой приватизации, который в основном был завершен к 1.07.94 г.

Процесс разгосударствления и приватизации, запущенный в 1991 году, привел к новой структуре собственности  в Российской Федерации. Гражданское  законодательство называет следующие ее виды:

-          государственная собственность  Российской Федерации и субъектов  Федерации;

Информация о работе Объекты недвижимости народного образования