Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа
Феномен римского права заключается в том, что он живет уже вот более двух тысяч лет в праве многих государств. Когда в Европе начали развиваться торговля и промышленность, то они потребовали развитой правовой базы, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений. Имеющееся законодательство тормозило развитие вышеуказанных процессов, и тогда было решено признать законную силу за римским частным правом, то есть произошла рецепция римского частного права. Данный процесс так глубоко отразился на праве, что на сегодняшний день гражданское, семейное, наследственное и еще ряд других прав многочисленных государств, основаны на принципах и понятиях римского частного права.
Введение 2-3
1. Понятие и основные черты частного римского права 4-9
2. Исторические системы римского частного права 10-15
3. Источники римского права 16-24
4. Рецепция римского частного права 25-28
Заключение 29
Решение задачи 30-31
Список использованной литературы 32
Постепенно происходит слияние
цивильного права и права народов.
Этому процессу способствовал, прежде
всего, собственный интерес
Обычаи (mores).
Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: "В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями". Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода "оживляет"; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона. Для своего признания в качестве правового требования, то есть дающего основание на защиту судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
Специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказать факт его наличия, обычай не презюмпировался в суде доказывался.
Важную особенность римского правового обычая составила неразрывность понимания обычая с нравами. Предписание обычая – это "молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами". В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования (С. 26).6
Законы (leges)
Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, то есть так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован (тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы). Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: "Закон – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом". Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д., а также знаменитый закон XII Таблиц.
Закон должен был содержать определенные элементы: введение или указатель обстоятельств издания; rogatio или текст, который мог подразделяться на главки и т.п.; sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Магистратское право (Ius honorarium).
Полномочия по изданию право
формирующих эдиктов имели
Эдикты эдилов касались преимущественно
вопросов правового регулирования
торговли, прав и обязанностей участников
гражданских сделок, исковых требований,
вытекающих из рыночного оборота. Провинциальные
эдикты заключали в себе, как правило,
предписания троякого рода: утверждение
местных узаконения и правовых обычаев,
нововведения собственно начальников
провинций – главным образом
в административной и финансовой
сфере, заимствования из преторских
эдиктов, пригодные для того или
другого города или провинции
по усмотрению начальника. Важнейшими,
однако, являлись преторские эдикты. При
назначении на должность претор издавал
указ, в котором декларировал те
правоположения и принципы, которых
будет держаться в течение
года (срок преторских полномочий). Различались
новые и перенесенные эдикты: в
первых указывались новшества
Общественные отношения
Ни претор, ни другие магистраты, издавшие эдикт, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивильного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права (С. 18-20).8
Деятельность юристов.
С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций из рук понтификов к светским знатокам права примерно в III в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права.
Юристы – знатоки выполняли консультационные функции в судах, выступали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями для целей правоприменения и правового образования.
В целом сформировалось несколько
видов правотворческой
В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший значение деятельности юристов для судебной практики: согласно закону, только высказывание пяти юристов – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – признавали обязательными для судей.
Придавая своим толкованиями закона определенные смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью.
Сила римских юристов, творчество которых сохранило свое значение в течение многих веков, заключалось в неразрывной связи науки и практики. Они творили право на почве разрешения конкретных жизненных казусов, с которыми приходили к ним и граждане, и представители государственной власти. Свои юридические конструкции римские юристы строили в соответствии с запросами жизни.
Постановления государя (constitutiones)
С оформлением в государственно-
Эдикт, или указ (edictum) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства – то есть, как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения; главным образом эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного и частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.
Кодификация Юстиниана (Corpus juris civilis).
Стремление к унификации источников права в особенности усилилось в императорский период, когда унификация правоприменения в интересах единой правовой политики стала практически государственной необходимостью в собственных интересах власти.
В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившихся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено (С.28).9
Законодательная политика ставила
задачей из двух потоков памятников
прошлого – императорских законов
и работ классиков прошлого –
создать свод законов, пригодных
для применения в новых политических
и экономических условиях. Кодификация
Юстиниана отличается от предыдущих
кодификаций несравненно
"Институции" (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. "Институции" подразделялись на 4 книги и 98 титулов.
"Институции" не были изложением
только отвлеченной философии
права. Юстиниан прямо
Дигесты, или Падекты (Digesta, Padectae), были самой объемной частью свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат – отрывков из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в составе "Дигестов" насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I-V вв. н.э. Фрагменты располагались не произвольно: вначале систематизировались фрагменты, комментирующие юридические проблемы, поставленные в известном тогда сочинении Сабина по гражданскому праву; затем толкования к постоянному, преторскому эдикту – следуя его системе и вопросам; в заключение давались ответы практической направленности.
При обнородование "Дигест" император Юстиниан запретил даже писать к ним комментарии: они представляли оффициально-законодательный документ не менее, чем собственно правоположения закона. Это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в том числе и правовые приоритеты.
Кодекс (Codex) был систематизацией императорских постановлений в 12 книгах и 765 титулах.
Собрание Новелл (Novellae), которые считаются условно-дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано уже с частично систематизаторской деятельностью после смерти императора. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций и вообще многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.
Генезис и развитие римского права как целостной и единой правовой системы распадается на две самостоятельные эпохи (как по своим закономерностям, так и по своему значению для формирования принципов и институтов римского права)10
- VIII в. до н.э. - V в. н.э.
- эпоха становления и развития
римского права в рамках
- с VI в. - по настоящее
время - эпоха рецепции исторической
традиции римского права
Хотя именно на вторую эпоху
приходится содержательный и формальный
расцвет римского права, античное римское
право принято характеризовать
как классическое римское право,
представляющее образец догматической
конструкции и понимания
Существует несколько периодизаций классического римского права. В российской романистике принято различать три периода истории римского государства (царский, республиканский и имперский) и, соответственно, три периода развития античного римского права. О. А. Омельченко, отмечал, что различия в периодизации не имеют «принципиального развития для квалификации собственно римского права».
Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского права.
Рецепция (от лат. receptio - принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права - не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги - изучение римского права, основное содержание - использование опыта прошлого в создании нового права.
Информация о работе Понятие и основные черты частного римского права