Понятие о лесонарушении. Виды лесонарушений. Виды ответственности за нарушения лесного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:39, лекция

Описание работы

Некоторые виды деятельности, прежде бывшие законными и служившие подспорьем для заметной части населения, по новому кодексу стали незаконными (или их законное осуществление требует практически невыполнимых усилий). Сотни тысяч наших сограждан оказались невольными нарушителями закона. Выходит, отныне заготовка пищевых и других недревесных лесных ресурсов (за исключением их сбора для собственных нужд граждан) — это предпринимательская деятельность, которую можно вести только на основании договоров аренды лесного участка. Таким образом, сбор грибов и ягод сельскими жителями на продажу (важный, а подчас и единственный источник дохода) становится незаконным, а сборщики оказываются нарушителями закона, ведь заключить договор аренды для этих целей им практически невозможно.

Файлы: 1 файл

ЛЕСОНАРУШЕНИЯ.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

Иногда оказывается, что организации, на которую выписывались разрешительные документы, уже не существует.

 

4. Проверки лесных участков после завершения на них работ лесопользователями - проведятся совместно с уполномоченными работниками в области лесного контроля и надзора.

В ходе данного мероприятия можно  установить соответствие лесной декларации, выявить незаконные рубки лесных насаждений как в пределах лесосеки (например, не подлежащих рубке деревьев), так и за ее границами. Федеральное  законодательство теперь не требует  освидетельствования лесосек, однако это может быть условием договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

5. Проведение документальных проверок в лесничествах (лесопарках). При данных проверках необходимо проанализировать документы, на основании которых проведены рубки леса, и установить законность и обоснованность их выдачи. Часто оказывается, что договоры на выполнение лесохозяйственных работ заключаются без конкурса, а древесину забирает лицо, осуществляющее лесохозяйственные работы, хотя она принадлежит государству.

Также необходимо изучать результаты проверок в рамках лесного надзора. Иногда при проверке актов выясняется, что лесопользователь заплатил определенную сумму неустойки лесничеству, предусмотренную договором аренды лесного участка, за незаконно спиленный лес, но в ОВД заявление от лесничества (лесопарка) о данной рубке не поступило. Можно предположить, что данные факты происходят из-за халатности работников лесничеств (лесопарков) либо по причине их заинтересованности в сокрытии данной информации.

6. Привлечение независимых специалистов

Малораспространенный, но перспективный. Например, лесопатолог может проверить обоснованно ли назначена санитарная рубка на том или ином участке, так как нередко под прикрытием санитарных рубок осуществляется вырубка деревьев высокосортных пород, совсем не попадающих в разряд заселенных вредителями, зараженных болезнями, а также не являющихся горельником, поврежденными и др. Эксперт-таксатор, в свою очередь, поможет определить такие виды правонарушений, как занижение объема древесины, пересортицу и т.д.

7. Проверка автомобильного транспорта. Нередко в автомашине древесина провозится без документов, не той породы и не того объема либо заготовленная, например, накануне вывозки, а из сопроводительных документов следует, что она заготовлена давно, либо наоборот, на основании свежевыданных разрешительных документов вывозится давно заготовленная древесина и др.

При перевозке товаров (в  том числе лесопродукции) применяются общие правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом обязательно оформляется товарно-транспортная накладная формы № 1-Т (далее — ТТН), которая утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

8. Проверка мест складирования лесоматериалов также дает определенный эффект, в зависимости от наличия либо отсутствия документов, подтверждающих законность происхождения находящейся на хранении древесины, их достоверности и подлинности.

 

 

Незаконная рубка  деревьев, ответственность за ее совершение.

 

Незаконной рубкой деревьев, является рубка, которая проводится без официального разрешения – которым в соответствии с действующим законодательством являются договор аренды лесного участка, либо договор купли-продажи лесных насаждений.

Договор аренды лесного участка  с целью промышленной заготовки  древесины заключается агентством лесной отрасли по Кр.края  с победителем аукциона юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем.

Заготовка древесины, в том числе  дров для собственных нужд осуществляется на основании договора купли-продажи  лесных насаждений заключенных между  агенством и гражданином на основании его личного заявления.

Других законных способов заготовки древесины действующим законодательством не предусмотрено.

 

Если при осуществлении гос. инспекторами мероприятий (рейдов) обнаружена незаконная рубка деревьев составляется протокол о лесонарушении и производится расчет ущерба, причиненного лесному фонду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам в следствие нарушения лесного законодательства».

 

Если размер ущерба не превышает 5,0 тыс. руб. в отношении нарушителя возбуждается дело об административном правонарушении:

- по части 1 статьи 8.28. Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ)

 

В случае если сумма причиненного ущерба превышает 5,0 тыс. руб., наступает  уголовная ответственность, статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

 

Все материалы по незаконным рубкам деревьев с ущербом более 5,0 тыс. руб. направляются в следственные органы на предмет возбуждения уголовных  дел.

 

Уголовные дела по установленным лицам  направляются в суды разных инстанций  для привлечения к уголовной  ответственности по статье 260 УК РФ. По неустановленным лицам возбуждаются уголовные дела и ведутся следствия  по установлению виновных лиц.

 

Санкции по привлечению к  уголовной ответственности по статье 260 УК РФ зависят от размера причиненного ущерба. Значительным размером  –  более 5 тыс. рублей,

крупным размером – 50 тыс. рублей,

особо крупным размером – 150 тыс.рублей.

 

Таким образом, к ответственности  можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов.

ЛЕСНОЙ  КОДЕКС

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение  лесного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении  лесного законодательства, несут  административную, уголовную ответственность  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности  за нарушение лесного законодательства  не освобождает виновных лиц  от обязанности устранить выявленное  нарушение и возместить причиненный  этими лицами вред.

 

Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

1. Лица, причинившие вред  лесам, возмещают его добровольно  или в судебном порядке.

2. Таксы и методики  исчисления размера вреда, причиненного  лесам вследствие нарушения лесного  законодательства, утверждаются Правительством  Российской Федерации.

 

Статья 101. Разрешение споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов  разрешаются в судебном порядке.

 

Виды ответственности:

1)административная – наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т.д.)

Административным  правонарушением(по КоАП)  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение - физические и юридические лица.  Физические лица - несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет , должностные лица , военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов , иностранные граждане и лица без гражданства .

Субъективная  сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Виновность физических лиц отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям.

Форма вины физических лиц установлена ст. 2.2. КоАП РФ.

В данной статье устанавливаются две формы вины:

1) умысел;

2) неосторожность.

Вина в форме  умысла присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Большинство составов правонарушений, содержащихся в КоАП РФ, носят формальный характер, т.е. для признания вины в форме умысла достаточно совершения указанного в норме права противоправного действия или бездействия, независимо от того, какие наступили последствия

Вина в форме  неосторожности закрепляется в ч. 2 ст. 2.2. КоАП РФ.

Если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия либо бездействия, но  самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было  их предвидеть.

Установление формы вины имеет большое значение для квалификации административного правонарушения и определения меры взыскания нарушителю.

Вина  юридического лица - в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения норм законодательства, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная

ответственность.

Субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица также не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.

 

Лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло 16 лет к моменту совершения правонарушения.

Юридическое лицо, как и  физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение.

Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в отношении  которых установлена его вина. Это означает, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об а.п., считается невиновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа рассмотревших дело.

Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности юридического лица толкуются в пользу этого юридического лица.

 

Юридическая ответственность  за деяния, которые выражены в форме  бездействия, наступают лишь в том  случае, когда на лицо возлагалась  та или иная обязанность совершить  те или иные активные действия, но лицо не совершило их, несмотря на то, что  могло и должно было действовать.

 

 

 

Кодекс об административных правонарушениях РФ  2012г

Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание  в лесах деревьев, кустарников, лиан

 

1.Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа

на граждан  3000-3500 рублей;

на должностных лиц -20-30 тысяч рублей;

на юридических лиц – 50-100 тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные  с применением механизмов, автомототранспортных  средств, самоходных машин и  других видов техники, если  эти действия не содержат уголовно  наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа

    на граждан 3500-4500 рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;

    на должностных лиц – 30-40 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;

    на юридических лиц – 100-150 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

 

 

Виды административных наказаний:

  • Предупреждение
  • Административный штраф
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда);
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда);
  • Административное приостановление деятельности (по решению суда).

Штраф – (нем.) наказание. Цель штрафа воспитательная и предупредительная

Наиболее распространенный вид административной ответственности. Сумма штрафа может превышать  причиненный вред или быть меньше его. Взыскание штрафа за нарушение  не освобождает виновного от обязанности  возместить причиненный вред.

Административное  приостановление деятельности

Новый вид административной ответственности. Заключается во временном  прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юр.лиц и их подразделений.

Срок до 90 суток.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня  совершения.

Общий срок рассмотрения дела – 15 дней. По делу выносится постановление (4экз). Нарушитель имеет право обжаловать постановление в суде в 10 дневный срок.

Информация о работе Понятие о лесонарушении. Виды лесонарушений. Виды ответственности за нарушения лесного законодательства