Особенности регулирования агропромышленного комплекса в россии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:17, курсовая работа
Описание работы
АПК - крупнейший российский межотраслевой комплекс, объединяющий в себе десять отраслей экономики, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья. Агропромышленный комплекс затрагивает интересы практически всего населения Российской Федерации, являясь самым крупным из базовых комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП.
Содержание работы
Введение 1. Агропромышленный комплекс как крупнейший межотраслевой комплекс России 1.1 Состояние ведущих сфер агропромышленного комплекса 1.2 Значение развития блоков агропромышленного комплекса для сектора экономики 2. Анализ регулирования агропромышленного комплекса в России 2.1 Основные направления государственной политики в области регулирования АПК 2.2 Регулирование агропромышленного комплекса на основе межотраслевого баланса Заключение Список использованной литературы
Другой принцип - сочетание
индикативности и директивности в управлении
сферой аграриев, который предполагает,
что методы регулирования в условиях рыночной
экономики распространяются на предприятия
государственного сектора в случае, если
возникнет необходимость (например - засуха,
землетрясение, наводнение и пр.).
Принцип аграрного протекционизма.
Он имеет два аспекта: внутриэкономический,
который касается взаимоотношений аграрного
комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический,
который связан с экспортом и импортом
сельскохозяйственных товаров. Закупка
за рубежом продовольствия, комбикормов,
семян, даже более лучшего качества, в
условиях кризисных ситуаций оказывает
негативное влияние на финансовое состояние
отечественных сельскохозпроизводителей.
Однако рассматриваемы принципы
зачастую нуждаются в дополнении.
Экономика России охарактеризована
сложной комбинацией разных производств
- крупных, с тенденцией к монопольным
структурам, и мелких.
С одной стороны, устойчивой
тенденцией является процесс концентрации
производства, так как только крупные
предприятия располагают большими материальными,
финансовыми и трудовыми ресурсами.
С другой стороны, в настоящее
время происходит большой рост мелкого
и среднего предпринимательства, особенно
в сферах, которые не требуют больших вложений,
объемов оборудования и трудовых ресурсов.
Достаточно большое количество малых
и средних предприятий существует в отраслях,
связанных с производством потребительских
товаров, в том числе и сельскохозяйственной
продукции. Развитие предприятий предполагает
использование разных форм собственности.
Таким образом, очевидно, что государственное
регулирование должно основываться на
принципе равнозначной поддержки предприятий
всех форм собственности.
Основным содержанием государственного
регулирования производства в аграрном
секторе является финансовая и материальная
поддержка сельскохозяйственных предприятий
со стороны государства. Однако, здесь
важно исключить возможность использования
такой поддержки на компенсацию убытков
от неэффективного ведения производства.
Поэтому целесообразно выделить такой
важный принцип регулирования государства,
как экономическое стимулирование эффективно
работающих предприятий.
В целях защиты сельхозпроизводителя
в экономическом плане, государство формирует
и поддерживает систему цен, обеспечивающую
стимулирование устойчивого предложения
и спроса на продовольственные и другие
продукты, товары. Эффективность выполнения
этой функции зависит от мер преодоления
диспаритета цен, неблагоприятного воздействия
монопольных структур различных сфер
АПК на сельское хозяйство.
Принципы государственного
регулирования находят проявление в конкретных
методах, направлениях и инструментах
достижения поставленных целей.
Они объединятся в три группы:
правовые, административно-организационные
и экономические
К двум первым, основанным на
использовании методов контроля и ограничения
со стороны как центральных, так и региональных
органов власти, относятся: контроль за
соблюдением стандартов; система лицензирования
производства, переработки и реализации
зерна; установление квот и таможенных
пошлин на экспорт и импорт зерна, а также
продукты переработки зерна; установление
в законодательном порядке норм и правил
хозяйственной деятельности участников
рынка; установление пороговых цен на
зерно; определение приоритетных направлений
развития отраслей и их инвестирования;
установление соотношения между ценой
на сырье и рентабельностью для перерабатывающих
предприятий и др.
Экономические методы бывают:
прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).
В соответствии с ФЗ «О государственном
регулировании агропромышленного производства»,
основными направлениями экономических
метолов являются: формирование и функционирование
рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия; финансирование,
кредитование, страхование, льготное налогообложение;
защита интересов отечественных товаропроизводителей
при осуществлении внешнеэкономической
деятельности; развитие науки и осуществление
научной деятельности в сфере агропромышленного
производства; развитие социальной сферы
села.
Рассмотренные направления
образуют экономическое государственное
регулирование сельскохозяйственного
производства, которое в себя вбирает:
финансово-кредитное регулирование; налоговое
регулирование; ценовое регулирование.
Финансово-кредитное регулирование
АПК сейчас является одним из главных
звеньев государственного экономического
регулирования АПК. Его назначение - распределение
и использование финансовых и кредитных
ресурсов национальной экономики.
Государственное финансирование
АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном
регулировании агропромышленного производства»,
который предусматривает распределение
средств федерального бюджета по трем
направлениям: осуществление государственных
целевых программ; бюджетная поддержка
сельскохозяйственного производства;
страхование.
По причине того, что задачи
в области регулирования аграрного производства
можно свести к обеспечению, необходимо
рассматривать уровень доходности сельских
товаропроизводителей, а также уровень
развития сельских территорий, инструменты
государственного регулирования аграрного
производства можно условно разделить
на две группы: инструменты по повышению
эффективности сельскохозяйственного
производства; инструменты по обеспечению
социальной защищенности сельского населения
и развитию социально-производственной
инфраструктуры сельских территорий.
Итак, государственная поддержка
АПК предполагает поддержку и эффективное
использование средств государственной
помощи.
Государству нужно создавать
новые условия для становления, а также
устойчивого поддержания паритета цен
на сельскохозяйственные товары и промышленные
средства производства для села, на средства
для фондообразующих отраслей АПК, продукцию
этих отраслей, на продукцию растениеводства
и животноводства.
Кроме того, в государственных
гарантиях нуждается реализация основных
видов продовольственных товаров, поступающих
в ценах ниже установленных, финансирование
устойчивого воспроизводства и плодородия
почв.
Сегодня, как никогда, нужно
антимонопольное государственное регулирование,
поддержка инновационно-инвестиционной
деятельности по технико-технологическому
состоянию АПК, помощь в воспроизводстве
племенного скота, в развитии элитного
семеноводства. Важна также экономическая
защита сельхозтоваропроизводителей
конкуренции импортеров продовольствия.
И, кроме того, надо эффективно внедрять
систему страхования результатов производства
в АПК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрение темы основ
государственного регулирования АПК в
России, является достаточно интересной
и актуальной сегодня. В результате проведенного
исследования были получены следующие
результаты.
АПК - крупнейший российский
межотраслевой комплекс, объединяющий
в себе десять отраслей экономики, направленный
на получение и переработку сельскохозяйственного
сырья. Агропромышленный комплекс затрагивает
интересы практически всего населения
РФ, являясь самым крупным из базовых комплексов
в экономике страны.
Однако, низкая доля сельхозмашиностроения
в ВВП России - уже показатель того, что
отрасль располагает большим потенциалом
роста. Именно сельхозмашиностроение
может придать агропромышленному комплексу
России импульс развития и для этого есть
следующие предпосылки. Главным преимуществом
российской сельхозтехники остается низкая
стоимость владения. С ростом технологичности,
развитием модельного ряда в некоторых
сегментах цена приближается к уровню
зарубежных конкурентов
Производство продукции растениеводства
в последний отчетный год сократилось
на 15%, в то же время выпуск продукции животноводства
увеличился на 4,3%. Снижение показателя
вызвано в первую очередь тяжелыми климатическими
условиями во время всего аграрного сезона
2012 года в большинстве российских регионов.
Замедление темпов в 2013 г. связано,
во-первых, с высокими темпами прироста
производства отдельных видов сельхозпродукции
при сложившихся благоприятных погодных
условиях в 2012 г., а во-вторых, с возможным
сокращением посевных площадей подсолнечника
и сахарной свеклы.
Однако, пищевая промышленность
сохраняет лидирующее положение, занимая
долю в 11,5% и, наравне с металлургическим
производством и топливной промышленностью,
являясь лидером по производству продовольственных
продуктов.
Значение сельского хозяйства
для экономики России в том, что оно играет
особую роль в финансовой системе государства
- этот товар имеет наибольшую оборачиваемость,
что обеспечивает стабильный финансовый
поток. И, кроме того, АПК является крупным
потребителем промышленной продукции,
т.е. различных средств производства, поэтому
от уровня его развития зависит экономика
предприятий. Кроме того, расширение масштабов
производства на предприятиях АПК увеличивает
общую инфраструктуру, привлекая общий
капитал и развивая общую инфраструктуру.
Государственное регулирование
в АПК представляет собой процесс прямого
или косвенного воздействия государства
на распределение ресурсов и формирование
производственных пропорций в целях стабилизации
и обеспечения его устойчивого развития.
Государство здесь вступает как глава
в общественных отношениях, а также субъект
рыночных отношений.
Принципы государственного
регулирования находят проявление в конкретных
методах, направлениях и инструментах
достижения поставленных целей. Финансово-кредитное
регулирование АПК сейчас является одним
из главных звеньев государственного
экономического регулирования АПК. Его
назначение - распределение и использование
финансовых и кредитных ресурсов национальной
экономики.
Государственная поддержка
АПК предполагает поддержку и эффективное
использование средств государственной
помощи. Государству нужно создавать новые
условия для становления, а также устойчивого
поддержания паритета цен на сельскохозяйственные
товары и промышленные средства производства
для села, на средства для фондообразующих
отраслей АПК, продукцию этих отраслей,
на продукцию растениеводства и животноводства.
Кроме того, в государственных гарантиях
нуждается реализация основных видов
продовольственных товаров, поступающих
в ценах ниже установленных, финансирование
устойчивого воспроизводства и плодородия
почв.
Итак, в ходе выполнения курсовой
работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрен агропромышленный
комплекс как крупнейший межотраслевой
комплекс России;
2. Проанализировано регулирование
АПК в России;
Итак, следует отметить, что
АПК Российской Федерации являет собой
важное звено экономики, которое требует
постоянной поддержки и регулирования
со стороны государства.
Список использованной
литературы
Нормативные акты:
1. Земельный кодекс РФ
от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями
и дополнениями).
2. Федеральный закон от
18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».
3. Федеральный закон от
16.07.1998 г. № 1-1-ФХ «О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения».
4. Распоряжение Правительства
РФ от 8 ноября 2012 г. № 2071-р об утверждении
Концепции федеральной целевой
программы «Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014 - 2017 годы
и на период до 2020 года».
5. Адуков Р. Х. Сборник материалов
Международной научно-практической конференции
“Аграрные доктрины 20-го столетия: уроки
на будущее”. [Электронный ресурс] URL: http://www.adukov.ru/.
Литература
6. Басовский Л.Е. Комплексный
анализ хозяйственной деятельности: учеб.
пособие / Басовский Е.Л., Басовская Е.Н.;
- М.: ИНФРА-М. - 2006. - 366 с.
7. Добрынин В.А. Экономика
сельского хозяйства: учеб. для вузов
/ В.А. Добрынин. - М.: Колос. - 2006.- 325 с.
8. Грубый В.А. Экономика, организация
и управление сельскохозяйственным производством:
учебное пособие / В.А. Грубый. - М.: РУДН.
- 2006. - 260 с.
9. Зайцева Ю.А. Осуществление
приоритетных направлений инновационного
развития в агропромышленном
комплексе. // Экономика и менеджмент
инновационных технологий. - 2012 [Электронный
ресурс]. URL: ttp://ekonomika.snauka.ru.
10. Коваленко Н.Я. Экономика
сельского хозяйства: курс лекций
/ Н.Я. Коваленко. - М.: Тандем. - 2007. - 512 с.
11. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия: Учебное
пособие / Кошевая И.П. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: Инфра-М. - 2007. - 288 с.
12. Леонтьев В.В.. Межотраслевая
экономика. - М.: Экономика. - 2007. - 312 с.
13. Минаков И.А. Экономика
сельскохозяйственного предприятия:
/ Минаков И.А. - М.: Инфра-М. - 2007. - 300 с.
14. Николайкин Н.И. Экология:
учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина,
О.П. Мелехова; - Изд. 2-е перераб. и доп. -
М.: Дрофа. - 2006. - 624 с.
15. Петренко И. А. Экономика
сельского хозяйства: учебное пособие
/ Петренко И.А., Чуженков П.И. - Алма-Ата:
Койнар. - 2007. - 420 с.
16. Попов Н.А. Экономика
сельского хозяйства: учебник / Н.А.
Попов; под ред. Н. А. Попова, - М.: Дело
и Сервис. - 2006. - 368 с.
17. Родионова И.А. Экономическая
география. - М.: Экзамен. - 2003. - 672 с.
18. Родионов Г.В. Технология
производства и переработки животноводческой
продукции: Учеб. пособие / Табакова Л.П.,
Табаков Г.П. - М.: КолосС. - 2006. - 512 с.
19. Офицальный сайт Министерства
сельского хозяйства [Электронный ресурс]
URL: http://mcx.ru/.
20. «Стратегия развития
сельскохозяйственного машиностроения
России до 2020 года» // Интернет-Портал
Правительства РФ. [Электронный ресурс]
URL: http://government.ru.
21. Стратегия машинно-технологической
модернизации сельского хозяйства
России на период до 2020 года. Ю.Ф.
Лачуга и др.; - М.: ФГНУ Росинформагротех.
- 2009. - 300 с.