Особенности формирования среднего класса в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 22:42, статья

Описание работы

В статье исследуются процессы формирования в Беларуси среднего класса на основе анализа таких его показателей, как величина доходов, образование, престиж профессии, доступ к власти, уровень самоорганизации, ценностные ориентации, образ жизни, уровень самоидентичности. Рассмотрены стратификационные (социально-структурные) предпосылки формирования белорусского среднего класса и предпринята попытка определения его основных количественных и качественных характеристик.

Файлы: 1 файл

23.docx

— 85.05 Кб (Скачать файл)

на  чье образование он потратит значительные

средства, смогут перейти на более высокий  об-

щественный  статус. С белорусскими медиками

и учителями ситуация с точностью  до наоборот:

их  доходы, несмотря на высокий уровень  обра-

зования, не тянут даже на уровень низшего  слоя

среднего  класса. Поэтому их профессии сегодня

не  относятся к числу престижных, от чего эти

специалисты оказались на «периферии» форми-

рующегося среднего класса, которая в большей

степени, чем его основная часть, рискует  про-

фессионально  деградировать.

Как уже отмечалось, высокие доходы в  Бе-

ларуси  можно получать, работая на крупных

госпредприятиях, находясь на чиновничьей дол-

жности  или занимаясь бизнесом. Неудивитель-

но, что профессии, соответствующие  именно

этим  сегментам социальной структуры  белорус-

ского общества, относятся к разряду  наиболее

престижных.

V. Доступ к власти и уровень

самоорганизации

Согласно  теории немецкого социолога Раль-

фа  Дарендорфа, средней класс выполняет  фун-

кцию  «социальной плазмы», локализующей и

смягчающей  социальные конфликты. Но подоб-

ное «смягчение» возможно лишь при условии

публичного  признания конфликтов и поиска

компромиссных решений через диалог. Белорус-

ская  политическая модель основывается на

руссоистской (коллективистской) концепции де-

мократии, которая отказывает общественным

конфликтам  в легитимности. Согласно господ-

ствующей  идеологической доктрине, белорус-

ский  народ един и выразителем его  интересов яв-

Інстытуты

Таблица 6. Распределение граждан по уровню образования в зависимости от доходов ( в процентах; таблица

читается по горизонтали)*.

Источник: Национальные опросы НИСЭПИ / http://iiseps.org/poll.html

* Сумма по строке может быть  меньше 100% из-за отказов от ответов.

Вариант ответа до 180 тыс. 180–280 тыс. 280–560 тыс. + 560 тыс.

Начальное 15,0 62,7 20,6 1,7

Неполное среднее 14,7 38,4 43,1 3,4

Среднее общее 17,0 34,8 39,7 8,1

Среднее специальное 14,3 28,3 41,6 15,3

Высшее 7,2 29,1 43,4 19,5

33

ПАЛIТЫЧНАЯ СФЕРА № 9/2007

ляется  глава государства. Однако конфликты  от

этого не исчезают. Они загоняются вглубь, по-

степенно  накапливая энергию для социального

взрыва. Когда повод для взрыва находится, нео-

жиданно выясняется, что в обществе и государ-

стве  отсутствуют политические институты,

способные вести диалог и разрешать конфлик-

ты, что делает социальные взрывы особенно раз-

рушительными.

Как показывает европейский опыт, средний

класс в целом поддерживает демократизацию,

соглашаясь  с перераспределением власти и ре-

сурсов  в пользу низших слоев. Однако в странах

Латинской Америки, где разрыв в доходах  между

средними  и низшими слоями всегда был крайне

высок, средний класс, стремясь сохранить  свой

статус, обычно выступает против дистрибутивного

равенства, а потому в прошлом часто служил со-

циальной  базой правоавторитарных режимов. В

Беларуси  значительного расслоения по доходам

пока  не произошло, но устойчивое повышение

личного материального благополучия возможно

лишь  при условии лояльности к моносубъектной

власти. Поэтому ожидать, что рост доходов  авто-

матически будет вести к расширению социаль-

ной базы демократии, не приходится.

Местную специфику наглядно иллюстриру-

ют  следующие показатели: основную часть  кон-

тролируемых налоговой службой поступлений

в бюджет (96%) обеспечивают в Беларуси юри-

дические  лица. За счет индивидуальных пред-

принимателей  и физических лиц сформировано

соответственно 3,1 и 0,9% налоговых поступле-

ний9. Современную демократию не случайно

называют  «демократией налогоплательщиков».

Именно  из их рядов формируется средний  класс.

В рамках же белорусской модели место  налого-

плательщиков  занимают государственно-зави-

симые служащие, и чем выше уровень их дохо-

дов, тем более они зависимы от государства.

Если  говорить о степени доступа бизнеса  к

власти, то среди институциональных групп

интересов самыми влиятельными являются кор-

порации государственного и неконкурент-

ного  частного бизнеса, в том числе компании,

замешанные  на российском и другом зарубеж-

ном капитале. Они, как правило, действуют  под

патронажем  представителей центральной бюрок-

ратии, от чего многие из них имеют прямой дос-

туп к лицам, непосредственно влияющим на оп-

ределение внутри- и внешнеполитического кур-

са. Традиционную активность в сфере  дистрибу-

тивной  политики, в «выбивании» субсидий и кре-

дитов проявляют три основных белорусских

государственных «субсидарха»: жилищно-комму-

нальное хозяйство, аграрно-промышленный ком-

плекс и строительная отрасль.

Достаточно  активны в артикуляции своих

интересов разнообразные региональные груп-

пировки чиновников и приближенных к ним

неассоциированных предпринимателей,

представляющих  в основном неконкурентный

бизнес. Они также могут оказывать  существен-

ное влияние на дистрибутивную политику и, в

частности, на распределение государственных

заказов. В создании таких групп огромную роль

играют  земляческие установки и личные знаком-

ства  — использование родственных, школьных,

соседских и иных межличностных связей. Поэто-

му  региональные группировки власти и  бизнеса

нередко приобретают характер «местечковых»

патрон-клиентельных групп, стремящихся

контролировать  в своих регионах наиболее доход-

ные отрасли, поступающие из центра финансо-

вые потоки, кадровую политику и т. д.

Что же касается частного конкурентно-

го  бизнеса, то его место в сложившейся в Бела-

руси  властной модели хорошо фиксирует обще-

ственное  мнение. Так, на вопрос «На Ваш взгляд,

на  кого прежде всего опирается президент

А. Лукашенко?» в тройке лидеров  оказались: си-

ловые структуры — 48,6%, пенсионеры — 41,4%

и президентская «вертикаль» — 37,0%. После-

днее  три места заняли: специалисты  — 9,9%,

культурная  и научная элита — 8,3% и предпри-

ниматели  — 4,5%10. Подобное распределение

«точек  опоры» вполне отвечает определению  бе-

лорусского  государства как социально ориенти-

рованного и авторитарного.

Однако  проведение долговременной активной

социальной  политики возможно лишь на основе

эффективной экономики. В свою очередь, такая

экономика требует опоры на экономически актив-

ных граждан (бизнесменов, специалистов, куль-

турную  и научную элиту), словом, на тех, кто

обладает  личностными ресурсами. На этом при-

чинно-следственная цепочка не заканчивается,

так как для эффективной работы таких  граждан

Виктор Чернов, Сергей Николюк. Особенности  формирования среднего класса в Беларуси

9 См.: http://nalog.by/

10 См: опрос НИСЭПИ (август 2006 г.).

34

ПАЛIТЫЧНАЯ СФЕРА № 9/2007

требуется современная институциональная  сре-

да, в том числе ее политическая составляющая, и

это говорит о необходимости постепенных  поли-

тико-институциональных  реформ.

Если  ответы на вопрос о социальных груп-

пах, на которые опирается власть, проанализи-

ровать  в разрезе доверяющих и недоверяющих

главе государства, то мы получим любопытную

дополнительную  информацию. Так, среди недо-

веряющих (а это как раз люди с личностными

ресурсами) распределение ответов по трем пос-

ледним  профессиональным группам выглядит

следующим образом: специалисты — 2,9%,

культурная  и научная элита — 1,0% и бизнес-

мены  — 0,0%11. Трудно подыскать более яркую

иллюстрацию политической модели, которая

пытается  осуществить экономическую модерни-

зацию, слабо учитывая интересы профессиональ-

ных групп, являющихся ее главными проводни-

ками.

В целом политическая активность и  уровень

общественной  самоорганизации белорусских

граждан остаются довольно низкими. К ним

очень медленно приходит понимание того, что

только  объединившись в разнообразные  ассоци-

ации  можно кардинально изменить свою жизнь

к лучшему. В СССР политическая активность

общества  ограничивалась участием в выборах,

целью которых была демонстрация монолитно-

го  единства «партии и народа». Советская  при-

вычка голосовать сохранилась, поэтому так  вы-

соки  проценты принимающих участие в  голосо-

вании граждан, но дальше ритуала голосования

дело  не идет (см. таблицу 7). Занимаются аги-

тацией, собирают подписи и наблюдают  за голо-

сованием  всего несколько процентов граждан,

причем  складывать эти проценты нельзя, так  как

это практически одни и те же люди. Процент  же

принявших участие в работе избирательных  ко-

миссиий также не отражает реального уровня ав-

тономного политического участия, поскольку

они не формируются политическими партиями

и движениями.

Низкая  политическая активность связана и

со  слабостью гражданского общества в  Белару-

си. Общество атомизировано и напоминает, по

меткому замечанию российского социолога

Ю. Левады, мешок с горохом. Роль мешка  при

этом  выполняет государство, и если мешок  раз-

вязать, то общество рассыплется, что не раз  уже

наблюдалось. Достаточно вспомнить горбачевс-

кую «перестройку».

Наибольшей  политической пассивностью и

неорганизованностью отличаются неассоции-

рованные группы, хотя подавляющее большин-

ство  из них недовольно своим положением. Они

смутно  представляют свои общие интересы, пло-

хо  осведомлены о происходящих событиях и

ждут, когда кто-то за них разрешит их собствен-

ные проблемы — будь то президент, оппозиция

или Россия. Наиболее левоконсервативные из

них, например пенсионеры, жители сел и  малых

городов, являются главным объектом популист-

ских  и мобилизационных кампаний, периодичес-

ки  проводимых государственной машиной. В

тоже  время многие из неассоциированных  групп

(частные  предприниматели, особенно индивиду-

альный  бизнес, часть рабочих, интеллигенции  и

студентов, католики, протестанты) иногда ока-

зываются  вовлеченными в коллективные формы

артикуляции своих интересов.

Беларусь, как и ряд других стран бывшего

СССР, отличается невысокой численностью ас-

социированных групп интересов. Всего по со-

Інстытуты

11 Там же.

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «В чем выразилось Ваше участие в президентских выборах?»

(в процентах; возможно более  одного ответа).

Источник: Национальные опросы НИСЭПИ / http://iiseps.org/poll.html

Вариант ответа 10'01 06'06

Участвовал  в голосовании 79,4 87,2

Подписывался  за выдвижение кандидата 14,8 17,2

Агитировал  за или против кандидатов 3,6 2,2

Принимал  участие в работе избирательной  комиссии 2,6 2,3

Собирал подписи за выдвижение кандидата 1,7 2,5

Принимал  участие в качестве наблюдателя 1,3 1,2

Не  принимал никакого участия в этих выборах 15,0 9,3

35

ПАЛIТЫЧНАЯ СФЕРА № 9/2007

стоянию на 1 января 2005 года в Беларуси было

зарегистрировано 2259 общественных объедине-

ний (Общественные объединения..., 2005. № 2.

С. 20.). Если сравнить эти данные со среднеев-

ропейскими  показателями, то мы увидим, что Бе-

ларуси  предстоит преодолеть довольно большое

расстояние  на пути к формированию массового

гражданского  общества. Так, в Европе на 1000

жителей приходится в среднем четыре неправи-

тельственные  организации (НПО), тогда как в

Беларуси  — чуть более 0,2 НПО. По данным

Всемирного  банка, на начало 2004 года в Бела-

руси  насчитывалась 1 НПО на 4500 человек, тог-

да  как в Украине — 1/1500, в Польше — 1/900,

в США — 1/240 и во Франции — 1/80 (В. Паз-

няк, 2005. С. 67.). Количественная слабость ас-

социаций  значительно уменьшает возможности

влияния гражданского общества на развитие пуб-

личной  сферы.

Конституция Республики Беларусь (ст. 36)

гарантирует каждому право на свободу объеди-

нений. Однако на практике в последние годы

стало очень сложно зарегистрировать как  поли-

тическую  партию, так и общественную органи-

зацию, деятельность которой может быть расце-

нена  как политическая. Аналогичные ограниче-

ния распространяются и на право граждан

регистрировать  СМИ. Существующие формаль-

ные и неформальные ограничения затрудняют

формирование  структур гражданского и поли-

тического обществ, а ведь именно через их струк-

туры  средний класс формулирует и  защищает

свои  экономические и политические интересы.

Существенно ограничив каналы политичес-

кого  доступа для бизнес-структур, власть, с од-

ной стороны, блокировала возможность  появле-

ния в политической системе Беларуси разруши-

тельных конкурентных олигархий (подобных

украинским  или российским финансово-про-

мышленным группам), а с другой — не препят-

ствует  деятельности ассоциированных групп

предпринимателей, но при условии их отстра-

ненности  от реального политического процесса.

Так, руководители крупных государственных

и полугосударственных предприятий  объедине-

ны  в Белорусскую конфедерацию промышлен-

ников и предпринимателей (нанимателей). Эта

организация занимается в основном лоббирова-

Информация о работе Особенности формирования среднего класса в Беларуси