Понятие и основные черты частного римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Феномен римского права заключается в том, что он живет уже вот более двух тысяч лет в праве многих государств. Когда в Европе начали развиваться торговля и промышленность, то они потребовали развитой правовой базы, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений. Имеющееся законодательство тормозило развитие вышеуказанных процессов, и тогда было решено признать законную силу за римским частным правом, то есть произошла рецепция римского частного права. Данный процесс так глубоко отразился на праве, что на сегодняшний день гражданское, семейное, наследственное и еще ряд других прав многочисленных государств, основаны на принципах и понятиях римского частного права.

Содержание работы

Введение 2-3
1. Понятие и основные черты частного римского права 4-9
2. Исторические системы римского частного права 10-15
3. Источники римского права 16-24
4. Рецепция римского частного права 25-28
Заключение 29
Решение задачи 30-31
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

Не меньшее значение имел "всесветный" характер самой империи, породивший потребность "примирения" многих и различных правовых систем, исторически  возникших и существовавших в  завоеванных странах. Римские юристы имели возможность воспользоваться  результатами правового развития культурных национальных частей империи, особенно Афин.

Многие авторы сходятся в том, что  универсальность и мировое господство права кроются в преодолении  национальной замкнутости. Это присутствовало в Риме.

 

2. Исторические  системы римского частного права

 

Цивильное право. Сообразно с задачами настоящего учебника (п. 4) изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I-VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основных чертах состояние источников римского частного права к концу республики.

В силу особенностей исторического  развития к этому времени в  составе римского права можно  различать отдельные системы, которые  возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право  называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой следи древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quiritium — собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

Преторское право. Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова «honores» — почетная должность).

Эта система права была вызвана к жизни развитием  экономики, ростом рабовладения, сосредоточением  в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые соцально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом — прегоров. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права. (С.55).3

Право народов (ins gentium). Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе — праву народов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное право применялось  только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались, как указано выше (п. 2), врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т. д.) и за не римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического  развития эта система включила в  себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum conceptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной стадии  организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и мало подвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины выросшее на базисе экономических, в частности, торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Сближение систем. Дуализм противоположных укладов — цивильного права и права народов — не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права — nova interpretatio iuris. За 50 лет до н. э. оно выдвинуло значение воли, как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров (п. 90-91).

Строгость и формализм  цивильного права особенно долго  держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Подчеркивая распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие исконные институты, как рабство и даже связанное с завоевательной политикой Рима право военной добычи. С особенной силой и быстротой сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Так, старые цивильные сделки стипуляции, письменного обязательства (и погашение обязательств — acceptilatio стали распространяться и на Перегринов и на провинции. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.(С. 32).4

На теоретическую выработку  представлений об ius gentium оказали большое влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них ius gentium, конечно, всегда оставалось правом чисто римским, а отнюдь не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние Аристотеля, разделявшего право на естественное и законное (ius naturale и ius legitimum). Это раздвоение повторяет Цицерон. В него вносит новую основу Гай (II в. н.э.), противополагающий цивильному праву, как продукту законодательства ius gentium как порождение естественного разума (ratio naturalis).                                                                                                        

Aequitas (справедливость). Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) — строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости, как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.

Естественное  право (ins natnrale). Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям.

Ульпиан считал в некоторых  отношениях и право собственности  основанным на естественном праве.                       

В этом определении как  право народов, так и естественный разум в качестве его естественного  источника, совершенно освобождаются  от принадлежности к правовой системе  какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Представление Ульпиана о  естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только   людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Источники римского  права

 

В юридической литературе различных  народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет, выражение "источник права" употребляется в различных  смыслах:

  1. как источник содержания правовых норм;
  2. как способ, форма образования (возникновения) норм права;
  3. как источник познания права.

Конечным источником содержания права  являются материальные условия жизни  общества.

Это обстоятельство необходимо иметь  в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений  при рабовладельческом строе  является собственность рабовладельца  на средства производства и работников – рабов. И в этих условиях жизни  римского рабовладельческого общества – источник содержания норм римского права.

Другое значение, в котором употребляется  понятие "источник права", отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам  возникает, образуется та или иная норма  права.

В римском праве на протяжении его  истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в  эпоху принципата – сенатусконсульты; в период монархии – императорские  постановления); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов. Ниже мы остановимся  подробно на каждой форме (С.13).5

В каких именно формах объективируется  право каждой определенной эпохи, не является делом исторической случайности. Формы права зависят от социально-экономических  условий определяющих политику государства.

Прежде чем перейти к рассмотрению видов источников (форм) права, охарактеризуем их состояние. В силу особенностей исторического  развития в составе римского права  сложилось несколько систем права, а именно: цивильное, право народов и преторское право. Для лучшего понимания всей системы римского права охарактеризуем их.

Цивильное право (ius civili) – право, подчеркивающее строго национальный характер римских граждан, права государства-города Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права.

Преторское право. Эта система  права была вызвана к жизни  развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового  и ростовщического капитала и  крупной земельной собственности. Рост группы рабовладльцев-растовщиков  сопровождался обострением классовых  противоречий. Все эти новые социально-экономические  условия делали старые постановления  цивильного права недостаточными и  с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно  было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистров, главным образом преторов Она  совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных  преторами преимущественно путем  эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Более  подробно на преторском праве мы остановимся  ниже.

Право народов (ius gentium). С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, заключения договора и т.д.) и за не римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civili, а с другой – национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте.

Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, право народов является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от гражданства.

Информация о работе Понятие и основные черты частного римского права