Особенности регулирования агропромышленного комплекса в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

АПК - крупнейший российский межотраслевой комплекс, объединяющий в себе десять отраслей экономики, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья. Агропромышленный комплекс затрагивает интересы практически всего населения Российской Федерации, являясь самым крупным из базовых комплексов в экономике страны.
В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП.

Содержание работы

Введение
1. Агропромышленный комплекс как крупнейший межотраслевой комплекс России
1.1 Состояние ведущих сфер агропромышленного комплекса
1.2 Значение развития блоков агропромышленного комплекса
для сектора экономики
2. Анализ регулирования агропромышленного комплекса в России
2.1 Основные направления государственной политики в области регулирования АПК
2.2 Регулирование агропромышленного комплекса на основе
межотраслевого баланса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

Производство скота и птицы на убой в живом весе, по предварительным оценкам, в минувшем году увеличилось на 6,8% - до 11,7 млн.тонн, производство молока - на 1%, до 32 млн. тонн, производство яиц - на 2,4%, до 42,1 млрд. штук.

Поголовье крупного рогатого скота в общем, на 1 января 2013 г. составило 20,1 млн. голов, что на 0,1% ниже с аналогичной датой прошлого года, при этом поголовье коров увеличилось на 0,5% -- до 9 миллионов. Поголовье свиней выросло на 7,7%, до 18,6 миллиона голов, овец и коз -- на 6,5%, до 24,4 миллиона голов, птицы в сельхозпредприятиях -- на 5,9%, до 390,8 миллиона голов.

В 2013 г. объем сельхозпроизводства в РФ вырос на 22,1% при показателе 4,1%. При этом в растениеводстве рост - 47,2% при показателе 3,1%, а в животноводстве - 1,5% при целевом показателе 5,1%. Увеличение производства обусловлено ростом объемов растениеводства и рекордными сборами по сахарной свекле, подсолнечнику, сое и рапсу.

Замедление темпов в 2013 г. связано с высокими темпами прироста производства отдельных видов продукции при благоприятных погодных условиях в 2012 г., и с возможным сокращением посевных площадей подсолнечника и сахарной свеклы.

«Сегодня объемы инвестиций, которые идут в сельское хозяйство, больше тех, что направляются в электроэнергетику, - 13 млрд. долларов ежегодно, - поэтому, правительство РФ рассчитывает, что рост в сельском хозяйстве продолжится, а присоединение к ВТО, которое вызывает беспокойство, на самом деле будет скорее плюсом для отрасли», - считает А.Р. Белоусов, министр экономического развития РФ. По словам Белоусова, условия присоединения позволяют России не только не уменьшать, но и наращивать объемы помощи сельскому хозяйству до 9 млрд. долларов ежегодно.

Рассмотрим вкратце отрасли по промышленной переработке и сбыту сельхозсырья и продовольствия.

За период перехода России к рыночной модели экономики в стране сформировались несколько развивающихся предприятий, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке, активно привлекающих капитал для своего развития. Сейчас в отраслях по переработке и сбыту, особенно в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, наметились положительные тенденции к стабилизации и росту производства продукции (колбасные, кондитерские изделия; масло растительное и животное; цельномолочная и макаронная продукция; сыры жирные; продукты детского питания; консервы: мясные, молочные и плодоовощные и др.).

Пищевая промышленность лидирует сейчас в структуре промышленного производства, занимая долю в 11,5% и, наравне с металлургической и топливной промышленностью, является лидером по производству продуктов. Индекс производства пищевых продуктов ежегодно составлял 106 - 107% (за 2010 г. - 105,4%).

Организациями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2010 г. было отгружено продукции на сумму 3117 млрд. рублей, или на 10,5 % больше, чем в 2009 г. Так, работа организаций, обеспечившая в 2010 г. получение прибыли в размере 174,4 млрд. рублей, или на 15 % больше, чем в 2009 г., позволила перечислить в бюджетную систему страны 476,6 млрд. рублей (прирост - 32,9 %), уровень рентабельности - 12,2 %.

С ростом доходов населения увеличивается спрос на мясную, молочную и рыбную продукцию. Однако, удовлетворяется он не в полной мере. Среднедушевое потребление таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйцо, остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Спрос на продукцию отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты: мукомольно-крупяная, хлебопекарная, молочная, мясная, сахарная, масложировая имеет устойчивый характер. Этот фактор предопределяет развитие сырьевой базы для отраслей и приток инвестиций в модернизацию технологической базы предприятий.

В 2020 г. производство пищевых продуктов должно увеличиться в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 3,5 - 5 % к уровню 2010 г. При этом предполагаются более высокие темпы прироста мяса и мясопродуктов, отдельных секторов молокопродуктов, сахара, крахмалопродуктов и плодоовощной продукции. Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р).

В настоящее время государственная поддержка предприятий пищевой промышленности осуществляется в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2014 г.». Госпрограммой и постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 90 предусмотрено предоставление субсидий предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на: закупку отечественного сырья для первичной и промышленной переработки; строительство, реконструкцию хранилищ пунктов по приемке или первичной переработке животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции; строительство объектов переработки высокопротеиновых культур; приобретение технологического оборудования для осуществления первичной переработки сельскохозяйственных животных и молока; приобретение оборудования для холодильной обработки и хранения мясной и молочной промышленности при первичной переработке сельхозсырья; приобретение оборудования для первичной переработки льносырья и полной переработки отходов спиртового производства; строительство, реконструкцию и модернизацию сахарных заводов.

И, кроме того, реализация Стратегии на среднесрочную перспективу (2013 - 2016 гг.) предусматривает модернизацию основных производственных фондов 400 рыбоперерабатывающих организаций.

Однозначно, что пищевая и перерабатывающая промышленность остается привлекательной в плане инвестиций для российского и иностранного бизнеса, что демонстрирует динамика объемов инвестиционных вложений в модернизацию, которые за 2005 - 2013 гг. составили 905,7 млрд. рублей.

Резюмируя, следует обобщить полученные данные.

Рассмотрев область машинно-технологических ресурсов, становится ясно, что они в современном сельском хозяйстве используются недостаточно. Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ВВП России сегодня составляет 0,08%. Столь низкая доля объясняется рядом причин - нестабильной экономической и производственной ситуацией предприятий отрасли и агропромышленного комплекса в целом. Низкая платежеспособность российских крестьян ведет к снижению продаж отечественными заводами необходимой техники и оборудования.

Конкурентным преимуществом российской сельхозтехники остается низкая стоимость владения.

Производство продукции растениеводства в последний отчетный год сократилось на 15%, в то же время выпуск продукции животноводства увеличился на 4,3%. Снижение показателя вызвано в первую очередь тяжелыми климатическими условиями во время всего аграрного сезона 2012 года в большинстве российских регионов.

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 1 января 2013 года составило 20,1 миллиона голов, что на 0,1% ниже по сравнению с аналогичной датой прошлого года, при этом поголовье коров увеличилось на 0,5% -- до 9 миллионов.

Замедление темпов в 2013 г. связано, во-первых, с высокими темпами прироста производства отдельных видов сельхозпродукции при сложившихся благоприятных погодных условиях в 2012 г., а во-вторых, с возможным сокращением посевных площадей подсолнечника и сахарной свеклы.

Отрадно то, что пищевая промышленность сохраняет лидирующее положение, занимая долю в 11,5% и, наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью, являясь лидером по производству продовольственных продуктов.

Итак, для нивелирования негативного эффекта для сельского хозяйства необходимо реализовать меры, преимущественно связанные с переводом нынешних форм поддержки в те, которые соответствуют требованиям ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ регулирования  агропромышленного комплекса в  России

 

2.1 Основные направления  государственной политики области  регулирования АПК

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий6.

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений. Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях. Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК7.

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

- развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства  в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

- повышение конкурентоспособности  рыбохозяйственного комплекса;

- устойчивое развитие  сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено  разработать и реализовать федеральные  целевые программы: «Повышение эффективности  и развитие ресурсного потенциала  сельского хозяйства»; «Повышение  эффективности использования и  развитие ресурсного потенциала  рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики. Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России.

В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством.

Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации .

 

Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

 

Рассмотрим принципы регулирования.

Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.

Информация о работе Особенности регулирования агропромышленного комплекса в россии